Файл: Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
Схема и график способствуют рациональному размещению основных зон
(хранения, ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР) и организации движения.
Рис. 3.1. Схема производственного процесса АТП
Как видно из представленной на рис. 3.1. схемы, при возвращении с линии автомобили проходят КПП и зону уборочно-моечных работ (УМР). Далее автомобили, нуждающиеся в ТО и ТР, направляются в соответствующие зоны, остальные
− в зону хранения.
Рис. 3.2. График производственного процесса АТП
Если число автомобилей, возвращающихся с линии в единицу времени, больше пропускной способности зоны УМР, то часть автомобилей после КПП
32 поступает в зону хранения или зону ожидания. Эти автомобили проходят УМР по мере ее освобождения. Как правило, пропускная способность зон ТО-1, ТО-2 и ТР также не позволяет принять на обслуживание все автомобили непосредственно после возвращения их с линии. Поэтому часть автомобилей ожидает ТО и ТР в зоне хранения или зоне ожидания. Из зоны хранения исправные автомобили через КПП выпускаются для работы на линии.
Схема технологического процесса и график определяют ряд технологических маршрутов, которые устанавливаются для автомобиля в зависимости от его технического состояния, плана ТО и режима работы.
Основные и наиболее часто возникающие варианты маршрутов приведены на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Технологические маршруты (варианты)
В этих маршрутах принципиально важным является необходимость ожидания автомобилей очереди перехода его от предыдущего этапа ТО или ТР к последующему, что является следствием неодинаковой потребности автомобиля в различных видах воздействия и неравномерности их поступления в те или иные зоны ТО и ТР. Поэтому практически необходимость ожидания возникает не всегда и не у каждого автомобиля. Однако, несмотря на случайный характер ожидания, рациональная планировка предприятия должна по возможности обеспечивать независимое прохождение автомобилем любого самостоятельного маршрута.
Это достигается в первую очередь соответствующим взаимным расположением зон и организацией движения между ними (рис. 3.4). При этом расположение каждой зоны должно быть достаточно универсальным.
33
Так, например, зону диагностирования, а также зону текущего ремонта следует располагать так, чтобы автомобиль мог поступить в них из любой зоны и уйти из них в любую зону, как показано на рис. 3.3.
Существенное влияние на планировку предприятия оказывают конструктивная схема здания, противопожарные и санитарно-гигиенические требования, ряд требований по охране окружающей среды и ряд других, связанных с отоплением, освещением, вентиляцией и пр.
Рис. 3.4. Взаимное расположение производственных зон
Знание и учет основных факторов и требований, оказывающих влияние на планировку предприятия, во многом определяют качество разработки проектных решений
3.2. Генеральный план АТП
Генплан предприятия
− это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.
Генеральные планы разрабатываются в соответствии с требованиями
СНиП 11-89
−80 «Генеральные планы промышленных предприятий»,
СНиП. 11-60
−75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», ВСН и ОНТП.
34
При проектировании предприятия для конкретных условий данного города или другого населенного пункта разработке генерального плана предшествует выбор земельного участка под строительство, который имеет важное значение
− для достижения наибольшей экономичности строительства АТП и удобства его эксплуатации.
Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе, являются:
• оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением сторон от 1:1 до 1:3);
• относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;
• близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;
• возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод;
• отсутствие строений; подлежащих сносу;
• возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития предприятия.
Построение генерального плана во многом определяется объемно- планировочным решением зданий (размерами и конфигурацией здания, числом этажей и пр.), поэтому генплан и объемно-планировочные решения взаимосвязаны и обычно при проектировании прорабатываются одновременно.
Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане.
Площади застройки одноэтажных зданий предварительно устанавливаются по их расчетным значениям. Окончательные значения площадей застройки принимаются на основе разработанных объемно-планировочных решений зданий, площадок для хранения подвижного состава и других сооружений.
Для многоэтажных зданий предварительное значение площади застройки определяется как частное от деления расчетной площади на число этажей данного здания.
