Файл: Организация и эффективность системы товародвижения в торговой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как в организациях оптовой, так и розничной продажи.
В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.
По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.
Также на процесс товародвижения оказывает влияние действующее законодательства в области продажи в Российской Федерации, которое включает в себя: Конституцию РФ6, Кодексы (в частности, Гражданский кодекс7, Кодекс РФ об административных правонарушениях8, Налоговый кодекс РФ9, Уголовный кодекс10), Федеральные законы, иные подзаконные акты.
Наибольшее значение для организации процесса товародвижения организаций продажи имеют требования Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу
6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//
СПС Консультант Плюс.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ
(ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)// СПС Консультант Плюс.
8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017)// СПС Консультант
Плюс.
9 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от
18.07.2017) (с изм. и доп., вступ.в силу с 01.10.2017)//СПС Консультант Плюс.
10 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017)//
СПС Консультант Плюс.
11
с 15.07.2016)11 и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от
29.07.2017) «О защите конкуренции»12.
Необходимо отметить, что наличие большого количества нормативно - правовых актов, не является условием успешной деятельности в области продажи. Отсутствие единых требований, нормативов и подходов, наоборот, затрудняет эту деятельность. Принятие единого документа в области торгового дела могло бы значительно упростить деятельность торговых организаций в этой сфере.

1.2 Основы эффективной организации товародвижения
Основные принципы, которые должны быть соблюдены для рациональной организации процесса товародвижения это:
- применение кратчайших путей движения товаров;
- установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;
- выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
- широкое применение тары — оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
- постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.
Организация технологической цепи товародвижения с учетом названных выше основных принципов позволит обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.
Одним из требований эффективной организации товародвижения является обеспечение кратчайших путей движения товаров. С учетом форм и
11 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)// СПС Консультант Плюс.
12 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции)// СПС Консультант Плюс.
12
звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.
Каналы товародвижения
— это совокупность физических и юридических лиц, принимающих на себя право собственности на товары на их пути к конечному потребителю (или способствующие их приобретению).
Канал товародвижения — путь (или совокупность путей), который проходит товар в экономическом пространстве при движении от производителя к потребителю13.
Каналы товародвижения выполняют различные функции.
Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по ценообразованию, изыскивают и используют финансовые средства для покрытия затрат на продвижение товаров.
На рисунок 3 представлены виды каналов.
Рисунок 3 — Виды каналов товародвижения
Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.
13База знаний.
Маркетинг.
Каналы товародвижения. https://psyera.ru/kanaly- tovarodvizheniya_7190.htm
13


Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На рисунке 4 приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.
Канал
нулевого
уровня
Одноуров­
невый
канал
Двухуров­
невый
канал
Трехуров­
невый
канал
Производител
Потребитель
Производитель
Розничная фирма
Потребитель
Производитель
Оптовая
фирма
Розничная фирма
Потребитель
Производитель
Оптовая
Мелкоопто-
фирма
вая фирма
Розничная фирма
Потребитель
Рисунок 4 — Возможные варианты товародвижения
Они могут быть простыми, основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, которые базируются на контрактных соглашениях, где оговорена ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.
Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке.
Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.
Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые
(один посредник
- розничное звено), двухуровневые
(два посредника
- оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника - крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.
Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.
14

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.
При интенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа организаций. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.
Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров организации.
Избирательное (селективное) распределение и сбыт - нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.
Выбор канала зависит от:
- характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);
- масштабов производства продукции, от ее конкурентоспособности, текущей и перспективной политики организации, устойчивости ее положения в отрасли;
- характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, количество охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический количество торгового посредника).
Основные затраты товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно
15

осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.
Таким образом, процесс доведения товаров от организаций- изготовителей через организацию оптовой и розничной продажи до потребителей называется товародвижением.
Процесс товародвижения должен быть рационально организован, что предполагает:
- обеспечение кратчайших путей движения товаров;
- применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;
- определение рациональной звенности товародвижения;
- использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.
На организацию процесса товародвижения оказывают влияние производственные, транспортные, социальные и торговые факторы.
Одним из требований эффективной организации товародвижения является обеспечение кратчайших путей движения товаров. С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.
Канал товародвижения — путь (или совокупность путей), который проходит товар в экономическом пространстве при движении от производителя к потребителю14. Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по ценообразованию, изыскивают и используют финансовые средства для покрытия затрат на продвижение товаров.
14База знаний.
Маркетинг.
Каналы товародвижения. https://psyera.ru/kanaly- tovarodvizheniya_7190.htm
16

Структура законодательства в области продажи в Российской
Федерации включает в себя: Конституцию, Кодексы, Федеральные законы, иные подзаконные акты. Наличие большого количества нормативно­
правовых актов, не является условием успешной деятельности в области продажи. Отсутствие единых требований, нормативов и подходов, наоборот, затрудняет эту деятельность. Принятие единого документа в области торгового дела могло бы значительно упростить деятельность торговых организаций в этой сфере.
Вывод по первой главе:
Изучены теоретические основы организации и эффективности системы товародвижения в торговой организации.
Определена сущность товародвижения в торговой организации.
Рассмотрены основы эффективности организации товародвижения.
17

