Файл: Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 2. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Задание на проектирование АТП. Стадии проектирования
Проектирование нового предприятия автомобильного транспорта, его реконструкция, расширение осуществляются по общим правилам проектирования промышленно-производственных предприятий в соответствии со СНиП 1.02.01

85 [11].
Проектирование в основном ведется на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещения предприятий автомобильного транспорта и производительных сил по экономическим районам страны. В составе этих схем разрабатываются материалы с необходимыми расчетами, обосновывающими целесообразность проектирования, нового строительства, реконструкции или расширения предприятий и сооружений, определяются расчетная стоимость строительства (реконструкции) и другие технико-экономические показатели.
Заказчиками как типовых, так и индивидуальных проектов АТП или отдельных зданий и сооружений, относящихся к АТП, являются министерства, ведомства, государственные, акционерные, арендные и другие предприятия, эксплуатирующие автомобили.
Типовое проектирование
ПАТ, предназначенных для массового строительства, осуществляет московский Институт по проектированию авторемонтных и автотранспортных предприятий и сооружений
(Гипроавтотранс), имеющий также филиалы в Санкт-Петербурге, Воронеже,
Екатеринбурге и других российских городах. Индивидуальные проекты АТП, отдельных зданий, а также привязку проектов выполняют наряду с
Гипроавтотрансом многочисленные проектно-технологические бюро региональных автотранспортных ведомств и различные проектные организации.
Задание на проектирование.Процессу проектирования предприятия предшествует разработка задания, которое, как правило, разрабатывается заказчиком с участием проектной организации на основании утвержденного технико-экономического обоснования и требований Положения об оценке качества проектно-сметной документации для строительства.
Задание на проектирование обычно содержит следующие сведения:
• основание для проектирования

соответствующий приказ или постановление;
• основные технико-экономические показатели, которые должны быть достигнуты;
• назначение и функции предприятия;
• место его строительства;
• сроки, очередность, стадийность и стоимость строительства;
• источники энергоснабжения, водоснабжения и пр.


25
Степень детализации сведений в задании на проектирование может быть различной.
Так, оно может содержать подробную характеристику проектируемого АТП или только указание о его назначении. В последнем случае необходимая детализация возлагается на проектную организацию и входит в состав проекта. Например, задание на проектирование грузового АТП может содержать в одном случае подробную его характеристику с указанием численности, типа и режима работы подвижного состава, производственных возможностей, кооперации и т. п.; в другом

только данные о грузообороте, подлежащем освоению подвижным составом проектируемого АТП; в третьем

лишь указания о местных отраслях народного хозяйства, транспортное обслуживание которых возлагается на проектируемое АТП. Объем проекта для каждого из указанных случаев будет различным.
Задание на проектирование утверждается инстанцией, утвердившей технико-экономическое обоснование проекта.
Стадии проектирования. Проектирование АТП может осуществляться в одну или две стадии. В одну стадию разрабатываются проекты для предприятий, строительство которых будет осуществляться по типовым или повторно применяемым проектам для технически несложных объектов, а также проектов реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий.
В других случаях проектирование проводится в две стадии.
2.2. Проектирование АТП в одну стадию
При этом проектировании разрабатывается рабочий проект, который состоит из общей пояснительной записки и чертежей.
Пояснительная записка имеет следующие разделы:
• общие сведения
(исходные данные для проектирования, характеристику и назначение предприятия, потребность в энерго- и трудовых ресурсах, технико-экономические показатели и т. д.);
• генеральный план (краткая характеристика района и площадки для строительства, решения и показатели по генеральному плану, основные планировочные решения и пр.);
• технологические решения (описание схем управления предприятием, предусматриваемых в нем производственных процессов и принятого режима производства, результаты расчетов по определению производственной программы и объема производства, рабочей силы, оборудования, площадей производственных, складских и административно-бытовых помещений, аттестация технологических процессов, решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств и пр.);
• научная организация труда рабочих и служащих;
• строительные решения;
• организация строительства;