Минимальная плотность застройки территории АТП согласно СНиП И-
89
−80 принимается в зависимости от типа предприятия и числа автомобилей.
В зависимости от компоновки основных помещений (зданий) и сооружений предприятия застройка участка может быть объединенной
(блокированной) или разобщенной (павильонной).
При объединенной застройке все основные производственные помещения располагаются в одном здании (рис. 3.5, а), а при разобщенной
− в отдельно стоящих зданиях (рис. 3.5, б).
Блокированная застройка имеет преимущества перед павильонной по экономичности строительства, удобствам построения производственных процессов, осуществлению технологических связей и организации движения.
35
К преимуществам второго способа застройки относятся уменьшение пожарной опасности и общее упрощение планировочного решения.
Применение павильонной застройки целесообразно при наличии особо крупногабаритного подвижного состава, при сложном рельефе участка, стадийном развитии предприятия или при его реконструкции, а также в условиях теплого и жаркого климата.
В соответствии с основными направлениями технической политики в промышленном строительстве необходимо предусматривать максимальное блокирование зданий.
Рис. 3.5. Способы застройки земельного участка:
1 – административный корпус; 2 – стоянка; 3 – зона ТО; 4 – зона ТР
Согласно требованиям ВСН на АТП, подвижной состав которых состоит из автомобилей I, II и Ш категорий, производственно-складские помещения ТО и
ТР следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных, шиномонтажных и сопутствующих им работ ТР.
Проектирование отдельно стоящих зданий допускается только при надлежащем технико-экономическом обосновании нецелесообразности блокирования зданий.
При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства проезда, тротуаров, прокладки инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обуславливающих противопожарные и санитарные требования
(СНиП П-89
−80).
Существенное значение имеет взаимное расположение производственных и административно-бытовых зданий. Последние, как правило, должны
36 располагаться вблизи от главного входа на территорию АТП, т.е. со стороны основного подхода работающих.
Около административно-бытового здания следует предусматривать площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Площадь стоянок принимают исходя из следующих нормативов:
10 автомобиле-мест на 100 работающих в двух смежных сменах. Удельная площадь на один легковой автомобиль
− 25 м
2
, на мотоцикл
− 5, на велосипед −
0,8 м
2
Административно-бытовые помещения, как правило, располагают в пристройках к производственным зданиям. Их можно размещать и в отдельно стоящих зданиях для уменьшения вредных воздействий производства. Однако при этом они должны соединяться с производственным корпусом отапливаемым коридором (галереей).
Здания и сооружения следует располагать относительно сторон света и преобладающих направлений ветров с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий естественного освещения, проветривания площадки и предотвращения снежных заносов.
При разработке генеральных планов здания и сооружения с производственными процессами, сопровождающимися выделением в атмосферу дыма и пыли, а также с взрывоопасными процессами, необходимо располагать по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны. Склады легковоспламеняющихся и сгораемых материалов по отношению к производственным зданиям следует располагать с подветренной стороны. Здания, оборудованные светоаэрационными фонарями, желательно ориентировать таким образом, чтобы оси фонарей были перпендикулярны или находились под углом 45° к преобладающему направлению ветров летнего периода.
На территории АТП следует предусматривать две функциональные зоны
− эксплуатационную и производственную.
Эксплуатационная зона предназначается для организации приема, выпуска и хранения подвижного состава, производства работ ЕО и других сопутствующих им работ.
Производственная зона служит для размещения зданий и сооружений для ТО и
ТР. Взаимное расположение эксплуатационной и производственной зон должно обеспечивать разделение потоков персонала (водителей и производственных рабочих) при движении от административно-бытовых помещений к рабочим местам и обратно.
На территории предприятия перед въездом на посты работ комплекса ЕО следует предусматривать площадки накопления подвижного состава вместимостью не менее 10 % пропускной способности соответствующих постов. В производственных филиалах АТП, БЦТО, ЦСП и ПТК необходимо иметь площадки для временного хранения подвижного состава других предприятий, прибывающего для ТО и ТР. Вместимость этих площадок устанавливается в зависимости от мощности предприятия.
