Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ



    1. Разработка модели системы управления
      знаниями в библиотеки



В соответствии с целью исследования была разработана модель системы управления знаниями на базе Раменской центральной библиотеки (РЦБ).

Разработанная модель системы управления знаниями РЦБ в настоящее время формируется на основе тех принципов, которые позволяют создавать качественный менеджмент в области управления библиотечно-информационной деятельностью. Это во многом зависит от модели управлениями процессами библиотеки и системы управления персоналом, так как это является важной частью менеджмента по формированию качественной работы библиотеки. Существует устойчивая нормативно-правовая база в области библиотечного дела. В выработке моделей системы управления знаниями в конкретной библиотеке необходимо ориентироваться на конкретные цели и задачи библиотеки, представляющие интересы с точки зрения географического расположения, статуса, региона, страны.

При разработке модели системы управления знаниями РЦБ исходным для нас явилось определение «управление знаниями» — это комплексная информационная технология, которая связана с накоплением знаний об объекте управления, с оценкой неявного знания специалистов, как существенной части интеллектуального капитала в условиях библиотеки, создание нового знания на основе информационного анализа.

Процесс управления знаниями и выбор модели системы управления знаниями зависит от того, как организована и насколько эффективной является выборка получения знаний и насколько эффективно используется время по поиску, доставке и обработке информации и знания. Рассмотрим это на рисунке (рис. 2.1).



Рисунок 2.1 — Процесс управления знаниями и выбор модели
системы управления знаниями
Раменская центральная библиотека — это сложный комплекс мероприятий, материально-технических, информационных и людских ресурсов, компактно собранных в одном месте для решения проблемы своевременного и качественного обеспечения пользователей необходимой информацией. Раменская центральная библиотека активно внедряет новые информационные технологии, автоматизируя работу с библиотечным фондом и читателями. Уже с 1996 г. «Раменская центральная библиотека» в программе Библиотека-2 начинает создавать электронный каталог, в дальнейшем была приобретена программа АБИС ИРБИС 32, которая позволила автоматизировать внутрибиблиотечные процессы, совершенствовать систему обслуживания пользователей библиотеки на основе информационных технологий. Освоение программы началось в 2006 году, где была создана База данных читателей.



Большое внимание уделялось созданию электронного каталога путём внесения библиографических записей книжного фонда и конвертации электронных записей из «Библиотеки-2». В 2013 на федеральные деньги куплена усовершенствованная программа АБИС ИРБИС 64 с безлимитным количеством рабочих мест, что позволило внедрить информационные технологии в библиотеку. На сегодняшний день в библиотеке имеется Базы данных: БД Читателей; БД Электронного каталога, БД Краеведческого каталога и БД Систематической картотеки статей (периодики), где находятся наиболее актуальные и важные статьи из периодических изданий. Сводный электронный каталог представлен в Интернете, на сайте www.rambibl.ru.

Миссия Раменской центральной библиотеки заключается в создании единого целостного культурного и информационного пространства, обеспечении доступности и полезности ресурсов библиотек, поддержке и сохранении универсального фонда знаний и информационного потенциала.
Определяет общедоступность для всех слоев населения, делает приоритетным обеспечение высокого качественного уровня бесплатного библиотечного обслуживания.

Раменская центральная библиотека:

  • Информирует и просвещает население об имеющихся библиотечных ресурсах, оперативно представляет информацию;

  • Учитывает запросы пользователей при комплектовании библиотечного фонда как книгами (в т.ч. электронные), так и периодические издания;

  • Обеспечивает комфортность для посещений и занятий в библиотеке пользователям любого возраста;

  • развивает и укрепляет имидж библиотеки;

  • с готовностью реагирует на любые изменения потребностей пользователей с целью успешного развития работы в целом.

Задачи и цели библиотеки:

  1. рационально комплектовать фонды в соответствии с целями и задачами библиотеки;

  2. предоставить каждому пользователю качественный и эффективный доступ к любым информационным ресурсам,
    необходимым в его образовательной, научной или профессиональной деятельности;

  3. модернизировать и развивать материально-техническую базу библиотек;

4) продолжать компьютеризацию библиотечных процессов;

5) сохранять фонды библиотек, направляя усилия на их рациональное размещение и улучшение условий их хранения;

6) повышать профессиональный уровень, развивая обучение сотрудников библиотек в соответствии с современными требованиями;

7) создавать комфортные условия для персонала и пользователей библиотеки
;

8) расширять перечень предоставляемых услуг — как бесплатных, так и на возмездной основе.

