Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
22
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Под методологической основой диссертационного исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного ис- следования. В тексте диссертации соискатель должен подробно обосновать каждый применяемый им метод, что подтверждает его кругозор в исследуемом вопросе и способность к правильному выбору методов исследования, что и определяет достоверность результатов диссертационного исследования.
В автореферате в разделе методологическая основа диссертационного исследования перечисля- ются только основные методы, использованные соискателем.
Все методы, используемые в научном познании, можно разделить на общенаучные и специ- альные методы.
К общенаучным методам относятся методы, используемые во всех областях науки, это обоб- щение, дедукция, абстрагирование, эксперимент и др.
Специальные методы применяются в конкретной области науки, так, например, в юриспруден- ции применяется метод правового моделирования, в экономике – методы экономико-математического моделирования и т.д.
Общенаучные методы подразделяются на две основные группы: теоретические методы и экспе- риментальные методы. Группой методов, объединяющих признаки обеих групп, являются теоретико- эмпирические методы. Существует ряд других классификаций методов исследования.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

К теоретическим методам исследования относятся метод восхождения от абстрактного к кон- кретному, метод идеализации, метод формализации и другие.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в условном расчлене- нии объекта исследования, описании его свойств при помощи множества понятий и характеристик,
превращая в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Затем восстанавливается сам объект, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в процессе мышления.
Метод идеализации. Данный метод используется для упрощения сложных систем и процессов,
что позволяет исключить из рассмотрения те свойства и отношения объектов, которые мешают понять сущность изучаемого процесса. Для этого мысленно конструируются идеальные объекты, не существующие в реальности.
Метод формализации заключается в отображении содержания и структуры исследуемого объ- екта в знаковой форме: математических символах, химических и физических формулах и т.д.
К экспериментальным методам исследования относятся методы: наблюдения, моделирования,
сравнения и др.
Метод наблюдения опирается на работу органов чувств человека и позволяет получить объек- тивную информацию о поведении объекта исследования в естественных условиях.
Эксперимент как метод подразумевает изучение того или иного явления в чистом виде и поз- воляет исследовать свойства объектов исследования как в естественных, так и в экстремальных условиях. Эксперимент с целью проверки его результатов может повторяться.
Метод сравнения позволяет выявить сходства и различия предметов и явлений действитель- ности.
Метод моделирования заключается в построении модели исследуемого объекта и исследовании его свойств на базе построенной модели.
К эмпирически-теоретическим методам исследований относятся методы аналогии, абстра- гирования, дедукции и др. Метод аналогии предполагает на основе установления сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков наличие у одного из предметов исследо- вания конкретного признака.
Метод абстрагирования позволяет исключить из рассмотрения при выполнении исследований несущественные характеристики объекта и сосредоточиться на наиболее значимых характеристиках объекта.
Метод индукции позволяет на основе эмпирических данных сформировать теоретические зна- ния и основан на опытах и экспериментах.


Метод дедукции позволяет теоретически обосновать полученные индуктивным путем выводы,
снимает их гипотетический характер и превращает в достоверные знания.
6. Цель и задачи исследования
Методические рекомендации
Цель и задачи исследования определяют направления, по которым соискатель раскрывает тему диссертации.
Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих науч- ных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изуче- ние его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить. . . », «обосновать. . . », «выявить. . . » и т.д.
22

