Файл: Государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2074
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. История государственного социального обеспечения
1.2. Понятие и сущность социального обеспечения
1.3. Значение социального обеспечения для различных групп населения
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Страховые пенсии: понятие и виды
2.2. Пособия
Пособие — это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.
Как и пенсия, пособие представляет собой денежную выплату. Но у пособия есть ряд признаков, которые позволяют отличать его от пенсии и других видов выплат (компенсации, материальной помощи и т.д.). Среди этих признаков можно назвать следующие:
1) срок выплаты. В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются временной помощью;24
2) целевое назначение выплаты. Цель пособия — полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок или компенсировать разовые дополнительные расходы. Пенсии же призваны быть основным и зачастую единственным постоянным источником средств к существованию;
3) круг лиц, имеющих право на выплаты. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе пенсионеры.25
Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению пособия; по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические); по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.
Виды пособий по их целевому назначению:
1) пособия, компенсирующие заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок;
2) пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов — при рождении ребенка, на погребение. Размеры этих пособий не зависят от того, имеется ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер. Такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными;
3) пособия, которые должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода — пособие по безработице. Размер этого пособия и сроки его выплаты могут быть различны в зависимости от конкретного получателя пособия.
Виды пособий по срокам выплаты:
1) единовременные пособия — женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;
2) ежемесячные пособия — по уходу за ребенком до полутора лет, по безработице;
3) пособия периодические (которые выплачиваются в течение определенного периода) — по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Виды пособий по источникам выплат:
1) пособия, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней;
2) пособия, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования;
3) пособия, выплачиваемые за счет средств государственного ПФР.
Необходимо отметить, что некоторые виды пособий могут выплачиваться различным категориям получателей из различных источников. Так, пособие на погребение может быть выплачено за счет средств ПФР, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ.26
Таким образом, по источникам выплат все пособия делятся па две группы: пособия по государственному социальному страхованию (из государственных внебюджетных социальных фондов) и пособия по государственному социальному обеспечению (из бюджетов всех уровней).
Виды пособий по кругу лиц, которые могут их получать:
1) пособия гражданам, имеющим детей;
2) пособия безработным;
3) пособия временно нетрудоспособным;
4) пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
5) пособия вынужденным переселенцам;
6) пособия беженцам;
7) пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;
8) пособия для граждан из числа детей-сирот;
9) другие пособия отдельным категориям граждан.
Действующее законодательство не содержит единого порядка определения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.
1. Определение размеров пособий исходя из твердой денежной суммы. Таким образом определяются, как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.) — единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на погребение и др.
В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).
При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливались ежегодно федеральным законом. Так, на 2023г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 15 669 руб. в месяц. Однако и при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.
2. Определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия. Таким способом определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия. К числу таких пособий относятся: пособие но временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% среднего заработка получателя пособия; пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам; пособие по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан; пособие по безработице для отдельных категорий безработных граждан, назначаемое в размере от 75 до 45% заработка получателя пособия.
В ст. 39 Конституции социальные пособия рассматриваются как составная часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан27.
Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, представляют самостоятельный институт права социального обеспечения с присущими только им правовыми признаками и особенностями, которые позволяют отграничить их от других видов социального обеспечения.
Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия каких-либо иных источников дохода.
В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).
Ранее существовавшая система государственных пособий претерпела существенные изменения, обусловленные как трансформацией социально-экономических основ общества, изменением пенсионного законодательства, так и несовершенством ранее действующей системы государственных пособий. Так, появление безработицы как массового явления потребовало разработки и принятия специальных мер по социальной поддержке этой категории граждан, в том числе введения пособия по безработице.
Существующая в настоящее время система социальных пособий достаточно многообразна и охватывает практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи. За последние годы в законодательстве устранена дифференциация в основаниях и размерах обеспечения пособиями по классовому признаку (рабочих, служащих, колхозников). Однако право на получение некоторых видов пособий законодатель связывает с участием лица в трудовой деятельности.
