Файл: Организация и эффективность системы товародвижения в торговой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 446

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
расходов покупателей. В вечернее время, когда поток покупателей резко увеличивается, используют более быструю музыку, так покупатели начинают двигаться под темп звучащей музыки и совершать покупки быстрее, не создавая столпотворения. Во время праздников ставится музыка тематики праздника, например в честь дня ребенка - детские песни.
Запахи в магазине очень приятные, вызывающие аппетит, благодаря свежему хлебу, готовым блюдам, грилю.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных организаций, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций.
По количеству товарных остатков товароведом делаются заказы поставщикам. Эта работа в магазине «Продукты у дома» хорошо налажена, ассортимент товаров большой, что может удовлетворить вкусы каждого покупателя. Также товаровед делает заявки товаров-новинок, что освежает ассортимент магазина и знакомит покупателей с новинками фирм- производителей.
Эффективность работы магазина во многом зависит от рациональной планировки и расстановки торгового оборудования. Торговый зал магазина
«Пятерочка» смешанной планировки. В нее входят сочетание линейной и выставочной планировки.
В торговом зале преобладает линейная планировка. Данный вид планировки позволяет формировать покупательские потоки, организовать единый узел расчета, создать лучшие условия для осмотра и отбора товаров покупателями. Выставочная планировка применяется в магазине, в отделе молочных товаров, хлебобулочных изделий.
Наиболее распространенным типом оборудования товаров в торговом зале являются - горки пристенные и островные, холодильные оборудования.
Покупательский поток управляется с помощью расположение самих отделов в торговом зале, т.е. товары, пользующиеся спросом каждый день, расположены в глубине торгового зала, чтобы покупатели через весь
39
торговый зал могли сделать несколько импульсных покупок. Поэтому, например, напротив отдела, где реализуется хлебобулочные изделия, расположен кондитерский отдел.
Хлебобулочные изделия (булки, батоны, хлеб, пирожки и т. п.) выкладываются на прилавок в специальных лотках. Сухари, баранки, сушки размещают в пристенных шкафах, а в нижней части прилавков - в корзинах.
Сдобу и другие мелкие штучные изделия выкладывают на прилавках - витринах в лотках.
Все товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей.
Ценники аккуратно оформлены, надписи на них - разборчивы и легко читаемы. Выкладка обеспечивает демонстрацию наилучших качеств того или иного товара, той или иной марки продукции.
Полки, на которых размещается товар, регулярно протирают и держат в состоянии опрятности. Мятые, рваные упаковки (например, сок) немедленно убираются с прилавка. Если какой-то товар закончился, на его место временно выставляется другой товар, т.к. в магазине не допускается, чтобы полки пустовали. Но работники не всегда успевают выставлять и заполнять полки товаром, что снижает товарооборачиваемость.
Для освещения торгового зала используются люминесцентные лампы.
Они полностью освещают торговый зал, не оставляя темных мест.
Используемое освещение в данном случае является наилучшим вариантом.
Торговая организация использует сочетание желтого и синего цвета.
Например, ценники на товары по сниженным ценам или в предпраздничные дни оформляются для привлечения внимания покупателей на желтой бумаге.
Оконная витрина магазина представлена в виде изображения товаров реализуемых в данном магазине. На синем фоне витрины представлены такие товары как: сыр, фрукты, колбасные изделия, хлебобулочные изделия.
40


Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале контролером.
Запахи в магазине очень приятные, вызывающие аппетит, благодаря свежему хлебу, готовым блюдам, грилю.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных организаций, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций.
По количеству товарных остатков товароведом делаются заказы поставщикам. Эта работа в магазине «Продукты у дома» хорошо налажена, ассортимент товаров большой, что может удовлетворить вкусы каждого покупателя. Также товаровед делает заявки товаров-новинок, что освежает ассортимент магазина и знакомит покупателей с новинками фирм- производителей.
ООО
«Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643»использует централизованную систему закупок. Основу закупочной политики сети составляет долгосрочное планирование отношений с поставщиками и эффективное регулирование ассортимента. Целью закупочной политики является удовлетворение спроса потребителей сети и обеспечение рентабельности деятельности организации в целом. Закупочная политика разработана в соответствии со стратегическими планами развития организации; ассортиментной и ценовой политикой сети.
Однако, были случаи, когда поставщиками ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643»нарушалась дисциплина поставок. Проблемой в данном вопросе стало то, что в договорах не конкретизированы условия поставок, а также нет упоминания об имущественной ответственности за невыполнение условий договора.
Закупочная политика не является неизменной, а корректируется по мере роста бизнеса и развития конкуренции на рынке. В сети установлены и неукоснительно соблюдаются единые корпоративные правила отбора
41
поставщиков и товара, рассмотрения всех предложений о сотрудничестве, соблюдения всех положений действующего законодательства о защите прав потребителей, требований о безопасности товаров и требований, предъявляемых к пищевым продуктам. Установлены этические нормы взаимоотношения с потенциальными и существующими поставщиками и партнерами организации.
ООО
«Агроторг» магазин
«Пятерочка-
9643»закупает продукцию более чем у 500 поставщиков и производителей.
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара.
Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
Выявление потребностей важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.
Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и осуществляется в расчетном зоне, на кассах, где покупатель оплачивает товары кассиру наличным платежом. Согласно схеме магазина количество узлов расчета (5 кассовых аппаратов) соответствует плановой пропускной способности магазина (35 чел./час.).
Проведем оценку параметров качества обслуживания в магазине на основе балльного метода по методике «Таинственный покупатель»
(таблица5).
На основании таблицы 5 можно сделать вывод о том, что в целом работа продавцов кассиров магазина оценивается хорошо, они всегда одеты в специальную фирменную форму, приветливы. Для повышения качества работы продавцам - кассирам нужно быть более внимательными к
42

покупателям, вежливыми и не отвлекаться на посторонние вещи.
Таблица 5
Оценка качества обслуживания
Параметры/оценка
Внешний вид
Поведение продавца- кассира
Выполнение операционного стандарта сумма Итого оценка
К весом.
3 2
5 10
-
Средняя оценка
3,5 2,5 4,5 11,5
-
Оценка с К весом.
10,5 5,0 22,5
-
3,8
В ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»есть уголок покупателя, это стенд, где размещена информация о магазине, информация о лицензиях и сертификатах, там же находится книга жалоб и предложений.
Так же, магазин заботится о своей репутации, поэтому на большом плакате, рядом с информационным стендом, написано следующее: Если Вы приобрели товар с истекшим сроком годности то:
1. верните его и получите обратно Ваши деньги, так же магазин предоставит Вам аналогичный товар надлежащего качества бесплатно;
2. обратитесь к директору магазина и сделайте запись в книге жалоб».
Если все-таки некачественный товар попал к покупателю, то его можно без проблем обменять или вернуть. В магазине ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643»осуществляется стопроцентный возврат некачественного товара, причем товар возвращается или обменивается быстро, без лишних проволочек, при этом обязательно принесут извинения.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сказать,
что:
- ассортимент товарной группы сыры пополнился по сравнению с предыдущим годом на 20 позиций, наибольшее количество, а именно 10 товарных единиц пришлось на твёрдые сыры. Темп роста составил 107,8%.
- по всем подгруппам заметно увеличение товаров, организация
43
расширяет свой товарный ассортимент. Особенно заметно увеличение по товарной группе бакалея - на 50 товарных единиц, темп роста составил104,2%, по группе мясные деликатесы - на 40 товарных единиц, темп роста составил 104,5%, кондитерские изделия - на 50 товарных единиц, темп роста - 102,7%, самое большое увеличение по группе алкоголь - на 100 товарных единиц, темп роста 100%.
- конкурентом является сети супермаркетов «Магнит», так как по основным параметрам, они схожи с сетью магазинов ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»(«Пятерочка»).
Магазин ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»(«Пятерочка») предлагает своим клиентам следующие услуги, которые позволяют выделить именно этот магазин из множества конкурентов:
- огромный выбор традиционных и деликатесных товаров;
- высокое качество товаров;
- индивидуальный подход;
- парковка;
- качество обслуживания;
- лёгкость и быстрота совершения покупки;
- комфорт.
Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии продажи, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей.
Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.
При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил
44

товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.
Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.
Выкладка товаров в магазине ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-
9643»представлена в таблице 6.
Таблица 6
Выкладка товаров в магазине ООО «Агроторг» магазин №9643
Гр уп па тов ар о
в
Наименование товарной группы
2015 год
2016 год
Темп роста
%
Отклонение,
(+,-)
к ей
X
ч о
«
ч О
О 4
О
СО
п
к ей
X
ч о
«
ч О
О 4
О
СО
п
Абсол.,
тыс.
руб.
Отно с., %
Прод ово ль ст вен ны е товары
Овощи, фрукты
150 4,2 170 4,2 105,7 20 0
Готовая кулинария
20 1,0 24 1,0 104,7 4
0
Бакалея
850 14,4 900 14,2 104,2 50
-0,2
Рыба
130 4,2 150 4,2 105,7 20 0
Мясные деликатесы
520 10,7 560 10,6 104,5 40
-0,1
Сыры
100 2,8 120 2,8 108,7 20 0
Хлебобулочные изделия
80 1,9 95 2,0 109,4 15 0,1
Торты, пирожные
27 0,8 35 0,9 126,9 8
0,1
Кондитерские изделия
850 22,1 900 21,6 102,7 50 0,5
Алкоголь
750 23,4 850 23,3 105,1 100
-0,1
Соки, воды
170 4,2 200 4,3 108,6 30 0,1
Молочные товары
250 3,8 260 3,8 103,1 10 0
Табачные изделия
60 0,7 75 0,8 125 15 0,1
Итого
3957 94,0 4339 93,7 108,8 382 0,5
Непродо вол ьст вен ны
Бытовая химия
90 1,4 95 1,4 104,2 5
0
Средства личной гигиены
80 1,1 90 1,2 110,5 10 0,1
Игрушки
100 1,6 115 1,7 111,5 15 0,1
Посуда
25 0,6 30 0,4 116,7 5
-0,2
Товары для сада
55 1,3 60 1,3 104,5 5
-
Итого
350 6
390 6,4 109,5 40 0,4
Итого по 2 группам
4307 100 4729 100 109,2 422 0,1 45

Из таблицы можно сделать вывод, по всем подгруппам заметно увеличение товаров, организация расширяет свой товарный ассортимент.
Особенно заметно увеличение по товарной группе бакалея - на 50 товарных единиц, темп роста составил104,2%, по группе мясные деликатесы - на 40 товарных единиц, темп роста составил 104,5%, кондитерские изделия - на 50 товарных единиц, темп роста - 102,7%, самое большое увеличение по группе алкоголь - на 100 товарных единиц, темп роста 100%.
В общем, ассортимент увеличился на 422 товарных единицы, темп роста составил 109,2%.
Вывод по второй главе:
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы выбрана система товародвижения ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-
9643». Проведен анализ системы товародвижения торговой организации и дана оценка эффективности товародвижения и формирования товарного ассортимента торговой организации в период 2015-2016гг.
В результате анализа сделаны следующие выводы:
В ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643»происходит выбытие товаров вследствие его боя, порчи и уценки. Сумма выбытия такого товара значительна, что является отрицательным моментом в деятельности магазина.
Выявлены случаи, когда поставщиками ООО «Агроторг» магазин
«Пятерочка-9643» нарушалась дисциплина поставок. Проблемой является то, что в договорах не конкретизированы условия поставок, а также нет упоминания об имущественной ответственности за невыполнение условий договора.
Завышенные товарные запасы на конец 2016 года, что свидетельствует о том, что на складе магазина накапливаются излишние товарные запасы, имеющие не большой срок годности. В связи с этим оранизация теряет часть прибыли. Причиной завышения товарных запасов ООО «Агроторг» магазин
46


«Пятерочка-9643» чаще всего является невыполнение плана товарооборота по ряду товаров.
Для дальнейшего совершенствования деятельности ООО «Агроторг» магазин «Пятерочка-9643» необходимо разработать рекомендации и конкретные мероприятия, тем более что резервы для этого имеются.
47

1   2   3   4   5