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
23
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
После формулирования цели формируются задачи исследования. Задачи исследования опреде- ляют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов диссертации, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении за- дач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В пе- речне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные, без их дробления на более мелкие задачи.
7. Структура диссертации
Методические рекомендации
В соответствии с «Положением о порядке присуждения ученых степеней» ученая степень канди- дата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем.
Диссертация должна быть подготовлена лично соискателем степени, при использовании в тексте диссертации каких-либо литературных источников должны быть указаны ссылки на эти источники.
В диссертации должен быть четко прописан личный вклад автора в науку.
Предложенные автором новые решения должны быть аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями.
В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации по использованию научных выводов.
Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Министер- ством образования и науки Российской Федерации.
Диссертация это в первую очередь научная работа. Научная работа предусматривает выполнение исследований в следующем порядке: выбор темы исследований, анализ литературных источников по теме исследований, определение круга нерешенных задач и выбор задач, подлежащих исследованию,
выбор методов исследований, разработка гипотезы (предполагаемых результатов), решение постав- ленных задач, выводы по проделанной работе. Опыт выполнения научной работы у аспирантов есть,
так как они в упрощенном виде решали научную задачу при подготовке дипломной работы.
Существенным отличием диссертации от диплома является то, что решаемая научная задача должна иметь существенное значение для соответствующей отрасли науки или для экономики или обеспечения обороноспособности страны.
Рекомендации по выбору темы исследований и других параметрах диссертации приведены в со- ответствующих разделах сайта.
Обычно кандидатская диссертация представляется в виде рукописи объемом 140-180 листов. Дис- сертация, как правило, пишется на русском языке.
Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях.
Список изданий, рекомендуемых ВАК, представлен на сайте.
Типовая структура кандидатской диссертации состоит из введения, основной части и заключения. Также в диссертацию включают библиографический список (библиография,
список использованной литературы) - тут возможно применение любого из указанных наимено- ваний и выбор зачастую зависит от требований кафедры (учебного заведения). Иногда диссертация имеет приложения, если ряд материалов, имеющих справочный характер или результаты экспери- ментов в связи с их значительным объемом нецелесообразно включать в основной текст диссертации.
Во введении в диссертацию должны обязательно отражены:
• актуальность темы диссертации;
• цель и задачи диссертации;
• объект и предмет исследования;
• теоретическая и методологическая основа исследования;
• степень разработанности проблемы;
• информационная база исследования;
• научная новизна диссертации;
• достоверность научных положений;
• научные положения, выносимые на защиту;
• практическая значимость работы;
• апробация и внедрение результатов;
• публикации по теме диссертации;
• структура и объем диссертации.
Основная часть диссертации обычно состоит из трех глав. Типовое содержание глав диссер- тации: первая глава посвящается критическому анализу положения дел по исследуемому вопросу и литературных источников. Во второй главе на базе выполненного анализа приводятся новые ре-
23


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
24
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход шения автора исследования, в третьей главе описываются результаты реализации новых решений автора с их критической оценкой.
Все главы заканчиваются выводами по главе.
В заключении по диссертации приводятся основные выводы и результаты работы.
8. Введение к диссертации
Методические рекомендации
Диссертационное исследование по своей структуре состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.
Так, если в основной части диссертации описывается весь ход исследования, от анализа состояния исследуемого вопроса до практического применения идей автора, в заключении описываются резуль- таты, полученные лично автором и рекомендации по их применению, то во введении к диссертации приводятся все основные характеристики диссертационного исследования.
Эти основные характеристики должны в полной мере показать квалификацию автора как науч- ного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям ВАК к диссертациям.
Объем введения обычно зависит от отрасли науки, в нем должны быть представлены:
• актуальность;
• цель и задачи исследования;
• объект и предмет исследования;
• гипотеза или основная идея работы;
• методология и методы исследования;
• научная новизна;
• научные положения, выносимые на защиту и их достоверность;
• практическая значимость полученных результатов;
• апробация результатов работы;
• публикации автора по теме диссертации;
• объем диссертации.
Необходимо еще раз отметить, что все характеристики работы должны быть связаны как с темой работы, так и между собой.
Актуальность диссертационного исследования, являясь с одной стороны характеристикой современного состояний исследуемого в диссертации вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой характеризует автора как научного исследователя, способного самостоятельно по- казать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практическую значимость для отраслей экономики нашей страны. Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе подготовки актуальности идут по пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием дис- сертации. То есть сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решаются научная задачи. В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется наиболее значимая, характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы, рассматриваются причины возникновения проблемы, после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.
Таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяется объ- ект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна теме диссертации. Для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме диссертации. Исследовате- ли группируются по группам рассматриваемых вопросов, которые, по мнению автора, недостаточно проработаны в их трудах, после чего формулируется необходимость проведения дальнейшего науч- ного поиска в рассматриваемом направлении.
Следующим этапом работы является формулирование цели и задач исследования.
Цель диссертационной работы практически повторяет название диссертационного исследо- вания с добавлением в начале фразы: «разработать..», или в конце фразы: «обеспечивающего эф- фективное...» и т.д.
При формулировании задач исследования необходимо четко представлять этапы исследова- ния и на каждый из них ставить четко сформулированную задачу. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность, «сформулировать и обосновать», «выявить факторы»,
«рассмотреть», «проанализировать», «изучить», «разработать», «определить место». В конце фор- мулировки задач рекомендуется указать цель решения задачи. Кроме того, необходимо помнить, что сформулированные задачи определяют название и содержание основных глав и параграфов диссер- тации.
Далее во введении характеризуется в нескольких предложениях теоретическая и методологиче- ская база исследования, в которой приводятся перечень рассматриваемых научных направлений, а также характеризуются используемые в исследовании научные методы.
24