26
• охрана окружающей природной среды;
• сметная документация;
• паспорт проекта.
В комплект чертежей рабочего проекта входят:
• ситуационный план размещения предприятия в районе застройки;
• генеральный план;
• принципиальная схема технологического процесса;
• технологическая планировка с указанием расположения основного стационарного оборудования (подъемников, канав и пр.);
• принципиальные схемы энергоснабжения, теплоснабжения и других коммуникаций;
• строительные чертежи (планы, разрезы, фасады);
• трассы инженерных коммуникаций (планы, схемы).
2.3. Основные этапы технологического проектирования АТП
Этапы проектирования, их последовательность и содержание показаны на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Основные этапы технологического проектирования

27
Они приведены для автономных АТП как наиболее полно отражающих структуру ПТБ предприятий автомобильного транспорта.
Расчет производственной программы, объемов работ и численности
работающих. Производится расчет на основе исходных данных. В результате расчета определяются:
• периодичность видов ТО, пробег до КР или ресурсный пробег до списания автомобиля, трудоемкость ТО и ТР для данного АТП с учетом конкретных условий эксплуатации подвижного состава;
• годовая и суточная производственные программы по ТО;
• годовые объемы работ по ТО, ТР и вспомогательных работ АТП и их распределение по производственным зонам и участкам предприятия;
• численность производственного персонала.
Кроме того, рассчитывается численность вспомогательных рабочих, эксплуатационного
(водителей, кондукторов), административно- управленческого, инженерно-технического и младшего обслуживающего персонала, а также персонала пожарно-сторожевой охраны, методика расчета которых дается в курсе «Организация и планирование производства».
Технологический расчет производственных зон, участков и складов.
Производственная программа, объем работ ТО и ТР, режим работы АТП и подвижного состава являются основой для технологического расчета различных зон, участков и складов. В состав расчета входят:
• выбор и обоснование режима работы зон и участков, методов организации ТО и диагностирования подвижного состава;
• расчет числа постов и линий для ТО и числа постов для текущего ремонта;
• определение потребности в технологическом оборудовании;
• расчет уровня механизации производственных процессов ТО и ТР;
• определение состава и расчет площадей производственных, складских помещений, площадей зон хранения и площадей административно- бытовых помещений.
Разработка планировочных решений. Технологические планировки зон и участков, генеральный план и объемно-планировочные решения заданий предприятия разрабатываются на основе результатов технологического расчета
(числа постов, линий, технологического оборудования, площадей), требований технологического процесса и унификации строительных параметров.
Оценка результатов проектирования. Производится на основе сопоставления проектных показателей (постов, производственных рабочих, площадей), с нормативными показателями с целью определения технического уровня разработанных проектных решений.
Подготовка технологических заданий. Такие задания необходимы для разработки смежных частей проекта (строительной, сантехнической, электротехнической, сметной и экономической и др.). Этот этап является завершающим в технологическом проектировании АТП.


28
2.4. Выбор и обоснование исходных данных
для расчета производственной программы
Для расчета производственной программы и объема работ АТП необходимы следующие исходные данные:
• тип и количество подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов);
• среднесуточный (среднегодовой) пробег автомобилей;
• дорожные и климатические условия эксплуатации;
• режим работы подвижного состава и режимы технического обслуживания и ремонта.
При разработке проектов новых АТП исходные данные могут быть даны или рассчитаны исходя из годового объема перевозок грузов или пассажиров, что требует обоснования типа подвижного состава и расчета его количества.
При реконструкции действующего АТП исходные данные принимаются исходя из опыта работы с учетом перспективы и условий развития данного предприятия.
Интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей во многом зависит от условий эксплуатации, которые оказывают влияние на установление периодичности ТО, пробега до КР (списания) и трудоемкости ТО и ТР.
Категории условий эксплуатации автомобилей. В соответствии с
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (далее именуется Положение) [6] эти категории характеризуются типом дорожного покрытия, типом рельефа местности и условиями движения.
Определено шесть типов (материалов) дорожного покрытия: Д1
− цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2

битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д3

щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д4

булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д5

грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д6

естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности определяется высотой (в метрах) над уровнем моря: равнинный

до 200, слабохолмистый

свыше 200 до 300, холмистый

свыше 300 до 1000, гористый

свыше 1000 до 2000 и горный

свыше 2000.
Категория условий эксплуатации устанавливается исходя из конкретных условий.
Климатические условия эксплуатации автомобилей. Эти условия характеризуются среднемесячными температурами, климатом и определяются для данного АТП на основе данных о районировании территории страны по климатическим районам.


