Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 573

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером…

1) …художественного образа; 3) …суждения на уровне здравого смысла;

2) …паранаучного знания; 4) …научного знания.

Ключ к тесту:

Вариант 1. 1. 1) – А; 2) – А; 3) – Б; 4) – В. 2. 1). 3. 2). 4. 1). 5. 1) – Г; 2) – Б; 3) – А. 6. 1), 2), 4).

Вариант 2. 1. 1) – А; 2) – В; 3) – Б; 4) – Б; 5) – В. 2. 4). 3. 2). 4. 2). 5. 1) – В; 2) – А; 3) – Д; 4) – Г. 6. 4).

Технологическая карта уроков 13–14

Тема

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (2 ч)

Тип уроков

Комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Человек в системе социальных связей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.

1september.ru/articles/596193

План

1. Биологическое и социальное в человеке.

2. Личность.

3. Социальное поведение и социализация личности.

4. Самосознание и самореализация.

5. Единство свободы и ответственности личности.

6. Факторы социального поведения.

7. Познание человеком самого себя.

8. Самооценка

Цели уроков

Способствовать формированию представлений о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Нравы, обычаи



Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность


Научатся: определять связь свободы и необходимости; что такое самосознание
и самооценка; характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности; определять связь между самоопределением и самореализацией личности.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать
в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать
с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему
и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Человек в системе социальных связей»

Вопросы:

– Что значит стать личностью? – Чем определяется мера социальной ответственности личности?

– Как обрести свободу, живя
в обществе?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Человек в системе социальных связей».

2. Работа
с терминами.

3. Выполнение задания, заполнение таблицы (см. Приложение
на с. 30).


1. Показывает и комментирует слайды презентации.

2. Организует работу со справочником и словарем, помогает учащимся раскрыть смысл терминов: «индивид», «личность», «социализация», «агенты социализации», «институты социализации».

3. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу. Делит их на группы, распределяет задания:

1-я группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке –

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.
2. Выполняют задания, записывают термины в тетрадь.


3. Заполняют таблицу, аргументированно отстаивают собственную точку зрения.

1. Индивидуальная.


2. Индивидуальная работа, фронтальная работа.
3. Групповая работа.

Познавательные:

общеучебные – ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социализации человека в об-

ществе.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому

1. Записи в тетради.


2. Записи в тетради, устные ответы.

3. Устные

ответы.







4. Работа
с текстом учебника,
с. 69–74.
5. Работа
с документом, с. 75

противоположности, противостоящие друг другу;

2-я группа – что биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

4. Поясняет задания, выполняемые учащимися, контролирует их выполнение.

5. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 75


4. Самостоятельно работают с текстом учебника, делают записи.

5. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение


4. Индивидуальная





4. Записи в тетради.

5. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение тестовых заданий

Организует работу с тестовыми заданиями

Выполняют тестовые задания

Индивидуальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск
и выделение информации;

логические – строят логическую цепь рассуждений

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Выделите основные признаки понятия «личность».

– Какие типичные социальные роли определяют сущность современного россиянина?

– Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 7, вопросы для самопроверки, с. 76.

Подготовка
к тестовому контролю

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная








Приложение

Биологическое в человеке

Социальное в человеке








Технологическая карта урока 15

Тема

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Тип урока

Контроль знаний и умений

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Тестовая работа по теме “Человек и общество”» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_10_11_klass_obshhestvoznanie/19_obobshhajushhij_urok_po_teme_chelovek_i_obshhestvo/15-1-0-254

План

1. Что такое общество.

2. Общество как сложная динамическая система.

3. Природа человека.

4. Человек как духовное существо.

5. Деятельность – способ существования людей.

6. Познание и знание.

7. Человек в системе социальных связей

Цель урока

Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Человек и общество»

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Основные понятия главы



Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности


3

Подготовка учащихся к тестированию

Проводит беседу по обсуждению плана урока

Готовятся к выполнению тестовых заданий

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную

задачу, сформулированную учителем




II. Контроль знаний

35

Тестирование.


Раздает бланки тестов и проверочные листы, контролирует выполнение работы

Выполняют тестирование

Индивидуальная

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный

Тестовая работа

и умений




Учитель может использовать электронный вариант тестирования. Презентация «Тестовая работа по теме “Человек и об-

щество”» или письменный вариант теста (см. ниже Приложе-

ние)










контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности




III. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщить полученные на уроке сведения

Подводит итоги урока

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Проверка контрольной работы


Приложение

Тестовые задания

Задания уровня А

1. Общество – это:

1) материальный мир в целом;

2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним;

3) часть природы;

4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней.

2. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье; 3) отношения между природой и обществом;

2) отношения между работником и работодателем; 4) связи между социальными группами.

3. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, – это:

1) общественный прогресс; 3) социальная адаптация;

2) социальная стратификация; 4) социальная мобильность.

4. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности является:

1) земля; 2) техника; 3) земледелец; 4) выращиваемая культура.

5. Примером влияния природных факторов на развитие общества является(-ются):

1) строительство пирамид в Древнем Египте;

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек;

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем;

4) загрязнение вод Мирового океана.

6. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени, это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. Общество состоит из подсистем (сфер), каждая из которых обладает качественной спецификой.

Б. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, не связаны с процессами, происходящими в других ее сферах.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.


9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Задания уровня В

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Примеры общностей, образованных по ... признаку.

(христиане, буддисты, мусульмане.)

2. Приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к классификации этапов развития человеческого общества (формаций), данной К. Марксом. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из общего ряда.

Первобытное общество, рабовладельческое общество, индустриальное общество, феодальное общество, коммунистическое общество.

3. Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы обществ

Характеристики общественного развития

А. традиционное.

Б. индустриальное.

В. постиндустриальное.

1) промышленный переворот.

2) развитие информационных технологий.

3) сословный характер социальной структуры.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27