Файл: Организация и эффективность системы товародвижения в торговой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 447

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 3 1
2 3
4
«Billa»
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров
- ассортимент товаров
- цены
- удобное месторасположение
- качество обслуживания;
- парковка;
- магазинов очень мало
«SPAR»
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров
- качество обслуживания
- ассортимент, качество товара
- круглосуточный график работы
- реклама
- магазинов очень мало
- удалённость
«Карусель»
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров
- качество обслуживания
- ассортимент
- качество товара
- магазинов очень мало
- удалённость;
- большие очереди в кассу
«Атак»
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров
- качество обслуживания
- ассортимент
- качество товара
- магазинов очень мало
- удалённость
«Авоська»
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров
- качество обслуживания
- ассортимент
- качество товара
- магазинов очень мало
- удалённость
ООО
«Агроторг»
магазин
№9643
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров
- качество обслуживания
- ассортимент
- качество товара
- реклама
- график работы
Конкурентами для оранизацию ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-
9643»являются розничные сети, такие как «Магнит», «Billa», «SPAR»,
«Карусель», «Атак», «Авоська».
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что конкурентами является сети супермаркетов «Магнит», так как по основным параметрам, они схожи с сетью магазинов ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643»(«Пятерочка»).
Отличием является то, что в ООО «Агроторг» («Пятерочка») хорошее
29
качество обслуживания, высокий количество рекламы. Недостаток - режим работы, магазин работает до 22 часов, было бы очень хорошо, если бы магазин работал и ночью.
2.2 Анализ организации системы товародвижения торговой организации
Организация работы ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643», как и любого другого магазина, невозможна без эффективного товародвижения.
Являясь частью логистического процесса, операции товародвижения должны соответствовать требованиям, предъявляемым владельцем товара к работе с товаром с учетом решения всего комплекса задач, стоящих перед ним:
- своевременность и скорость выполнения операций товародвижения;
- обеспечение сохранности товара;
- ведение учета и предоставления требуемой информации о движении товара в указанном объеме, виде и в указанные сроки;
- выполнение дополнительных работ с товаром, необходимых владельцу;
- обоснованность несения данных видов затрат.
Процесс товародвижения в магазине ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643»представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания.
Управление приёмкой, хранением и подготовкой к продаже связаны с уровнем обслуживания покупателей. Частота и объём определяется объёмом оборота, ритмичностью товароснабжения, оборачиваемостью товарных запасов и особенностями реализуемых товаров.
Товародвижение
ООО
«Агроторг» магазин
«Пятерочка-
9643»включают разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу (рисунок
3
).
30


Участок погрузки-разгрузки представляет собой единый участок, что позволило сэкономить задействованные площади магазина ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643».
Основными операциями на участке погрузки-разгрузки являются разгрузка, погрузка, промежуточное складирование грузов.
Участок приемки в структуре склада он может называться пунктом приемки товара.
Рисунок 3 - Схема товародвижения товаров ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643»
Основная функция участка приемки — обеспечение приема грузов по качеству, количеству и комплектности, а также распределение грузов по местам хранения в соответствии с используемыми на складе способами хранения и условиями хранения отдельных грузов.
31

Участок приемки, как и участок погрузки-разгрузки, оснащается средствами автоматизации и механизации для обработки грузов. На данном участке в магазине осуществляется разукомплектование поступивших грузов и товаров.
Участок хранения представляет собой отдельную грузовую площадь склада — площадь складского помещения ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643», занимаемую оборудованием, предназначенным для хранения товаров.
Участок сортировки товаров призван обеспечить:
- подбор продуктов с мест сохранения;
- сортировку поступивших продуктов, их подготовку к выдаче;
- смещение отдаваемого продукта в зону погрузки.
Участок экспедиции представляет собой отдельный участок склада магазина ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643», предназначенный:
- для учета отправляемых (получаемых) грузов;
- для временного складирования уже подготовленного товара;
- для составления сопроводительной документации на товар.
Места проведения погрузочно-разгрузочных работ ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»имеют основание, обеспечивающее стабильность подъемно-транспортной техники, складируемых материальных ценностей и автотранспортных средств. Они располагаются на специально выделенной территории с ровным жестким покрытием грунтом, способным принимать перегрузки от грузов и подъемно-автотранспортных автомашин. Погрузочно­
разгрузочные площадки имеют размеры, обеспечивающие обычный фронт работ. Площадка для производства погрузочно-разгрузочных работ имеет уклон не более 5. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы и быть оборудованными тротуаром.
Для ограничения движения транспорта при его подаче задним ходом площадки должны быть оборудованы отбойным брусом. Отбойными
32

