Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
80
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход являются следствием ошибочных построений и умозаключений соискателя.
Для того чтобы диссертационный совет имел основания доверять исследованиям соискателя,
необходимо, чтобы положения, выводы и рекомендации диссертационной работы всегда надежно подтверждались в рамках исследуемого объекта для всего класса предметов исследования, то есть при тех же условиях на разных объектах могли быть повторно получены те же результаты.
Для подтверждения достоверности могут использоваться различные способы. Во-первых в работе должна быть подтверждена достоверность информации об исследуемом предмете. Это подтвержде- ние базируется на всестороннем анализе выполненных ранее научно-исследовательских работ по предмету исследования, применением в исследованиях апробированного научно-методического ап- парата (эти вопросы приведены во введении в автореферате и диссертации в разделах «Степень разработанности проблемы исследования» и «Методы исследования»).
Достоверность может подтверждаться верификацией, то есть при осуществлении аналогичных работ на многих объектах подтверждение того же результата.
Кроме того, существуют следующие методы доказательств достоверности: аналитические, экспе- риментальные и подтверждение практикой.
Аналитические методы проверки достоверности применяются при наличии в исследованиях ма- тематических моделей (экономико-математические, социальные и др.), которые позволяют матема- тически описать исследуемые процессы.
Экспериментальные методы проверки достоверности осуществляются путем сравнения теорети- ческих и экспериментальных результатов.
При подтверждении научных результатов практикой рассматривается совпадение явлений в прак- тике с построенными теоретическими положениями.
Кроме того, достоверность подтверждается наличием и объемом исходного материала и апроба- цией результатов исследований в практике.
18.
Научные положения, выносимые на защиту
Одним из требований ВАК к диссертациям является наличие в диссертационном исследовании научных положений. «Диссертация должна. . . .содержать совокупность новых результатов и поло- жений. . . ».
Научные положения приводятся во введении в диссертацию, а также в автореферате.
Научные положения должны быть новыми и не повторять научные положения из ранее защищен- ных диссертаций. Научные положения являются основой диссертации. В них приводятся основные научные и практические результаты, полученные в диссертационном исследовании соискателем уче- ной степени.
Во введении диссертации перечисление научных положений обычно производят начиная со сле- дующей фразы: "Основные положения, выносимые на защиту "На защиту выносятся следующие положения и результаты: "На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны основные положения:".
Количество научных положений обычно составляет 5-6 пунктов, здесь же приводится описание новой научной задачи, решенной соискателем, а также ее место и значение в науке.
Рекомендуемые формулировки научных положений начинаются со слов:
• разработаны требования к. . . ;
• выявлены факторы, влияющие на. . . ;
• выведена взаимосвязь соответствия. . . ;
• выделены и охарактеризованы этапы. . . ;
• дополнен инструментарий. . . ;
• выявлена целесообразность введения (внедрения). . . ;
• предлагается следующая формулировка (следующее определение). . . .
Обычно научные положения формулируются в виде предполагаемых результатов при состав- лении концепции работы. То есть соискатель ставит перед собой цель, к которой надо стремиться.
Очевидно, что правильное формулирование научных положений играет огромную роль, так как Цель работы при неудачных научных положениях не будет достигнута, что приведет только к потере вре- мени на ненужную работу, а также работа не будет иметь необходимую новизну, соответствующую требованиям ВАК.
Очевидно, что соискателю ученой степени при формулировании научных положений необходи- мо обратиться к помощи научного руководителя, членам кафедры, которые на базе своего опыта помогут сформулировать научные положения по теме работы, которые не претерпят существенных изменений в процессе подготовки диссертации.
В тоже время, необходимо учитывать, что первоначально сформулированные научные положения не являются догмой и могут видоизменяться в процессе подготовки диссертационного исследования.
80
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
81
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
19.
