Файл: Целью курсовой работы является изучение и совершенствование финансовой безопасности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– иметь влияние на ресурсы, в данном случае финансовые;

– хорошо знать процесс управления с использованием бюджетирования (при этом не обязательно, чтобы это был участник процесса);

– иметь полномочия и возможность изменять процесс;

– уметь продвигать решения среди руководителей того же уровня в организационной иерархии;

– отвечать за результат работы, как проектной группы, так и управления на основе бюджетирования в целом;

– уметь организовывать и направлять работу проектной команды;

– являться лидером, обладающим уважением и авторитетом в предприятии;

– нести ответственность за ведение проекта по внедрению управления на основе бюджетирования.

Оптимально под указанные требования владельца попадает финансовый директор, имеющий полномочия и возможность изменять процесс.

Руководителем проектной группы следует назначать линейного руководителя, например, начальника планово-экономического отдела. Все участники проектной группы должны быть профессионалами в своей области знаний.

Количественный и качественный состав проектной группы имеет обратную зависимость, т.е. чем выше компетенции сотрудников, тем меньше участников будут вовлечены в проект и тем быстрее и менее болезненно будет внедрено управление на основе бюджетирования.

После того, как все участники проектной группы определены, распределены функции и возложена ответственность за конечные результаты работы, необходимо провести анализ существующей на предприятии системы управления с использованием бюджетирования. В первую очередь сбор данных у подразделений, участвующих в процессе бюджетирования.

В зависимости от целей проекта это могут быть сведения о функциях (направлении деятельности подразделений), продуктах (результатах деятельности) и системах (ресурсах, нормативной базе и ином обеспечении деятельности). Безусловно, у участников проекта имеются исходные знания (из опыта работы и анализа документов (внутренних регламентов, отчетности и т.д.)), но эти сведения, необходимо подтвердить и дополнить.

Данную работу можно выполнить, используя опросные листы или путем проведения интервью с сотрудниками профильных подразделений. Результаты проведенного анализа обрабатываются и систематизируются. Наиболее лучший способ представления данных – визуальный, оформленный в виде построенных по результатам полученных данных графиков и диаграмм. После того, как все проблемы идентифицированы, необходимо предложить варианты их решения, которые впоследствии интегрируются в план мероприятий.


Наилучшим инструментом для построения план – графика работ является диаграмма Ганта, цель которой отобразить временные рамки заданий и действий в той последовательности, как они проходят на протяжении проекта.

После того, как план – график работ прошел все необходимые согласования, можно переходить к реализации намеченных мероприятий. В процессе реализации происходит обучение и переподготовка персонала, разработка регламентов, стандартов, т.е. документов, описывающих систему управления на основе бюджетирования и ее функционирование. Такими документами могут быть:

– структура, штатное расписание подразделений, ответственных за бюджетирование, а также положение о подразделении и должностные инструкции;

– финансовая структура;

– стандарт процедур бюджетирования;

– классификатор статей бюджета.

Данные отчеты позволят своевременно выявить расхождения с намеченным графиком и в случае необходимости проводить корректировку плана мероприятий. После выполнения плана мероприятий работа проектной группы еще не окончена, на заключительном этапе необходимо передать ответственность за выстроенные процессы линейным менеджерам.

Завершением работы проектной группы служит итоговое обсуждение, где подводятся результаты работы проектной группы и внедрения самого процесса бюджетирования. Если проект осуществлялся собственными силами и все стороны довольны результатами работы, то возможно выплатить вознаграждение (10 % к окладу за выполнение целевых показателей).

При завершении проекта оценивается степень достижения целевых показателей и рассчитывается бонус. При этом максимальный размер бонуса определяется еще при постановке цели для каждого участника проектной группы.

Кроме непосредственных участников проектной группы имеет смысл поощрение привлеченных работников, участвующих на определенных этапах. Причем критерием распределения премиального фонда должна быть степень вовлеченности, участия работника в проекте, а также эффект, результат от предложенных нововведений, либо от качества представленной информации.