Расширение оснований (социальных рисков) предоставления пособий является достаточно эффективным способом в реализации механизма социальной защиты наиболее нуждающихся социальных групп населения. Рациональное сочетание тех или иных видов пособий позволяет оказывать своевременную помощь и поддерживать необходимый уровень материального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Пособия имеют существенные отличия. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий, отличающиеся по различным основаниям.
1. Классификация пособий по целевому назначению:
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- при рождении ребенка;
- лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- на детей;
- на погребение;
- по безработице; и др.
Пособия по целевому назначению представляют собой денежные выплаты, компенсирующие заработок полностью или частично, и предоставляются государством как дополнительная материальная помощь.
2. Классификация по продолжительности выплаты:
- единовременные пособия (например, пособие на погребение, при рождении ребенка и др.);
- ежемесячные пособия (например, пособие по безработице, на детей и др.);
- периодические пособия (например, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.).
3. Классификация по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:
- по обязательному социальному страхованию;
- по государственной социальной помощи.
4. Классификация по источнику выплаты пособия:
- из социальных внебюджетных фондов;
- федерального бюджета; и др.
Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.
Таблица 1 – Размеры пособий (2023 г.)
№ | Вид пособия | Размер пособия, руб. |
1 * | Единовременное пособие при рождении ребенка | 20472.77 (до 31.01), 22909.03 (с 01.02) |
2 | Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, в процентах от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ | 50% / 75% / 100% (с 01.02) |
3 ** | Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 31282.82 (до 31.01), 33281.80 (с 01.02) |
4 | Минимальное пособие по беременности и родам | 74757.20 (продолжительность отпуска 140 дн.) 83300.88 (продолжительность отпуска 156 дн.) 103592.12 (продолжительность отпуска 194 дн.) |
5 | Максимальное пособие по беременности и родам | 383178.60 (в случае обычного отпуска продолжительностью 140 календарных дней) 530976.06 (при рождении двух и более детей) 426970.44 (при осложненных или преждевременных родах) |
6 | Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП | 767.72 (до 31.01), 859.08 (с 01.02) |
7 | Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью | 20472.77 (до 31.01), 22909.03 (с 01.02) |
8 | Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами | 156428.66 (до 31.01), 175043,67 (с 01.02) |
9 | Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву | 32420.77 (до 31.01), 36278.84 (с 01.02) |
10 | Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву | 13894.61 (до 31.01), 15548.07 (с 01.02) |
11 * | Ежемесячные компенсационные выплаты на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с 01.01.2020 года назначение пособия отменено, однако если оно было назначено раньше, то выплачиваться продолжится) | 50 |
12 * | Материнский (семейный) капитал за первого ребенка | 524527.90 (до 31.01), 589500 (с 01.02) |
13 * | Материнский (семейный) капитал за второго ребенка | 693144.10 (до 31.01), 779000 (с 01.02) (с учетом размера маткапитала за первого ребенка, рожденного/усыновленного с 01.01.2020 или при условии, что первый ребенок был рожден/усыновлен до 01.01.2020) |
14 * | Материнский (семейный) капитал за третьего и последующих детей | 693144.10 (до 31.01), 779000 (с 01.02) (при условии, что ранее право на дополнительные меры господдержки не возникло) |
15 | Минимальный среднедневной заработок | 533.98 |
16 | Максимальный среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности | 2736.99 |
17 | Минимальное пособие по безработице | 1500 |
18 | Максимальное пособие по безработице | 12792 (в первые 3 месяца периода безработицы), 5000 (в следующие 3 месяца периода безработицы) |
19 | Максимальное пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста | 12792 |
20 * | Максимальный размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 117722.96 (до 31.01), 131731.99 (с 01.02) |
21 * | Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 90517.14 (до 31.01), 101288.68 (с 01.02) |
22 * | Социальное пособие на погребение | 6964.68 (до 31.01), 7793.48 (с 01.02) |
23 | Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС | 1917000 |
24 | Минимальный размер среднего дневного заработка (МРОТ х 24 мес. / 730) | 533.98 |
25 | Предельный размер среднего дневного заработка | 2736.99 |
26 | Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за 1 день | 523.94 (31 дн./мес.) 541.40 (30 дн./мес.) 580.07 (28 дн./мес.) |