устройствами (постоянными или сменными) оборудуются и грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения.
Приемка продукта содержится в сверке массы, количества мест, единиц практически поступивших продуктов с признаками счетов-фактур, товарно - транспортных накладных и остальных сопроводительных документов.
Приемку товаров в соответствии качеству товаровед проводит в согласовании с требованиями, предусмотренными стандартами, техническими критериями, и в соответствии с сопроводительными документами (сертификатам, свидетельствам о качестве).
Приемку продуктов по численности товаровед изготовляет путем сравнения этих сопроводительных фактов
(счетов-фактур, товарно­
транспортных накладных, сертификатов и др.) с фактическим наличием продуктов. Ежели сопроводительные бумаги отсутствуют, товаровед принимает продукт по фактическому наличию на базе составленного акта, в котором указывает, какие бумаги отсутствуют.
При обнаружении в процессе приемки недоимки предстоящая приемка временно останавливается, а поступившую партию продукта хранят отдельно от имеющихся в магазине продуктов, обеспечивая их сохранность.
О раскрытии недостачи товаровед составляет документ за подписями лиц, принимавших товар, а именно лично товароведом и заместителем директора.
Операции по подготовке продуктов к реализации: распаковка,
сортировка продуктов, испытание верности обозначения расценок, привнесен ие продуктам товарного вида, укладка на телеги для подачи в торгашеский зал, расположение продуктов в торгашеском зале, выкладка в зоне обслуживания клиентов либо на рабочем месте продавца, фасовка отдельных продуктов. Реализация продуктов считается заключительным этап ом научно-технического процесса на торговом организации. Изюминка реализации продуктов, очередность проведения отдельных операций находится в зависимости от сложности ассортимента
33
продаваемых продуктов, характера спроса клиентов, используемых форм реализации.
Наконец: составные составляющие процесса реализации продуктов:
- обнаружение потребностей,
- предложение покупателям товара,
- консультации,
- операции по отпуску: плата, приобретение продукта на кассе.
Вспомогательные составляющие: приёмка по численности,
качеству, расположению и укладка в зону хранения, подготовка продуктов к реализации, внутренняя перевозка.
2.3 Оценка эффективности системы товародвижения и формирования
товарного ассортимента торговой организации
Магазин располагает комплексом помещений, требуемых для нормального функционирования торгово-технологического процесса.
На рисунке 7 показа схема ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643».
Главным торговым местом считается торговый зал, который занимает достаточно много места в общей площади магазина. Он необходим для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, тут же делается подбор продуктов клиентами, проводятся расчетные операции за отобранные товары, оказываются разные доп.сервисы клиентам. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и остальных работников магазина. Устройство и распланировка торгового зала отвечают потребностям разумной организации совершаемых здесь операций. Важными из данных требований считаются: свободное перемещение покупательского потока; снабжение кратчайших путей перемещения продуктов из зон хранения и подготовки продуктов к реализации к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
34