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
25
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
При характеристике информационной базы исследования характеризуются источники информа- ции для проведения исследований.
Гипотеза (основная идея работы). Формулировка гипотезы не является обязательным эле- ментом и ее представление во введении оставляется на усмотрение автора. Гипотеза, являясь основ- ной идеей работы, представляет собой авторское видение способа достижения цели, поставленной в работе. Пример формулировки гипотезы: «обоснование параметров. . . должно осуществляться на основе. . . ». Гипотеза в результате выполненных исследований может быть подтверждена или опро- вергнута. В последнем случае производится углубленный анализ причин получения такого резуль- тата.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту, являются подтвержденными со- ставными частями гипотезы. Основные положения фактически являются научными результатами,
полученными в ходе исследований, но имеющие отличия от ранее выполненных работ, то есть име- ющие научную новизну. Это могут быть: установленные закономерности, методики, позволяющие получить новые знания, способы обучения, воспитания и т.д. То есть научные положения в утвер- дительной форме подтверждают предвидение автора, его гипотезу по результатам выполненных ис- следований. Естественно, что последнее научное положение или основной научный вывод по работе должен быть созвучен с темой диссертации и подтверждать, как актуальность, так и правильность постановки цели и задач исследования.
Достоверность научных положений. В этом разделе из одного-двух предложений перечис- ляются конкретные результаты научных исследований (расчеты динамики, сравнения, оценки и т.д.)
подтверждающие полученные в ходе исследований результаты.
Научная новизна. Научная новизна является основным признаком диссертационной работы,
за который и присуждается в конечном итоге ученая степень. Научная новизна может быть сформу- лирована в одном предложении. К примеру, автор мог разработать методику, позволяющую решить проблему, не разрешимую ранее. Однако, в современных условиях насыщенности всех областей зна- ний научными исследованиями, довольно проблематично решить такую проблему, в связи с чем в кандидатских диссертациях допускается присутствие элементов новизны. Что такое научная новизна
– это понятие, которое позволяет автору сказать, что такого ранее не было. Но голословного утвер- ждения о новизне недостаточно, необходимо, чтобы в формулировке звучало: « отличающаяся тем,
что. . . », «впервые получено. . . », «впервые получено. . . », или «доказано, что. . . », «проанализирова- но. . . , что позволяет в отличие от. . . » и т.д. Формулировка научной новизны должна быть увязана с темой диссертации и включать в себя ее часть.
Научная значимость результатов исследований должна показать вклад автора в развитие на- учных представлений в той или иной области научных знаний, раскрывать сущность и механизмы развития процессов.служить базой для дальнейших научных исследований.
Практическая значимость полученных результатов. В этом разделе приводятся сведения как о разработке автора, которую он предлагает для практического использования, так и о факти- ческом использовании или возможности и месте использования результатов работы, причем в связи с тем, что разработка является новой как в научном, так и прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана в обеих областях.
Апробация результатов диссертации. В этом разделе приводятся сведения о докладах и сооб- щениях автора на научных конференциях и других способах ознакомления научной общественности с результатами диссертационной работы.
Публикации. В разделе указывает количество монографий, статей в научных журналах, сбор- никах научных трудов, опубликованных тезисах выступлений на конференциях.
Объем диссертации. В разделе приводятся сведения о структуре диссертации (введение, коли- чество глав, заключение, наличие приложений), а также объем диссертации, количество рисунков и таблицам, приложения с указанием их количества.
9. Заключение диссертации
Методические рекомендации
Одной из основных частей диссертации, по которой можно судить о вкладе соискателя степени в науку, является заключение. Заключение характеризует не только диссертационную работу, но и самого автора, как специалиста, способного решить поставленные во введении к диссертации задачи и сформировать правильные выводы.
Диссертационное исследование является новым вкладом в науку и этот вклад должен быть четко сформулирован в заключении.
В заключении в сжатом виде приводится изложенная в диссертации научная информация, пред- ставлены полученные результаты решения поставленных автором задач. В заключении также долж- на быть отражена вынесенная на защиту научная новизна исследований.
Заключение по своей сути является итогом выполненных научных исследований и содержит выво- ды и обобщения, а также рекомендации по практическому использованию полученных результатов.
25