37
Для уменьшения потерь времени, связанных с заправкой автомобилей топливом на территории АТП при количестве автомобилей более 250, целесообразно предусматривать стационарные топливозаправочные пункты
(ТЗП), а при меньшем количестве автомобилей
− площадки для размещения передвижных автозаправочных станций (ПАЗС) исходя из условий обеспечения хранения не менее 5-суточного запаса трех сортов топлива для грузовых автомобилей и автобусов, для легковых автомобилей
− двух сортов топлива.
Размеры и размещение ТЗП и ПАЗС должны обеспечить независимый от заправочных островков проезд автомобилей на стоянку и при выезде на линию.
При размещении на территории АТП площадок для открытого хранения подвижного состава расстояния от них до зданий и сооружений принимаются по ВСН в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений.
При размещении зданий необходимо учитывать рельеф местности и гидрогеологические условия. Рациональное расположение зданий должно обеспечивать выполнение минимального объема земляных работ при планировке площадки. Так, здания прямоугольной конфигурации в плане, как правило, должны размещаться таким образом, чтобы длинная сторона здания, была расположена перпендикулярно направлению уклона на территории площадки.
Движение автомобилей по территории предприятия с количеством 10 и более постов ТО и ТР или 50 и более мест хранения следует предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков. Независимо от числа автомобилей на АТП допускается встречное и пересекающееся движение подвижного состава при интенсивности не более 5 авт./ч.
Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении.
Исходя из противопожарных требований ко всем зданиям предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны
− при ширине здания до 18 м, с двух сторон
− при ширине здания свыше 18 до 100 м и со всех сторон
− при ширине здания более 100 м.
Предприятия, где предусматриваются более 10 постов обслуживания или хранение более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов) на территорию.
Ворота для въезда на территорию предприятия или выезда необходимо располагать с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей. При расстоянии между воротами менее
30 м въезд на предприятие должен предшествовать выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны предприятия.
При размещении АТП на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота следует располагать со стороны дороги с меньшей интенсивностью движения.
При разработке генерального плана необходимо предусматривать благоустройство территории предприятия, сооружение спортивных площадок, озеленение. Площадь озеленения должна составлять не менее 15 % площади
38 предприятия при плотности застройки менее 50 % и не менее 10 % при плотности более 50 %.
Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории.
Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей и складов, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование. В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными дорогами, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования.
Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия.
Коэффициент использования территории определяется отношением площади, занятой зданиями, открытыми площадками, автомобильными дорогами, тротуарами и озеленением к общей площади предприятия.
Коэффициент озеленения определяется отношением площади зеленых насаждений к общей площади предприятия.
3.3. Объемно-планировочное решение зданий АТП
Под понятием «объемно-планировочное решение зданий»подразумевается сочетание планировочного решения с конструкцией здания.
Объемно-планировочное решение здания подчинено его функциональному назначению и разрабатывается с учетом климатических условий, современных строительных требований, необходимости максимальной блокировки зданий, обеспечения возможности изменения технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания, требований по охране окружающей среды, противопожарных и санитарно-гигиенических требований, а также ряда других, связанных с отоплением, энергоснабжением, вентиляцией и пр.
Для помещений постов ТО и ТР, а также мест хранения, в которых происходит движение автомобилей, их маневрирование и установка, необходимо иметь свободное от колонн пространство, что можно обеспечить крупноразмерной сеткой. Для производственных участков технических помещений целесообразна мелкозернистая сетка колонн.
В зонах ТО и ТР, особенно где применяется подвесное оборудование, требуемая высота помещений значительно больше, чем для других производственных помещений и помещений для хранения автомобилей.
Таким образом, указанные группы помещений предъявляют различные требования к сетке колонн и высоте здания. При этом объемно-планировочное решение здания, удовлетворяющее одну группу помещений (зоны ТО и ТР), будет малоудобным для второй группы (производственные участки и зоны