Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 573
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером…
1) …художественного образа; 3) …суждения на уровне здравого смысла;
2) …паранаучного знания; 4) …научного знания.
Ключ к тесту:
Вариант 1. 1. 1) – А; 2) – А; 3) – Б; 4) – В. 2. 1). 3. 2). 4. 1). 5. 1) – Г; 2) – Б; 3) – А. 6. 1), 2), 4).
Вариант 2. 1. 1) – А; 2) – В; 3) – Б; 4) – Б; 5) – В. 2. 4). 3. 2). 4. 2). 5. 1) – В; 2) – А; 3) – Д; 4) – Г. 6. 4).
Технологическая карта уроков 13–14
Тема | ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ (2 ч) |
Тип уроков | Комбинированный |
Дата проведения | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Человек в системе социальных связей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival. 1september.ru/articles/596193 |
План | 1. Биологическое и социальное в человеке. 2. Личность. 3. Социальное поведение и социализация личности. 4. Самосознание и самореализация. 5. Единство свободы и ответственности личности. 6. Факторы социального поведения. 7. Познание человеком самого себя. 8. Самооценка |
Цели уроков | Способствовать формированию представлений о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Методы: частично-поисковый |
Основные понятия | Нравы, обычаи |
Планируемые образовательные результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять связь свободы и необходимости; что такое самосознание и самооценка; характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности; определять связь между самоопределением и самореализацией личности. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Человек в системе социальных связей» | Вопросы: – Что значит стать личностью? – Чем определяется мера социальной ответственности личности? – Как обрести свободу, живя в обществе? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Человек в системе социальных связей». 2. Работа с терминами. 3. Выполнение задания, заполнение таблицы (см. Приложение на с. 30). | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Организует работу со справочником и словарем, помогает учащимся раскрыть смысл терминов: «индивид», «личность», «социализация», «агенты социализации», «институты социализации». 3. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу. Делит их на группы, распределяет задания: 1-я группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке – | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Выполняют задания, записывают термины в тетрадь. 3. Заполняют таблицу, аргументированно отстаивают собственную точку зрения. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная работа, фронтальная работа. 3. Групповая работа. | Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социализации человека в об- ществе. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради, устные ответы. 3. Устные ответы. |
| | 4. Работа с текстом учебника, с. 69–74. 5. Работа с документом, с. 75 | противоположности, противостоящие друг другу; 2-я группа – что биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено. 4. Поясняет задания, выполняемые учащимися, контролирует их выполнение. 5. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 75 | 4. Самостоятельно работают с текстом учебника, делают записи. 5. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 4. Индивидуальная | | 4. Записи в тетради. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение тестовых заданий | Организует работу с тестовыми заданиями | Выполняют тестовые задания | Индивидуальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Выделите основные признаки понятия «личность». – Какие типичные социальные роли определяют сущность современного россиянина? – Какие действия человека можно отнести к социальному поведению? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 7, вопросы для самопроверки, с. 76. Подготовка к тестовому контролю | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение
Биологическое в человеке | Социальное в человеке |
| |
Технологическая карта урока 15
Тема | ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (1 ч) |
Тип урока | Контроль знаний и умений |
Дата проведения | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Тестовая работа по теме “Человек и общество”» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_10_11_klass_obshhestvoznanie/19_obobshhajushhij_urok_po_teme_chelovek_i_obshhestvo/15-1-0-254 |
План | 1. Что такое общество. 2. Общество как сложная динамическая система. 3. Природа человека. 4. Человек как духовное существо. 5. Деятельность – способ существования людей. 6. Познание и знание. 7. Человек в системе социальных связей |
Цель урока | Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Человек и общество» |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная. Методы: проблемного изучения в обучении |
Основные понятия | Основные понятия главы |
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | ||||||||||||
Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания. Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод | ||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||
I. Мотивация к учебной деятельности | 3 | Подготовка учащихся к тестированию | Проводит беседу по обсуждению плана урока | Готовятся к выполнению тестовых заданий | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | | ||||||
II. Контроль знаний | 35 | Тестирование. | Раздает бланки тестов и проверочные листы, контролирует выполнение работы | Выполняют тестирование | Индивидуальная | Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный | Тестовая работа | ||||||
и умений | | Учитель может использовать электронный вариант тестирования. Презентация «Тестовая работа по теме “Человек и об- щество”» или письменный вариант теста (см. ниже Приложе- ние) | | | | контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности | | ||||||
III. Итоги урока. Рефлексия | 2 | Обобщить полученные на уроке сведения | Подводит итоги урока | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Проверка контрольной работы |
Приложение
Тестовые задания
Задания уровня А
1. Общество – это:
1) материальный мир в целом;
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним;
3) часть природы;
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней.
2. К общественным отношениям не относятся:
1) отношения в семье; 3) отношения между природой и обществом;
2) отношения между работником и работодателем; 4) связи между социальными группами.
3. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, – это:
1) общественный прогресс; 3) социальная адаптация;
2) социальная стратификация; 4) социальная мобильность.
4. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности является:
1) земля; 2) техника; 3) земледелец; 4) выращиваемая культура.
5. Примером влияния природных факторов на развитие общества является(-ются):
1) строительство пирамид в Древнем Египте;
2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек;
3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем;
4) загрязнение вод Мирового океана.
6. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени, это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
7. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.
Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. Общество состоит из подсистем (сфер), каждая из которых обладает качественной спецификой.
Б. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, не связаны с процессами, происходящими в других ее сферах.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
10. Верны ли суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Задания уровня В
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Примеры общностей, образованных по ... признаку.
(христиане, буддисты, мусульмане.)
2. Приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к классификации этапов развития человеческого общества (формаций), данной К. Марксом. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из общего ряда.
Первобытное общество, рабовладельческое общество, индустриальное общество, феодальное общество, коммунистическое общество.
3. Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Типы обществ | Характеристики общественного развития |
А. традиционное. Б. индустриальное. В. постиндустриальное. | 1) промышленный переворот. 2) развитие информационных технологий. 3) сословный характер социальной структуры. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27