Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема управления знаниями ставилась еще в советские времена и решалась советскими, а позже и российскими компаниями задолго до появления термина «knowledge management». Потом наступили «смутные времена», во время которых произошел естественный спад интереса. И только в конце 90-х гг. подобные системы снова стали пользоваться популярностью.
Около 10 лет назад трудно было найти конференцию, которая обходилась без доклада типа «Управление знаниями — путь к успеху». Однако через некоторое время, после первых попыток внедрения руководители предприятий поняли, что проблема состоит не столько в наличии и эффективности программного обеспечения, сколько в сложности построения сбалансированной системы, в которой программное обеспечение — лишь один из возможных (необходимых) компонентов.
И интерес к подобным системам постепенно пропал. Однако сигнал представителями индустрии программного обеспечения был понят правильно — бизнес стремится управлять знаниями, бизнесу необходимо качественное программное обеспечение для этих целей. На Западе уже на первой волне популярности многие компании внедрили у себя подобные системы. Это, прежде всего, консалтинговые, юридические компании, информационные бюро. Кроме того, традиционные потребители подобных систем и у нас, и на Западе — военные ведомства и специальные службы.
Сегодня можно наблюдать вторую волну интереса к системам управления знаниями. Это вызвано рядом причин, из которых следует:
-
объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза; -
увеличивается доля контентной составляющей. Сегодня до 80% информации организация составляет неструктурированная информация. Это электронные документы, бумажные документы, изображения, медиаданные (видео- и аудиозаписи); -
улучшается аппаратная часть (новые линии связи, прежде всего оптоволоконные, способствуют повышению пропускной способности сетей). наблюдается высокая динамика бизнеса (быстро создаются новые компании, товары, услуги; компании сливаются, распадаются, и т. д.; нужна быстрая реакция), текучесть кадров (по исследованиям, более 50% сотрудников работают в компании первый или последний год), проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);
Главные причины широкого распространения технологий управления знаниями:
-
Основой прибыли организаций являются знания. Именно они во многом определяют конкурентоспособность организаций, стран и регионов, выступают ключевым ресурсом развития. -
Компонент знанияприсутствует в каждом продукте, услуге. Организация может увеличивать этот компонент, наращивая добавленную стоимость своей продукции. -
Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но и их передачи, тиражирования, трансформации и использования. Следовательно, важны инвестиции в деятельность информационных подразделений предприятия, которые направлены на аккумуляцию и использование знаний, преобразование подразделений в центры знаний на предприятии. -
Изменяется конечная цель использования информационных технологий — формирование интеллектуального капитала предприятия, благодаря использованию уже существующего знания его сотрудников.
В настоящее время производители товаров и услуг поставлены в одинаковые условия, конкурентоспособность определяется в первую очередь материальными составляющими бизнеса, такими как наличие средств и их техническим уровнем. Не материальные факторы, такие как умение правильно и эффективно организовать и выстроить комплексную систему управления действующими подсистемами в условиях современного рынка, т.е. бизнес — знаниями.
Повышение уровня бизнеса — знаний в области информационных технологий становится более актуальным. Предоставленные возможности в современных технологиях открывают менеджеру более новые возможности в управлении бизнесом. Связи с этим представляется уточнить подходы, которые заложенные в понятие «знание». М. Желены, П. Друкер, М. Витцель и другие экономисты определяют знание как «накопленные предпосылки для действия». Они утверждают и доказывают, что знания нельзя отделить от деятельности. Важнейшим ресурсом фирмы является действие, что, кто, как, где и когда оно будет совершаться.
Сегодня нет такой возможности представить эффективную организацию, не занимающейся управлением знаниями. Успешный опыт показывает различные компании: Microsoft, «Газпром», РАО «ЕЭС», British Petroleum, «Северсталь», McKinsey & Company и многие другие.
Наиболее зрелые российские компании (например, «Северсталь», «Адмиралтейские верфи» и др.) уже осознали важность УЗ и выделили специальные подразделения и сотрудников, деятельность которых связана с обработкой знаний. Однако непросто расставить приоритеты задач УЗ и сконцентрировать усилия немногочисленных сотрудников на действительно критических направлениях. Традиционной ошибкой российских организаций является определяющий акцент на информационные технологии, которые сами по себе бессильны.
Примеры разных подходов к формированию задач УЗ приведены в таблице.
Таблица 1.
Карл Вииг 2002 | Методология Excalibur Technologies [УЗ, 2003] | PWC (Букович, Уильямс) 2002 |
1. Диагностика и оценка деятельности 2. Диагностика и анализ знаний 3. Выбор и планирование действий 4. Действия a. Развитие знаний b. Распространение знаний c. Комбинирование знаний d. Интеграция знаний | 1. Доступ/поиск 2. Совместная работа 3. Нововведение 4. Создание 5. Внедрение 6. Оценка 7. Усовершенствование 8. Хранение | Тактические процессы 1. Получение знаний 2. Использование знаний 3. Обучение 4. Распространение знаний Стратегические процессы 1. Оценка интеллектуального капитала (ИК) 2. Создание и поддержание ИК 3. Ликвидация активов знаний |
Задачи УЗ, выделяемые всеми авторами, образуют некие циклы УЗ. Циклы, представленные в таблице, кажутся вполне логичными, если рассматривать их отдельно. Но какой из предлагаемых циклов наиболее полно и точно отражает задачи, стоящие в предметной области?