Рисунок 3 - схема ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»
Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал имеет больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
Такое планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации товародвижения, совершаемых в торговом зале, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов - отделки, освещения, торгового оборудования и т.д.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.
В ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»применяется линейная с поперечным размещением оборудования система.
При размещении оборудования в торговом зале обращено внимание на необходимость обеспечения рациональной направленности покупательских
35
потоков, так как для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки.
Направленность движения покупателей используют для того, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались.
Форма торгового зала магазина
ООО
«Агроторг» имеет прямоугольную конфигурацию. Эта форма удобна, т. к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Общая площадь магазина 600 кв. м. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:
- площадь для размещения торгового оборудования;
- место для движения покупателей;
- площадь для работы продавцов.
Чтобы оценить эффективность использования торговой площади, рассчитаем коэффициент установочной и экспозиционной площади торгового зала ООО «Агроторг» (таблица 4).
По данным таблицы 4 можно сделать следующий вывод: торговая площадь в ООО «Агроторг» в 2016 году стала использоваться эффективнее за счет того, что был произведен ремонт торгового зала, 39% торговой площади занято торговым оборудованием, а 66% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, для размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров.
Коэффициент экспозиционной площади равен в 2016 году 0,82, на основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно т. к. этот коэффициент в магазинах с площадью
600 кв. м. равен 0,8 - 0,9.
36


Таблица 4
Оценка эффективности использования площади торгового зала
Наимено­
вание показател я
Формула расчета
Оптим.
значен ия
Факт
Отклонение
2015г
2016г
2015г
2016 г
К уст.
Ky = S™6/ Sт.тз., где S^ об - площадь, занятая торговым оборудованием;
Sт.тз. - общая площадь торгового зала.
0,3 0,5 0,36 0,2 0,06
К эксп.
Кэксп. = Зэксп. / S-Г.з. где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Зэксп - экспозиционная площадь магазина, м2;
S-г.з. , - площадь торгового зала, м2.
0,8 0,75 0,82
-0,05 0.02
Эффективность работы магазина во многом зависит от рациональной планировки и расстановки торгового оборудования. Торговый зал магазина
«Пятерочка» смешанной планировки. В нее входят сочетание линейной и выставочной планировки.
В торговом зале преобладает линейная планировка. Данный вид планировки позволяет формировать покупательские потоки, организовать единый узел расчета, создать лучшие условия для осмотра и отбора товаров покупателями. Выставочная планировка применяется в магазине, в отделе молочных товаров, хлебобулочных изделий.
Наиболее распространенным типом оборудования товаров в торговом зале являются - горки пристенные и островные, холодильные оборудования.
Покупательский поток управляется с помощью расположение самих отделов в торговом зале, т.е. товары, пользующиеся спросом каждый день, расположены в глубине торгового зала, чтобы покупатели через весь торговый зал могли сделать несколько импульсных покупок. Поэтому, например, напротив отдела, где реализуется хлебобулочные изделия,
37
расположен кондитерский отдел.
Хлебобулочные изделия (булки, батоны, хлеб, пирожки и т. п.) выкладываются на прилавок в специальных лотках. Сухари, баранки, сушки размещают в пристенных шкафах, а в нижней части прилавков - в корзинах.
Сдобу и другие мелкие штучные изделия выкладывают на прилавках - витринах в лотках.
Все товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей.
Ценники аккуратно оформлены, надписи на них - разборчивы и легко читаемы. Выкладка обеспечивает демонстрацию наилучших качеств того или иного товара, той или иной марки продукции.
Полки, на которых размещается товар, регулярно протирают и держат в состоянии опрятности. Мятые, рваные упаковки (например, сок) немедленно убираются с прилавка. Если какой-то товар закончился, на его место временно выставляется другой товар, т.к. в магазине не допускается, чтобы полки пустовали. Но работники не всегда успевают выставлять и заполнять полки товаром, что снижает товарооборачиваемость.
Для освещения торгового зала используются люминесцентные лампы.
Они полностью освещают торговый зал, не оставляя темных мест.
Используемое освещение в данном случае является наилучшим вариантом.
Торговая организация использует сочетание желтого и синего цвета.
Например, ценники на товары по сниженным ценам или в предпраздничные дни оформляются для привлечения внимания покупателей на желтой бумаге
(во время праздника Дня Святого Валентина розовые ценники). Оконная витрина магазина представлена в виде изображения товаров реализуемых в данном магазине. На синем фоне витрины представлены такие товары как: сыр, фрукты, колбасные изделия, хлебобулочные изделия.
Музыка вносит существенный вклад в формирование атмосферы магазина. Музыка в магазине утром и днём тихая, медленная, так как она способствует увеличению времени, проводимому в магазине, и увеличению
38