Практическая значимость результатов исследования
Практическая значимость (ценность) результатов является обязательным разделом введения в автореферате и диссертации, в котором отражается применение результатов исследования в практи- ке: приводятся результаты практического использования полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Практическое значение полученных результатов приводится во введении в автореферате и дис- сертации в сжатом виде. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому использованию результатов исследования с указанием при наличии формы ис- пользования и реквизитов подтверждающих использование документов.
К результатам практического использования в области гуманитарных наук относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности к использованию или масштабам использования.
Практическое использование результатов исследований может быть оформлено актом внедрения,
в котором указываются конкретные результаты диссертационной работы, использованные в работах организации, которой внедряются практические результаты.
Практическое использование результатов может быть подтверждено их включением в различ- ные программы, правила, прогнозы развития, нормативные документы, руководства, положения,
инструкции, методики и т.д. Документами, подтверждающими практическое использование, могут быть акты внедрения, заключения и справки органов власти, хозяйствующих субъектов, а также утвержденные нормативные документы, рекомендации, методические указания, в которые включе- ны результаты диссертационного исследования.
Практическое использование результатов может быть также подтверждено их включением в учебно-методическую литературу (учебники, учебные и методические пособия и т. д.), что подтвер- ждается справками от учебных и научных заведений.
Также приводится оценка научной, экономической или социальной эффективности практи- ческого использования результатов диссертационного исследования.
Под научной эффективностью понимаются новые знание об обществе и мышлении, которые позволили выявить новые факты, связи, закономерности, законы.
Экономическая эффективность определяется возможностью экономии людских, материаль- ных или финансовых ресурсов.
Социальная эффективность определяется улучшением условий труда и жизни населения,
усовершенствование образования и здравоохранения, охраны окружающей среды.
Одним из разделов введения в диссертацию является апробация результатов исследования. Апро- бация дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств». В настоящее время под термином Апробация понимается критическая оценка со стороны научного сообщества научных ис- следований соискателя. Причем оценке подвергаются не только конечные результаты работы, но и методики исследования, и промежуточные результаты работы.
Апробация стимулирует соискателя на переосмысливание своих научных исследований, более глубокую их доработку, помогает автору подтвердить или понять необходимость пересмотра научных положений.
Очевидно, что апробацию работы с целью своевременного получения объективных оценок этапов проводимого исследования, выводов и практических рекомендаций необходимо начинать с самого начала работы над диссертационным исследованием.
Наиболее распространенными способами доведения до научной общественности материалов дис- сертационной работы является участие соискателя в научных конференциях, симпозиумах, выступ- ления на заседаниях кафедры, участие в различных видах мероприятий научного сообщества, под- готовка и направление в различные органы предложений по теме исследований.
Публикации соискателя в виде книг, тезисов докладов на конференциях, депонирование частей научных исследований также являются апробацией результатов исследований.
Необходимо отметить, что материал, представленный для апробации, должен быть оформлен в виде текста доклада, проекта, сообщения.
Целесообразно проводить обсуждение работы с коллегами, с научными сотрудниками и препода- вательским составом по месту подготовки диссертации.
Положительным моментом Апробации диссертационной работы на различных научных форумах является не только формирование соискателя как ученого, но и получение опыта подготовки докла- дов и выступлений, ведения научной дискуссии, что позволит соискателю уверенно провести защиту диссертации на заседании диссертационного совета.
При написании раздела Апробация результатов исследования используются следующие фор- мулировки:
• Основные результаты диссертационного исследования были представлены на научно-практической конференции. . . , симпозиуме . . . , совещании. . . .
81
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
82
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
• По теме диссертации опубликованы монография, 2 учебных пособия, 5 статей, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
• Результаты диссертационной работы включены в Отчет о научно-исследовательской работе. . . .
Диссертационные исследования прикладного и частично теоретического характера находят свое применение в различных отраслях народного хозяйства. Причем эти результаты могут быть ис- пользованы еще до защиты диссертации. Такое использование результатов исследования называется внедрением, что отражается в тексте введения в диссертацию.
