Файл: Билет 1 Правила установки техники на месте пожара (вызова), прокладки рукавных линий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • На два параллельных напорных рукава. В этом случае во­дитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку и присоединяет к нему двойник, берет в отсеке кузова авто­мобиля четырехметровые напорные рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет головки рукавов к двой­нику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, при­нимает вторые головки напорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос [3].

Применение напорных рукавов для работы насоса от гид­ранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки под давлением не менее 2 атм.

  • На два параллельных всасывающих рукава. Водитель от­соединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присое­диняет к нему двойник, вынимает из пеналов два всасывающих рукава и присоединяет их к двойнику, Пожарный готовит гид­рант и устанавливает колонку, поочередно принимает от водите­ля всасывающие рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение всасывающих рукавов для работы насоса от гидранта допускается в случае, когда вода из колонки поступа­ет под давлением не более 2–3 атм.

  • Параллельно на один всасывающий и один напорный ру­кав. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет двойник, берет в отсеке кузова автомо­биля напорный четырехметровый рукав, раскатывает его от на­соса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к двойнику, вынимает из пенала всасывающий рукав, присоеди­няет ближнюю соединительную головку к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, присоединяет напорный и всасывающий рукава и пускает воду в насос (рис. 22).

О  дновременное применение одного напорного и одного всасывающего рукавов допускается в том случае, когда водите­лю не известно давление воды в водо-проводной сети. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомоби­лей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопровод­ной сети, необходимо применять напорные рукава д–66 (77) мм длиной 20 метров или несколько последовательно соединенных всасывающих рукавов.


Установка пожарного автомобиля на водоем произво­дится по команде «Автонасос (автоцистерну) на водоем (ука­зывается номер водоема и количество всасывающих рукавов) – ставь». При этом действия боевого расчета сводятся к следу­ющему:

  • Пр и установке пожарного автомобиля на два всасываю­щих рукава д = 125 мм водитель выдвигает из левого пенала всасывающий рукав (примерно 1,5 м), отсоединяет заглушку от всасывающего патрубка насоса. Пожарный берет из отсека ку­зова автомобиля всасывающую сетку и присоединяет ее к выд­винутому из пенала рукаву. Затем водитель и пожарный берут всасывающий рукав правого пенала (рис. 23) и кладут его на землю, вынимают рукав из левого пенала и тоже кладут его на землю вслед за первым рукавом. Водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный соединяет рука­ва между собой, уплотняет соединительные головки, поднимает конец рукава со всасывающей сеткой и погружает его в воду [3].

После этого пожарный привязывает свободный конец веревки, идущей к рычагу обратного клапана всасывающей сетки, за ка­кой–либо предмет или рукав.

  • При установке на два всасывающих рукава д = 150 мм (автомобиля АЦ–40) расчет из двух человек открывает дверцы заднего отсека автомобиля (водитель справа, пожарный слева) (рис.24), поднимают стержни крепления рукавов, вынимают всасываю­щий рукав из правого пенала, переносят его к всасывающему патрубку и укладывают на землю около радиатора. Затем воз­вращаются назад, вынимают всасывающий рукав из левого пе­нала, пожарный берет в левую руку всасывающую сетку, а во­дитель – ключи, переносят их и укладывают его на землю вслед за первым всасывающим рукавом. Водитель отсоединяет заглуш­ку всасывающего патрубка. Пожарный навертывает всасываю­щую сетку и затем с водителем соединяют между собой рукава и присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем и закрепляет ве­ревку обратного клапана за какой–либо предмет.

Установка пожарной насосной станции ПНС–110 на водоем производится расчетом из трех человек .

  • в  одитель, мо­торист–дизелист и пожарный. По команде «Пожарную насосную станцию на водоем – ставь» моторист–дизелист включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный при­нимает всасывающую сетку, относит ее на 8 метров от насоса в сторону водоисточника и кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасываю­щий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки автомобиля. Водитель отвертывает заглушку от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав (рис. 25). Моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса, присоединяют его к всасывающему патрубку и завертывают ключом накидную гайку до отказа. Потом снимается второй рукав и укладывается между всасывающей сеткой и первым рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго.