29
В задании на проектирование может указываться техническое состояние подвижного состава, которое характеризуется пробегом автомобилей с начала эксплуатации и влияет на трудоемкость работ ТР.
Режим работы подвижного состава. Режим определяется числом дней работы подвижного состава в году на линии и временем его в наряде
(временем работы в сутки).
Для пассажирского транспорта общего пользования, т. е. такси, автобусов, число дней работы в году составляет 365, а для грузового автотранспорта зависит от режима работы обслуживаемой клиентуры и обычно составляет 305 или 357 дней.
Время в наряде определяется числом смен работы подвижного состава на линии и их продолжительностью. Число смен может быть равно 1; 1,5 или 2
(иногда 3). Время в наряде в зависимости от числа смен составляет: для одной смены

8,2 ч; для полутора

10,5 ч; для двух

12,8 ч и трех смен

14,3 ч.
Среднее время в наряде подвижного состава на АТП зависит от соотношения в нем автомобилей, работающих с различным числом смен.
В случае когда режимы работы подвижного состава не оговорены в задании на проектирование, они принимаются по технологическим нормативам [1] в зависимости от вида перевозок, типа подвижного состава и его ведомственной принадлежности.
Контрольные вопросы
1. Кто разрабатывает задание на проектирование?
2. Какие сведения обычно содержит задание на проектирование?
3. Кем утверждается задание на проектирование?
4. Назовите состав пояснительной записки.
5. Что входит в комплект чертежей рабочего проекта?
6. Назовите основные этапы технологического проектирования АТП.
7. Что определяется в результате расчета производственной программы и объемов работ?
8. Что входит в состав технологического расчета производственных зон и участков?
9. Что разрабатывается на основе результатов технологического расчета?
10. Как производится оценка результатов проектирования?
11. Какой этап является завершающим в технологическом проектировании
АТП?
12. Какие исходные данные необходимы для расчета производственной программы и объема работ АТП?

30
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И МОЩНОСТИ
3.1. Основные требования к планировке АТП
Под планировкой АТП понимаются компоновка и взаимное расположение производственных, складских и административно-бытовых помещений на плане здания или отдельно стоящих зданий (сооружений), предназначенных для ТО, ТР и хранения подвижного состава.
Разработка общего планировочного решения является наиболее сложным и ответственным этапом проектирования. Оптимально разработанная планировка
АТП при прочих равных условиях способствует существенному повышению производительности труда.
Основные
требования
к
планировке.
Сложность разработки планировочного решения заключается в том, что на его выбор оказывает влияние большое число факторов:
• назначение, мощность и состав предприятия;
• численность, тип и характеристика подвижного состава;
• климатические условия;
• производственная программа и организация технологического процесса;
• характеристика и размеры земельного участка;
• применяемые строительные конструкции и материалы.
В каждом конкретном случае выбору планировочного решения должны предшествовать анализ указанных факторов и их влияние на планировку АТП.
Несмотря на многообразие факторов, определяющих планировку АТП, имеется ряд общих положений и требований, которые следует учитывать при разработке планировочных решений. К ним относятся требования, связанные с технологией и организацией производства ТО и ТР автомобилей на АТП
(технологические требования):
• взаимное расположение зон и участков в соответствии с технологическим процессом;
• отсутствие в местах интенсивного движения автомобилей пересечений их потоков;
• возможность в перспективе изменения технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания.
Технологической основой планировочного решения предприятия служат функциональная схема и график производственного процесса ТО и ТР автомобилей. Функциональная схема автономного АТП показывает возможные пути прохождения автомобилей различных этапов производственного процесса
(рис. 3.1). Количественную характеристику этого процесса, т. е. мощность суточных потоков, проходящих различные этапы производства (в единицах подвижного состава), отражает график производственного процесса (рис. 3.2).