2 Анализ организации и оценки эффективности системы
товародвижения ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой
организации
Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» - крупнейшая русская сеть продуктовых магазинов «у дома».
«Пятёрочка» основана в 1998 г., 1-ый магазин торговой сети открылся в
1999 г. в Санкт-Петербурге.
Логотип сети магазинов «Пятерочка» представлен в приложении 1.
В течение 2000 года в 3 раза приумножила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга
«Топ-
200 российской розничной продажи» в номинации «Лучшая торговая сеть
Северо-Запада». В июле 2001 года «Пятерочка» открыла 1-ый универсам эконом класса в Москве. По результатам 2001 года оборот «Пятерочки» составил $212 млн., а количество клиентов превысило 100 млн.чел. В этом же году «Пятерочка» также приступила к строительству самого большого на
Северо-западе офисно-логистического центра, это позволило более чем на
30% понизить логистические расходы, в
2
раза уменьшить размер применяемых площадей.
По итогам 2002 г. «Пятерочка» осталась общепризнанным фаворитом среди розничных сетей в РФ. В 2002 г. организация увеличила в два раза торговый кругооборот с $212 млн. по $430 млн.
В 2003 г. «Пятерочка» значительно увеличила скорость роста своей сети магазинов. В 2003 г. сеть возросла по 260 универсамов. Оборот
«Пятерочки» в 2003 г. превысил $933 млн. Наверное самый высочайший признак как среди организаций розничной торговли, так и оптовой торговли продуктами питания и ежедневного спроса в
РФ.
Прирост оборота составил больше $400 млн. В 2003 г. в универсамах «Пятерочка» было свершено 300 млн. покупок. Наверное равноценно тому, что любой гра жданин Рф был покупателем «Пятерочки» дважды.
18


Кругооборот организации в 2004 г. составил $1,59 миллиардов.
Численность торговых центров в 2004 г. достигло 440 объектов. На конец
2004 г. «Пятерочка» работала в 12 регионах РФ, а еще в Казахстане и
Украине.
По результатам работы
2004 г. один из самых знатных профессиональных журналов о рознице - «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире в наиболее перспективных организаций.
В мае 2005 г. «Пятерочка» удачно разместила акции на Лондонской
Фондовой бирже и привлекла около $600 млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети.
Консолидированный оборот Организации
(включая франчайзинг) в 2005 г. составил $2,084 миллиардов. - это лучший признак среди продуктовых ритейлеров РФ. Численность клиентов торговых центров «Пятерочка» превысило
200 млн. человек.
В
2005 г.
Организация сделала 1-ые поглощения: была приобретена сеть «Копейка»
(18 торговых центров) в Санкт-Петербурге и организация СРТ (25 торговых центров).
В 2006 г. «Пятерочка» вышла на новый шаг становления и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии РФ. В мае 2006 г. проведена неповторимая сделка сообразно приобретению «Пятерочкой» крупнейшей в РФ сети супермаркетов - организации «Перекресток», с оборотом более $1 миллиардов.
Соединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к творению организации X5 Retail Group - безусловного фаворита отрасли по размеру реализации.
В 2013 г. начался ребрендинг, произошла замена позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Численность универсамов, работающих под управлением организации, составляет 9 688 (на 31.06.17 г.).
Чистая розничная выручка за 6 мес. 2017 г. - 472 847 млн. руб.
Федеральная торгашеская сеть «Пятёрочка» находится в управлении
19
организации X5 Retail Group ( Moody’s - «Ва2», S&P - «ВВ», Fitch Raitings -
«BB»).
Сеть X5 Retail
Group подключает в себя супермаркеты
«Перекресток», гипермаркеты «Карусель» и магазины «Экспресс», а также распределительные центры и грузовой автомобильный транспорт.
ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643» считается структурным подразделение общества с ограниченной ответственностью «Агроторг».
Неполное название: ООО «Агроторг» торговый центр «Пятерочка-
9643».
Сообщество считается коммерческой организацией, форма собственности - частная.
Место нахождения Общества: Россия, Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Маяковского, 10/1. Режим работы: 08:00 - 22:00.
Целями работы организации служит увеличение рынка сбыта товаров и услуг, максимизация прибыли и удовлетворение потребительского спроса у населения в промышленных товарах и товарах народного потребления.
Общество может выполнять любую деятельность, не запрещенную законом.
Деятельность ООО «Агроторг» направлена на:
- розничную торговлю продуктами народного потребления, включая табачные изделия, продовольственные товары и алкоголь;
- экспортные и импортные товары народного потребления, включая табачные изделия, продовольственные товары, алкоголь, а также товары и оборудование научно-технического назначения;
- организацию дистрибьюторской реализации народного потребления, включая торговлю табачными изделиями, продовольственными товарами и алкогольной продукции в субъектах РФ;
- организацию сетей, осуществляющих розничную торговую деятельность;
- осуществление экспедиционной и транспортной работы, важной для реализации товаров народного потребления;
- торговое посредничество и представительство;
20