Далее присоединяется к ру­каву всасывающая сетка (моторист держит рукав, пожарный – сетку, водитель соединяет сетку с рукавом). После этого пожар­ный присоединяет посредине второго всасывающего рукава трос лебедки. При помощи двух рукояток лебедки водитель и мото­рист поднимают всасывающий рукав и сетку на необходимую вы­соту для забрасывания в водоем.

Водитель подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и рукавов (рис. 26), а затем при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее одного метра. Водитель включает насос и забирает воду [3].

П  о команде «Отбой» выполняются действия, обратные тем, которые имели место при установке насосной станции на водоем.

Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на во­доем расчет в составе двух человек: моторист (водитель) и по­жарный – по команде «Мотопомпу (указывается место) –ставь». Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу, переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к авто­мобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе [4].

Прицепную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный. Пожарный отсоединяет мотопомпу от автомобиля, присоединяет всасываю­щую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем. Мото­рист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

По команде «Мотопомпу – убрать» моторист останавлива­ет двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его [4].

Пуск воды в рукавную линию производится по команде «Воду (указывается давление) – дать». Водитель (моторист) от­крывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, а затем – другого и постепенно повышает давление до заданной величины..

Изменение давления в рукавной линии регулируется соот­ветствующими командами: «Давление четыре – дать» и т. д. Во­дитель, регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление на насосе.

Прекращение подачи воды в рукавную линию произво­дится по команде «Воду–остановить». Водитель переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление дви­гателя с насосом (или мотопомпой) и закрывает вентиль напор­ного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводится на малые обороты, а вентиль напорного патрубка насоса закрывается.


По команде «Отбой» автонасос (автоцистерна, мотопом­па) снимаются с водоисточника. При этом производятся дейст­вия, обратные тем, которые выполнялись при установке их не водоисточник .

Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлева­тора (эжектора) производится по команде «Отделение, автоци­стерну для забора воды из водоема № 1 гидроэлеватором, – марш». Пожарный № 1 прокладывает рукав д–66(77) мм от напорного патрубка к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки, опускает его в во­доем и следит за гидроэлеваторной системой. Водитель прокладывает второй рукав д–66(77) мм от насоса к водоему, опускает один конец рукава в горловину автоцистерны и включает насос.

Билет 16

1. Боевое развертывание (определение) . Этапы БР

Боевое развертывание-это приведение сил и средств в состояние готовности для выполнения боевой задачи на пожаре. 

Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

  • подготовку к боевому развертыванию.

  • предварительное боевое развертывание.

  • полное боевое развертывание.

2. Регулировка карбюратора на минимальную частоту коленчатого вала двигателя ЗИЛ – 131

При регулировке карбюратора выполняется следующая последовательность действий. Необходимо:

  1. Снять воздухоочиститель с карбюратора совместно патрубком.

  2. Отсоединить от карбюратора трос ручного управления воздушной заслонкой, топливопровод и трубку ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя

  3. Отвернуть винты крепления верхнего корпуса карбюратора, снять и при необходимости промыть корпус.

3. Требования правил охраны труда при проведении ТО

56. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских, постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.

Во время работы на линии водителю разрешается устранять неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую.


57. Работы с повышенной опасностью в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами (рекомендуемый образец наряда-допуска приведен в приложении к Правилам).

Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

58. Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются в журнале, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:

1) название подразделения;

2) номер наряда-допуска;

3) дата выдачи;

4) краткое описание работ по наряду-допуску;

5) срок, на который выдан наряд-допуск;

6) фамилии и инициалы должностных лиц, выдавших и получивших наряд-допуск, заверенные их подписями с указанием даты подписания;

7) фамилию и инициалы должностного лица, получившего закрытый по выполнении работ наряд-допуск, заверенный его подписью с указанием даты получения.

59. К работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:

1) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;

2) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;

3) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;

4) нанесение антикоррозионных покрытий;

5) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.

60. Перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, утверждается работодателем и может быть им дополнен.