Внедрение результатов подтверждается документально организацией, которая в своей деятель- ности и применила эти результаты, что в свою очередь принесло этой организации экономический,
социальный, либо другой эффект.
Эффективность внедрения результатов исследования в практику определяется, разработанно- стью в диссертации теоретических и методических положений, которые в работе доведены до кон- кретных рекомендаций, которые могут быть представлены в виде методик, инструкций, нормативов и пр. Это могут быть как конкретные рекомендации по совершенствованию структуры производства,
нормативы затрат времени, инструкции по использованию программ и т.д.
Внедрением результатов научных исследований является также их использование в учебном про- цессе путем включения в учебные, учебно-методические и методические пособия и учебники. То есть внедрение это передача результатов исследования потребителю научной продукции в удобной для потребителя форме, обеспечивающей повышение эффективности работы потребителя, оформленное соответствующими документами.
82
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
83
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ VII: Вопросы текущего контроля
1. Обоснование актуальности диссертации
2. Научная новизна диссертации
3. Объект и предмет исследования
4. Заполнение индивидуального плана
5. Методы научного исследования
6. Цель и задачи исследования
7. Структура диссертации
8. Введение к диссертации
9. Написание текста диссертации
10. Заключение диссертации
11. Библиографический список
12. Оформление диссертации
13. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций
14. Научные положения, выносимые на защиту
15. Практическая значимость результатов исследования
16. Апробация и внедрение результатов исследования
83
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
84
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ VIII: Тематика собеседований
Работа с паспортом специальностей. Определение объекта исследования
Изучение диссертационных работ в рамках паспорта специальностей за последние 10 лет. Опре- деление проблематики исследования
Анализ ведущих периодических изданий
Работа с научными исследованиями. Составление аналитического обзора
Составление индивидуального и рабочего планов
Выбор методов научного исследования
Определение цели и задач исследования
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Разработка структуры исследования
Проведение эксперимента
Написание научных статей
Написание текста диссертации
Оформление научно-справочного аппарата
Оформление библиографического списка
Написание автореферата
84
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
85
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ IX: Вопросы итогового контроля
1. Актуальность диссертационного исследования
2. Цель и задачи исследования
3. Объект и предмет исследования
4. Аналитический обзор
5. Методы научного исследования
6. Апробация
7. Оформление научно-справочного аппарата
8. Оформление библиографического списка
9. Структура диссертации
10. Автореферат.
85
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
86
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ X: Требования к зачету
20.
Требование к зачету для аспирантов 1 года обучения
Для получения зачета по дисциплине необходимо представить в отдел аспирантуры материа- лы, оформленные согласно установленным требованиям. На титульном листе должна быть подпись самого аспиранта и научного руководителя (либо заведующего кафедрой).
Материалы должны включать:
1. Обоснование актуальности темы исследования
2. Обзор литературы по теме диссертационного исследованиями со ссылками, оформленными со- гласно ГОСТу.
3. Объект и предмет диссертационного исследования
4. Цель и задачи исследования
5. Методы диссертационного исследования
6. Список литературы, оформленный по ГОСТу.
21.
Требования к зачету для аспирантов 2 года обучения
Для получения зачета по дисциплине необходимо представить в отдел аспирантуры материа- лы, оформленные согласно установленным требованиям. На титульном листе должна быть подпись самого аспиранта и научного руководителя (либо заведующего кафедрой).
Материалы должны включать: Структуру диссертационного исследования с обоснованием мето- дов для каждой исследовательской задачи.
22.
Требования к зачету для аспирантов 3-4 (для очной фор- мы), 4-5 (для заочной формы) года обучения
Для получения зачета по дисциплине необходимо представить в отдел аспирантуры материа- лы, оформленные согласно установленным требованиям. На титульном листе должна быть подпись самого аспиранта и научного руководителя (либо заведующего кафедрой).
Материалы должны включать: Автореферат диссертации
86