Раменская центральная библиотека обеспечивает свободный доступ к информации и знаниям, активно участвует в развитии информационной и коммуникационной инфраструктуры. Хранящаяся в фонде информация становится важным стратегическим ресурсом, а сама библиотека занимает центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития образования и культуры. Распространяя знания, библиотека предоставляет пользователям услуги с использованием как традиционных, так и сетевых информационных технологий, она помогает преодолевать «цифровое неравенство».

На Web-портале библиотеки размещены контакты, документы, системное расписание работы библиотеки. Эта информация является основой для возможности узнать информацию от самих работников библиотеки. Раменская центральная библиотека предлагает своим читателям возможность стать постоянным посетителем читального зала, приобрести абонемент, зайти в электронный каталог. Также предусматривается заказ и продление книг, возможность изучения списка периодики и пушкинской карты, а также имеются дополнительные конкурсы и другие мероприятия.

СУЗ Раменской центральной библиотеки организована в рамках использования электронного запроса и обработки его автоматизированной системой управления базой данных. Удобная система навигации по сайту решает вопросы выборки необходимой информации, согласно запросам пользователя. В Раменской центральной библиотеке существует эффективная система межбиблиотечного электронного каталога, а также организованы различные виды услуг и предложений. Например, существует программа покупки билетов в театры, музеи, филармонии и так далее; ряд мероприятий, например, оформить «пушкинскую карту» и участвовать в мероприятиях, согласно афишам мобильного приложения. Также библиотека является популярной формой культурного пространства, в рамках которого существуют различные встречи и мероприятия, а также существуют клубы пл интересам («Киномания», «ЛитоРаменские зори», «Добрые друзья», «Встреча», «Под сенью муз», «Фудзи», «Букинист».

Стандартной модели управления знаниями не существует. Для каждой организации эта модель индивидуальна и зависит от стратегических целей, имеющихся знаний, умений и навыков персонала. Для разработки нашей модели системы управления знаниями мы изучили и рассмотрели существующие модели управления знаниями.


Среди моделей управления знаниями известны модели И. Нонака, Г. Хедлунда, М. Эрла, Э. Караяниса, К. Вийга, Л. Эдвинссона, Д. Сноудена, Э. Инкпена и А. Динура, В. Бюрена, Депре и Шаувеля.

1. Модель И. Нонака. Мы уже говорили об этом выше. Это называется четырехфазной моделью СЕКИ (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация). Его элементы:

  • две формы знания — неформальное (неявное) и формализованное (явное);

  • динамика взаимодействия — передача знаний от фазы к фазе, от цикла к циклу;

  • три уровня социальной агрегации — индивидуальный, групповой, контекстный;

  • четыре этапа создания знаний (СЭКИ);

  • условия для создания знаний;

  • организационная структура, ориентированная на знания.

2. Модель Г. Хедлунда. Он ввел концепцию организации N-формы как организации, основанной на знаниях. Основным атрибутом модели является анализ двух наборов понятий: типа неявного знания и типа явного знания (каждый тип имеет три формы — когнитивную, навыковую, воплощенную), а также четырех уровней социальной агрегации или четырех уровней носителя (индивиды, малые группы, организации, межорганизационная область).

Г. Хедлунд вводит понятие движущих сил передачи и трансформации знаний, которые выражаются процессами:

  • проектирование и взаимодействие,

  • распространение и усвоение,

  • ассимиляция и рассеивание, относятся к извлечению знаний из окружающей среды и внедрению знаний в окружающую среду.

3. Модель М. Эрла. Как специалист по информатике, Эрл проводит различие между данными, информацией и знаниями. Он делит знания на три категории (три уровня):

  • принятые знания — «наука»

  • работоспособное знание — «суждение» (информация);

  • потенциальное знание — это «опыт» (knowledge).

Потенциальное знание, по его мнению, является самым дорогим и имеет наибольшую потенциальную отдачу. «Наука» и отчасти «суждение» являются основой конкуренции и предпосылками существования организации. Применение «опыта» может дать конкурентное преимущество, основанное на знаниях. М. Эрл признает, что организация может создавать и защищать знания, используя активы знаний и четыре функции:

  • инвентаризация — отображение индивидуальных и организационных знаний;

  • аудит — оценка характера и масштабов планируемого незнания, развитие знаний посредством когнитивных действий;

  • социализация — это создание событий, которые позволяют людям обмениваться неявными знаниями;

  • тест — проблема неизвестного незнания рассматривается посредством обучения, основанного на опыте, действиях и анализе необычных ситуаций.