Руководитель проектной группы может внести предложения владельцу процесса по премированию работников, вовлеченных в проект, с представлением результата работы и оценкой эффективности труда. Окончательное решение по премированию принимает владелец процесса.

Таким образом, внедрение управления на основе бюджетирования состоит из следующих этапов: формирование группы внедрения управления с использованием бюджетирования, характеристика текущей ситуации, идентификация проблем и определение вариантов их решения, реализация плана мероприятий, оценка и мониторинг преобразований, передача ответственности линейным менеджерам, итоговые обсуждения.



Проект совершенствования системы управления на основе бюджетирования планируется проводить собственными силами. Длительность работы проектной группы рассчитана на 6 мес. В результате проведенной работы структура и функциональные обязанности были распределены между участниками проектной группы (табл.3.1).

На основании выявленных проблем была поставлена основная задача проектной группы формирование плановых и фактических бюджетов на основе ЦФО с целью наделения руководителей ООО «НИПИ НГ «Петон» финансовой ответственностью за бюджеты. В рамках данной задачи был сформирован план – график мероприятий по разработке и внедрению управления на основе бюджетирования, в котором был обозначен комплекс мероприятий, выполняемых на этапах стадии разработки системы бюджетирования, определены сроки и назначены ответственные лица.
Таблица 3.1 ‒ Структура и функциональные обязанности проектной группы по внедрению управления на основе бюджетирования в

ООО «НИПИ НГ «Петон»

Наименования роли

Функции

Должность

Владелец процесса

ответственность за внедрение управления на основе бюджетирования;

формирование команды внедрения;

руководство командой внедрения;

контроль за внедрением управления на основе бюджетирования

Финансовый директор

Руководитель проектной группы

расчет стоимости проекта;

разработка плана мероприятий по разработке и внедрению управления на основе бюджетирования;

обоснование и разработка перечня требуемых организационных изменений

Начальник планово-экономического отдела

Специалисты по внедрению управления на основе бюджетирования

разработка структуры информационного взаимодействия сотрудников подразделений

разработка стандартов, нормативных документов, регламентирующих управление на основе бюджетирования

Специалисты планово- экономического отдела


Таким образом, предложенный алгоритм совершенствования системы управления с использованием бюджетирования представляет собой комплексную программу, обеспечивающую решение экономических и социальных задач при реализации проекта.


Положительным моментом является разработка положения о функционировании проектной группы с описанием этапов реализации проекта. Закрепленный в локальных нормативных актах алгоритм формирования управления на основе бюджетирования будет прозрачным и ясным для каждого работника, а также приведет к увеличению ответственности за конечный результат работы, способствуя, тем самым, снижению сопротивления со стороны работников.
3.2 Мероприятия по совершенствованию финансового анализа

предприятия
Проведенный анализ финансового состояния предприятия определил, что компания находится в зоне допустимого риска, за счет показателей ликвидности и платежеспособности. На сегодняшний день ООО «НИПИ НГ «Петон» имеет огромные складские запасы в рамках массового производства. Переизбыток запасов может причинить убытки, если снизится спрос, изменятся потребности рынка или товары попросту устареют. Поддерживать запасы на оптимальном уровне помогут системы управления запасами. Планирование запасов рекомендуется проводить на основании формируемых заявок, так как текущий уровень запасов обусловлен нереализованной продукцией предприятия, что ведет к затовариванию складов. Рекомендуется проведение расчета необходимого уровня запасов на основании двух этапного алгоритма (рис. 3
.1.).
Рисунок 3.1 ‒ Алгоритм планирования запасов на предприятии
Рассмотрим предлагаемые этапы подробнее (табл. 3.2).
Таблица 3.2 ‒ Управленческие решения при представленном алгоритме

Этап

Что проводится

Ответственный сотрудник

Сроки

Прогнозирование объемов реализации


После того как определена потребность в каждом из запасов, формируется план продаж (бюджет продаж).


