Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблема управления знаниями ставилась еще в советские времена и решалась советскими, а позже и российскими компаниями задолго до появления термина «knowledge management». Потом наступили «смутные времена», во время которых произошел естественный спад интереса. И только в конце 90-х гг. подобные системы снова стали пользоваться популярностью.

Около 10 лет назад трудно было найти конференцию, которая обходилась без доклада типа «Управление знаниями — путь к успеху». Однако через некоторое время, после первых попыток внедрения руководители предприятий поняли, что проблема состоит не столько в наличии и эффективности программного обеспечения, сколько в сложности построения сбалансированной системы, в которой программное обеспечение — лишь один из возможных (необходимых) компонентов.

И интерес к подобным системам постепенно пропал. Однако сигнал представителями индустрии программного обеспечения был понят правильно — бизнес стремится управлять знаниями, бизнесу необходимо качественное программное обеспечение для этих целей. На Западе уже на первой волне популярности многие компании внедрили у себя подобные системы. Это, прежде всего, консалтинговые, юридические компании, информационные бюро. Кроме того, традиционные потребители подобных систем и у нас, и на Западе — военные ведомства и специальные службы.

Сегодня можно наблюдать вторую волну интереса к системам управления знаниями. Это вызвано рядом причин, из которых следует:

  • объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;

  • увеличивается доля контентной составляющей. Сегодня до 80% информации организация составляет неструктурированная информация. Это электронные документы, бумажные документы, изображения, медиаданные (видео- и аудиозаписи);

  • улучшается аппаратная часть (новые линии связи, прежде всего оптоволоконные, способствуют повышению пропускной способности сетей). наблюдается высокая динамика бизнеса (быстро создаются новые компании, товары, услуги; компании сливаются, распадаются, и т. д.; нужна быстрая реакция), текучесть кадров (по исследованиям, более 50% сотрудников работают в компании первый или последний год), проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);


Главные причины широкого распространения технологий управления знаниями:

  1. Основой прибыли организаций являются знания. Именно они во многом определяют конкурентоспособность организаций, стран и регионов, выступают ключевым ресурсом развития.

  2. Компонент знанияприсутствует в каждом продукте, услуге. Организация может увеличивать этот компонент, наращивая добавленную стоимость своей продукции.

  3. Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но и их передачи, тиражирования, трансформации и использования. Следовательно, важны инвестиции в деятельность информационных подразделений предприятия, которые направлены на аккумуляцию и использование знаний, преобразование подразделений в центры знаний на предприятии.

  4. Изменяется конечная цель использования информационных технологий — формирование интеллектуального капитала предприятия, благодаря использованию уже существующего знания его сотрудников.

В настоящее время производители товаров и услуг поставлены в одинаковые условия, конкурентоспособность определяется в первую очередь материальными составляющими бизнеса, такими как наличие средств и их техническим уровнем. Не материальные факторы, такие как умение правильно и эффективно организовать и выстроить комплексную систему управления действующими подсистемами в условиях современного рынка, т.е. бизнес — знаниями.

Повышение уровня бизнеса — знаний в области информационных технологий становится более актуальным. Предоставленные возможности в современных технологиях открывают менеджеру более новые возможности в управлении бизнесом. Связи с этим представляется уточнить подходы, которые заложенные в понятие «знание». М. Желены, П. Друкер, М. Витцель и другие экономисты определяют знание как «накопленные предпосылки для действия». Они утверждают и доказывают, что знания нельзя отделить от деятельности. Важнейшим ресурсом фирмы является действие, что, кто, как, где и когда оно будет совершаться.

Сегодня нет такой возможности представить эффективную организацию, не занимающейся управлением знаниями. Успешный опыт показывает различные компании: Microsoft, «Газпром», РАО «ЕЭС», British Petroleum, «Северсталь», McKinsey & Company и многие другие.

Наиболее зрелые российские компании (например, «Северсталь», «Адмиралтейские верфи» и др.) уже осознали важность УЗ и выделили специальные подразделения и сотрудников, деятельность которых связана с обработкой знаний. Однако непросто расставить приоритеты задач УЗ и сконцентрировать усилия немногочисленных сотрудников на действительно критических направлениях. Традиционной ошибкой российских организаций является определяющий акцент на информационные технологии, которые сами по себе бессильны.



Примеры разных подходов к формированию задач УЗ приведены в таблице.

Таблица 1.

Карл Вииг

2002

Методология Excalibur Technologies [УЗ, 2003]

PWC (Букович, Уильямс)

2002

1. Диагностика и оценка деятельности

2. Диагностика и анализ знаний

3. Выбор и планирование действий

4. Действия

a. Развитие знаний

b. Распространение знаний

c. Комбинирование знаний

d. Интеграция знаний

1. Доступ/поиск

2. Совместная работа

3. Нововведение

4. Создание

5. Внедрение

6. Оценка

7. Усовершенствование

8. Хранение

Тактические процессы

1. Получение знаний

2. Использование знаний

3. Обучение

4. Распространение знаний

Стратегические процессы

1. Оценка интеллектуального капитала (ИК)

2. Создание и поддержание ИК

3. Ликвидация активов знаний


Задачи УЗ, выделяемые всеми авторами, образуют некие циклы УЗ. Циклы, представленные в таблице, кажутся вполне логичными, если рассматривать их отдельно. Но какой из предлагаемых циклов наиболее полно и точно отражает задачи, стоящие в предметной области?

