Файл: Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета 5.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.2. Методика оценки и ввода в эксплуатацию нематериальных
1.3 Специфика учета и аудита нематериальных активов
2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2. Учет нематериальных активов в филиале Министерство транспорта и связи Чеченской Республики
2.3. Аудит нематериальных активов
2.4. Пути совершенствования бухгалтерского учета и использования нематериальных активов в филиале министерство транспорта и связи Чеченской Республики
На учете находятся нематериальные активы, связанные с обработкой данных — запатентованные компьютерные программы и авторские права на них, автоматизированные базы данных.
Специфической проблемой при учете нематериальных активов является то, что они не обладают физическими свойствами, и, поэтому в некоторых случаях их невозможно идентифицировать. Работа с нематериальными активами, пожалуй, одна из самых сложных для бухгалтера - их нельзя увидеть и потрогать, нужно обладать глубокими юридическими знаниями, чтобы с точностью определить, что именно считать нематериальным активом. Человеку, не обладающему юридическими знаниями, словосочетания "объект интеллектуальной собственности" и "исключительное право" вряд ли что-то прояснят. Решением этих проблем является обеспечение персонала необходимой информацией и специальными знаниями для работы с учетом нематериальных активов для решения таких задач как:
-
правильное определение первоначальной стоимости различных видов нематериальных активов; -
определение необходимости переоценки нематериальных активов, и, соответственно, способов их переоценки; -
правильность исчисления амортизации нематериальных активов, для чего необходимо определить сроки эксплуатации отдельных видов нематериальных объектов и способы списания их стоимости; -
определение возможности и целесообразности поддержания (возобновления) нематериальных объектов и способов учета затрат на их поддержание; -
формирование полной и достоверной информации о наличии и движении нематериальных активов и обеспечение контроля за их наличием и движением.
Все более широкое использование различных программных продуктов в деятельности предприятий приводит к необходимости разработки специальных методов учета таких объектов, правил их амортизации и инвентаризации.
Нематериальный актив является одним из тех объектов, у которых очень сильно развит моральный износ и объект за короткий период времени быстро устаревает, поэтому для его обновления необходимы средства и сразу в большом количестве. Такие средства может предоставить амортизация, начисленная по способу уменьшаемого остатка. Именно при этом способе распределение первоначальной стоимости происходит неравномерно, большая часть распределяется в первоначальном периоде.
Этот способ амортизации очень выгоден. Но в силу того, что налоговый учет не признает этот способ, чтобы не делать двойной расчет, применяется очень редко. В Министерство транспорта и связи Чеченской Республики, согласно учетной политики, амортизация начисляется линейным способом.
Одним из направлений совершенствования учета аудита НМА является инвентаризация. Она служит средством контроля за фактическим наличием имущества.
Инвентаризация нематериальных активов на предприятии позволяет руководителю получить информацию о реальных стратегических возможностях развития, понять каким объемом прав он фактически распоряжается, выбрать путь оптимального использования приобретаемых предприятием нематериальных активов, понять их потенциальные возможности в конкретных направлениях специализации, а также выявить наиболее ценных специалистов компании, без использования которых невозможно качественно реализовать ее потенциально возможные стратегии.
Цель инвентаризации - создание (обновление) реестра, отражающего реальное состояние НМА на предприятии. На базе этого реестра в филиале Министерство транспорта и связи Чеченской Республики должны определяться цели и задачи стратегического развития предприятия. Инвентаризация позволяет:
-
сопоставить фактическое наличия НМА с учетными данными, выявить излишки и недостачи в учете; -
проверить учетную стоимость НМА и, при необходимости, провести ее переоценку; -
выявить и списать НМА, не соответствующие критериям учета.
Основными задачами проведения инвентаризации должны быть:
-
поиск и проверка комплектности (полноты) документов, подтверждающих права предприятия на объекты НМА и другие результаты научно-технической деятельности; -
определение места хранения и использования объектов НМА и других результатов научно-технической деятельности; -
выявление количественных и качественных показателей, отдельно идентифицируемых НМА и полноты прав предприятия на них; -
обеспечение достоверности данных для документального закрепления исключительных прав предприятия на выявленные НМА и результаты научно-технической деятельности с целью включения их в состав его НМА; -
оценка состояния НМА и выработка мер по обеспечению их надлежащей правовой охраны; -
выработка практических рекомендаций по ведению инвентаризационного учета НМА и повышению эффективности использования НМА в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Работы по инвентаризации прав НМА Министерство транспорта и связи Чеченской Республики должна проводится согласно предварительно составленной аудитором, главным бухгалтером и утвержденной руководителем программе. В программе должны быть определены основные этапы инвентаризации, функции, осуществляемые на каждом этапе, обозначены сроки и ответственные лица за осуществление ее конкретных этапов и функций.