Планово-экономический отдел, бухгалтерия

Январь 2023 года

Формирование бюджета продаж

На его основе компания может установить:

сколько ей нужно выпустить товара, чтобы удовлетворить потребности покупателей;

какие запасы готовой продукции необходимо сформировать, чтобы обеспечить своевременную отгрузку продукции конечному покупателю;

сколько материалов каждой номенклатуры нужно закупить, чтобы изготовить необходимое количество продукции;

какими должны быть запасы материалов каждой номенклатуры, чтобы обеспечить бесперебойность и ритмичность производственного процесса, и т. д.

Планово-экономический отдел, бухгалтерия

Январь 2023 года

Прогнозирование объемов производства

На основании сформированного плана продаж ООО ХК «Башбетон» рассчитывает свои производственные возможности, т. е. определяет то количество товара, которое она может изготовить при имеющихся производственных площадях, оборудовании и численности персонала. При этом необходимо учитывать запасы готовой продукции, которые уже есть на складах

Планово-экономический отдел, бухгалтерия, производственный отдел

Январь 2023 года

Расчет производственных возможностей

При этом необходимо обязательно соблюдать баланс между максимальным и минимальным уровнем складских запасов. Цель оптимизации постоянно поддерживать такой уровень, который не позволит появиться дефициту, и в то же время избавит компанию от излишних затрат на хранение неликвидного товара на складах

Отдел сбыта, производственный отдел, экономический отдел, бухгалтерия

Февраль 2023 года

Загрузка и заказ запасов предприятия




Отдел сбыта, производственный отдел

Февраль 2023 года



Пример бюджета продаж в натуральном выражении отражен на рисунке 3.2

Рисунок 3.2 ‒ Пример бюджета продаж

 

Довольно значительный результат может дать автоматизация управления товарными запасами (рис. 3.3).

 

Рисунок 3.3 ‒ Реальная экономия по запасам при использовании

специализированного программного обеспечения Forecast NOW
Одним из возможных механизмов является оптимизация уровня сервиса. В этой модели сделаны следующие предположения:

‒ компания теряет недополученную прибыль от дефицита товаров;

‒ компания несет затраты по хранению товаров на складе.

Соответственно оптимальной будет та точка, в которой минимизирована сумма потерь от этих двух факторов.

При внедрении автоматизированных систем существенно сократится время формирования заказа и уменьшится возможность ошибки.

Также в рамках представленных мероприятий рекомендуется непосредственно увеличение рынка сбыта. Представленный анализ маркетинговой службы свидетельствует о неэффективности организации продаж.

Так в рамках совершенствования данного мероприятия менеджеру по развитию бизнеса предприятия необходимо провести оценку функционирования службы маркетинга и поставить данной службе по обеспечению договоров на определенный временной отрезок.

Представленные меры позволят организовать эффективное управление запасами предприятия, избежать захламление складов и соответственно обеспечить финансовую устойчивость предприятия.

3.3 Мероприятия по устранению рисков и угроз деятельности

предприятия
В рамках проведенного анализа рисков и угроз предприятия была выявлена ключевая угроза предприятия недозагрузка производственных мощностей вследствие снижения потребности, что обусловлено сокращением спроса на продукцию предприятия в связи с экономической и эпидемиологической ситуацией в стране.

В
рамках минимизации данного риска необходимо непосредственно не допустить переизбытка массового производства на предприятии которое ведет непосредственно к затовариванию складов, хранению неликвидной продукции и прочего (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 ‒ Алгоритм оптимизации переизбытка продукции
В рамках представленного алгоритма, рассмотрим содержание этапов, ответственных лиц и сроков при реализации мероприятий с января 2023 года, представленные в таблице 3.2.