Есть такие задачи, которые направлены на работу с информацией — поиск, получение, распространение знаний. Однако другие задачи направлены на объекты, отличающиеся от знаний и информации: обучение и совместная работа персонала, оценка интеллектуального капитала и деятельности организации. Однако нельзя утверждать, что такие задачи не могут относиться к области УЗ.

Управление знаниями — это новое научное направление в менеджменте, созданное на стыке трех:

1. Управление бизнесом — область управления знаниями, которая отвечает на вопросы «Как создавать стоимость и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?». Главным объектом управления в данной области является организация как открытая социально-экономическая система.

2. Науки об информации, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос «Как эффективно работать с информацией?». Соответственно главным объектом изучения и управления в данной области является «информация».

3. Гуманитарные науки, с точки зрения управления знаниями, отвечают на вопрос «Как обеспечить необходимое поведение людей?». Главным объектом изучения в данной области является «человек».

Сложность организации системы УЗ в организации связана как раз с этой тройственностью, следствием которой является факт, что разные задачи, как правило, попадают в сферу компетенции различных подразделений или сотрудников, что затрудняет координацию и управление процессом, так как возникает частичное дублирование функций.


Так, для большинства российских организаций:

  • «компания» — это сфера деятельности, отвечающая за стратегическое планирование (развитие) в компании;

  • «человек» — это сфера компетенции сотрудников отдела управления персоналом;

  • «информация» — это сфера компетенции сотрудников отдела информационных технологий.

Т.А. Гавриловой было предложено выделить 4 стадии в жизненном цикле УЗ:

  1. диагностика и анализ;

  2. получение знаний;

  3. создание системы управления знаниями;

  4. использование системы.

Как отмечалось ранее, из широкого круга вариантов реализации технологий УЗ специалисты условно выделяют американский, японский и европейский подходы, которые различаются приоритетами конкретных задач их использования на предприятиях. Напомним, что адаптация работы с потребителями предпочитают американские компании, ориентацию на создание нового знания — японские предприятия. Европейский подход варьирует интеллектуальное начало УЗ, с «измерением знаний», предполагая интеграцию информационных ресурсов предприятия под решение новых задач. Главная проблема при внедрении УЗ — это отсутствие четкой постановки цели и слабое использование имеющихся ресурсов, т.е. «изобретение колеса» [12].

Г.Ф. Гордукалова отмечает, что особенности задач управления знаниями в России определяются традициямиинформационной деятельности, заложенными уже в первых обобщающих трудах по информатике и научным коммуникациям, изначальной ориентацией предприятий на использование карточек местного опыта — с обилием инновационных решений и редким их внедрением.

И так, учитывая отечественный опыт использования технологий УЗ, можно характеризовать его следующим образом: управление знанием — это сложнейшая информационная технология, реализуемая через смысловую интеграцию внешних и внутренних информационных ресурсов, их анализ и преобразование, избирательную передачу знания об объекте специалистам под решение их профессиональных задач.



    1. Категория «управление знаниями в контексте
      библиотечно-информационной деятельности



Говоря об управление знаниями К. Черников, ссылается на определение, данное в 1996 г. «Американским советом продуктивности и качества», которое относит следующие виды деятельности:

  • выработка общей стратегии бизнеса;

  • распространение передового опыта;

  • обучение персонала;

  • получение знаний о клиентах;

  • управление интеллектуальными ресурсами;


инновации.

Дж. Стоунхауз связывает понятие УЗ с рядом процессов:

  • генерирование знаний — обучение сотрудников индивидуально и коллектива организации в целом;

  • формализация знаний — разработка правил, принципов и методов;

  • хранение знаний — определение подходящего способа хранения, который допускает в последующем внедрение знаний внутри фирмы;

  • диффузия знаний — распространение знаний внутри организации и ограничение его за пределами предприятия;

  • координация и контроль знаний — важно удостовериться в том, что организационные знания созвучно применяются и не противоречат друг другу.

Эффективность этих процессов зависит непосредственно от организационной культуры, организационной структуры организации, инфраструктуры и коммуникационных связей.

Немецкий профессор К. Норт дает похожее определение Wissensmanagement (в немецком языке на сегодняшний день является именно это понятие, что соответствует русскому варианту «управление знаниями»), выделяя составляющие:

  • обеспечение знаниями — важно убедиться, что для развития организаций и расширения деятельности имеются все необходимые знания;

  • применение знаний — гарантирование того, что знание применяется внутри или вне организации, причем именно там, где оно особенно актуально;

  • передача знаний — проверка того, что знания везде используются оптимально (если нет, то их потоки следует направить иначе);

  • усвояемость знаний — гарантия того, что организация целиком, и каждый отдельный сотрудник обучаются;

  • совершенствование знаний — актуализация и расширение знаний; «забывание» устаревших знаний.

Концепция УЗ ставит главную цель оптимальное использование такого ресурса, как знания, в разработке и создании новых продуктов, процессов и сфер деятельности. В частности, К. Норт приводит схему, отражающую различия между знаниями и капиталом (рис. 1).


Капитал

Знания




Не зависит от конкретных людей

Непосредственно связаны с людьми

Уменьшается, если его делить

Приумножатся, если ими поделиться

Списывается на инвестиции

Повышаются в стоимости, если используются

Статичен (объект)

Динамичные процессы

Легко измерить

Трудно измерить