Есть такие задачи, которые направлены на работу с информацией — поиск, получение, распространение знаний. Однако другие задачи направлены на объекты, отличающиеся от знаний и информации: обучение и совместная работа персонала, оценка интеллектуального капитала и деятельности организации. Однако нельзя утверждать, что такие задачи не могут относиться к области УЗ.
Управление знаниями — это новое научное направление в менеджменте, созданное на стыке трех:
1. Управление бизнесом — область управления знаниями, которая отвечает на вопросы «Как создавать стоимость и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?». Главным объектом управления в данной области является организация как открытая социально-экономическая система.
2. Науки об информации, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос «Как эффективно работать с информацией?». Соответственно главным объектом изучения и управления в данной области является «информация».
3. Гуманитарные науки, с точки зрения управления знаниями, отвечают на вопрос «Как обеспечить необходимое поведение людей?». Главным объектом изучения в данной области является «человек».
Сложность организации системы УЗ в организации связана как раз с этой тройственностью, следствием которой является факт, что разные задачи, как правило, попадают в сферу компетенции различных подразделений или сотрудников, что затрудняет координацию и управление процессом, так как возникает частичное дублирование функций.
Так, для большинства российских организаций:
-
«компания» — это сфера деятельности, отвечающая за стратегическое планирование (развитие) в компании; -
«человек» — это сфера компетенции сотрудников отдела управления персоналом; -
«информация» — это сфера компетенции сотрудников отдела информационных технологий.
Т.А. Гавриловой было предложено выделить 4 стадии в жизненном цикле УЗ:
-
диагностика и анализ; -
получение знаний; -
создание системы управления знаниями; -
использование системы.
Как отмечалось ранее, из широкого круга вариантов реализации технологий УЗ специалисты условно выделяют американский, японский и европейский подходы, которые различаются приоритетами конкретных задач их использования на предприятиях. Напомним, что адаптация работы с потребителями предпочитают американские компании, ориентацию на создание нового знания — японские предприятия. Европейский подход варьирует интеллектуальное начало УЗ, с «измерением знаний», предполагая интеграцию информационных ресурсов предприятия под решение новых задач. Главная проблема при внедрении УЗ — это отсутствие четкой постановки цели и слабое использование имеющихся ресурсов, т.е. «изобретение колеса» [12].
Г.Ф. Гордукалова отмечает, что особенности задач управления знаниями в России определяются традициямиинформационной деятельности, заложенными уже в первых обобщающих трудах по информатике и научным коммуникациям, изначальной ориентацией предприятий на использование карточек местного опыта — с обилием инновационных решений и редким их внедрением.
И так, учитывая отечественный опыт использования технологий УЗ, можно характеризовать его следующим образом: управление знанием — это сложнейшая информационная технология, реализуемая через смысловую интеграцию внешних и внутренних информационных ресурсов, их анализ и преобразование, избирательную передачу знания об объекте специалистам под решение их профессиональных задач.
-
Категория «управление знаниями в контексте
библиотечно-информационной деятельности
Говоря об управление знаниями К. Черников, ссылается на определение, данное в 1996 г. «Американским советом продуктивности и качества», которое относит следующие виды деятельности:
-
выработка общей стратегии бизнеса; -
распространение передового опыта; -
обучение персонала; -
получение знаний о клиентах; -
управление интеллектуальными ресурсами;
инновации.
Дж. Стоунхауз связывает понятие УЗ с рядом процессов:
-
генерирование знаний — обучение сотрудников индивидуально и коллектива организации в целом; -
формализация знаний — разработка правил, принципов и методов; -
хранение знаний — определение подходящего способа хранения, который допускает в последующем внедрение знаний внутри фирмы; -
диффузия знаний — распространение знаний внутри организации и ограничение его за пределами предприятия; -
координация и контроль знаний — важно удостовериться в том, что организационные знания созвучно применяются и не противоречат друг другу.
Эффективность этих процессов зависит непосредственно от организационной культуры, организационной структуры организации, инфраструктуры и коммуникационных связей.
Немецкий профессор К. Норт дает похожее определение Wissensmanagement (в немецком языке на сегодняшний день является именно это понятие, что соответствует русскому варианту «управление знаниями»), выделяя составляющие:
-
обеспечение знаниями — важно убедиться, что для развития организаций и расширения деятельности имеются все необходимые знания; -
применение знаний — гарантирование того, что знание применяется внутри или вне организации, причем именно там, где оно особенно актуально; -
передача знаний — проверка того, что знания везде используются оптимально (если нет, то их потоки следует направить иначе); -
усвояемость знаний — гарантия того, что организация целиком, и каждый отдельный сотрудник обучаются; -
совершенствование знаний — актуализация и расширение знаний; «забывание» устаревших знаний.
Концепция УЗ ставит главную цель оптимальное использование такого ресурса, как знания, в разработке и создании новых продуктов, процессов и сфер деятельности. В частности, К. Норт приводит схему, отражающую различия между знаниями и капиталом (рис. 1).
Капитал
Знания
Не зависит от конкретных людей | Непосредственно связаны с людьми |
Уменьшается, если его делить | Приумножатся, если ими поделиться |
Списывается на инвестиции | Повышаются в стоимости, если используются |
Статичен (объект) | Динамичные процессы |
Легко измерить | Трудно измерить |