Проведение инвентаризации возлагается на рабочую инвентаризационную комиссию. Инвентаризации НМА следует проводить с привлечением соответствующих специалистов, прошедших специальную подготовку и имеющих опыт реализации этих технологий. В противном случае эффективность инвентаризации будет незначительной.
В условиях конкуренции НМА нуждаются в защите от использования лицами, не имеющими на это прав. Эта защита выражается в контроле мероприятий нераспространения коммерческой тайны, доступности сведений о НМА определенному неширокому кругу лиц, мер защиты авторских прав. С этой целью создается перечень информации, которая определяется предприятием, как коммерческая тайна. Этот перечень не должен включать те сведения, которые запрещены к засекречиванию правовыми нормами.
Не может включаться в состав коммерческой тайны информация, содержащаяся в учредительных документах организации, в формах государственной отчетности, налоговом учете и документах об уплате налогов, штатном расписании и наличии свободных рабочих мест, документах о платежеспособности, заключениях о нарушении техники безопасности, загрязнении окружающей среды, производстве продукции. вредной для здоровья, другая информация, запрещенная к засекречиванию правовыми нормами.
Защита НМА производится с помощью документов, подтверждающих исключительные права владельца интеллектуальной собственности: патентов, авторских прав, лицензий. Сохранение коммерческой тайны организовывает руководитель предприятия, устанавливающий круг лиц и порядок их доступа к информации, содержащей коммерческую тайну. С этой целью организация разрабатывает и использует следующие документы:
-
положение о коммерческой тайне; -
договор с работником о соблюдении коммерческой тайны; -
приложение о сохранении коммерческой тайны к договорам с контрагентами; -
план мероприятий по охране конфиденциальной информации.
Информация, хранящаяся в компьютерах, охраняется с помощью паролей, дающих доступ к информации определенным руководителем лицам.
В филиале Министерство транспорта и связи Чеченской Республики помимо «исключительных» программ, есть программные продукты (программные обеспечения) на основании неисключительных лицензий. Это операционные системы Windows, пользовательские программы Word, Excel, Internet Explorer, бухгалтерские программы. По распространенной практике стоимость этих программ относится к расходам будущих периодов. Так же на расходы будущих периодов берутся модули программ, продолжающих совершенствоваться НМА. При этом стоимость модулей иногда превышает стоимость взятого на учет нематериального актива. В результате актив в балансе признан, но при этом он не классифицируется как НМА и пользователи отчетности не видят, каким образом данный ресурс приносит доход. В соответствии с МСФО 38 «Нематериальные активы» для признания программного обеспечения в качестве НМА требуется, чтобы объект был:
-
идентифицируемым; -
используемым в производстве или при предоставлении товаров и услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.
Если программное обеспечение отвечает вышеназванным критериям, тогда оно может быть отнесено к НМА и в этом случае стоимость актива определяется затратами на его приобретение, а срок службы – сроком предполагаемого периода получения экономических выгод. Программа в соответствии с МСФО может быть реклассифицирована в НМА предприятия. Поэтому конкретным предложением может стать признание лицензий нематериальным активом, т.к. она обладает одним из важных свойств нематериальных активов, а именно,- приносить доход.
Говоря о программных продуктах как активах предприятия, нельзя оставить в стороне проблему учета расходов, связанных с их поддержанием в рабочем состоянии - оплату услуг по сопровождению и актуализации. Некоторые налоговые инспекторы требуют относить, например, стоимость услуг по актуализации справочных информационно-поисковых систем на увеличение балансовой стоимости этих объектов, учтенных в составе НМА. Поскольку актуализация производится
, как правило, ежемесячно, результатом такого подхода будет постоянное изменение стоимости объекта.