Файл: Курсовая работа система обучения сочинениям в средней школе Код, направление подготовки.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 398
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Устные журналы, заочные путешествия по литературным местам, обмен мнениями о прочитанных книгах на уроке чтения.
4.Оформление и выпуск классной стенгазеты "Пробуем перо".
5. Помогать каждому ученику в выборе какого-либо внешкольного учреждения.
6. Учить детей видеть необычное в обычном.
Темы сочинений должны быть интересны, понятны и близки детям. Возможно написание сочинений и по стихотворению. [36]
1.3 Проверка и редактирование сочинений
Сочинение - основная форма наряду с изложениями проверки речевых умений и навыков.
Анализ сочинений - важное звено в системе развития речи. Эту мысль высказал А. Ободовский, считавший, что «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений». К.Б. Барнин указывал, что исправление письменных работ - система обучения, возможно самая активная из всех систем, которые знает методика развития речи. В 19в. Выделились два направления в методике:
1) исправление всех типов ошибок (Браиловский);
2) игнорирование ошибок всех типов (В.А, Малаховский, А.Д. Алферов). Считалось, что исправление ошибок ведет к потере самоуверенности учащихся, в то же время неисправленные ошибки приносят вред - ученик начинает воспринимать их как норму. Взгляды А.Д. Алферова поддержал В.И. Лебедев, который был против стремления подвести живой русский язык под стандарт. Идея бережного отношения к учащимся и детскому творчеству, дифференцированного подхода получала развитие в работах А.В. Миртова, И.М. Соловьева, В.И. Лебедева, К.Б. Бархина, М.Р. Львова.
В современной методике сочинения сильных и слабых учащихся оцениваются одинаково, на основе единых критериев: правильность, точность, выразительность, богатство, стилевое единство. Нет единой системы и классификации ошибок.
В настоящее время выделяют следующие виды ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, логические и фактические.
Выделяют несколько приемов правки:
1) правка должна представлять собой подробную рецензию (Д.Н. Введенский);
2) ошибки обозначаются условными обозначениями.
Чтобы не пропускать ошибки, рекомендуется сначала прочитать 2, 3 раза, оценивая содержание, затем языковое оформление. [2]
Системное описание синтаксических ошибок дается в работах В.А.Добромыслова, Н.Н. Алгазиной, С.Н. Цейтлин. Но классификации нет, и синтаксические ошибки объединяются с грамматическими. Весомым исследованием является работа С.Н. Цейтлин в работе «Речевые ошибки и их предупреждение», где описываются виды синтаксических ошибок и методика их предупреждения.
Рассмотрим способы оценки языкового оформления ученических сочинений. Начинать оценку использования языковых средств в тексте следует с ответа на вопросы:
- К какому стилю относится созданный учащимся текст? Соответствует ли он первоначальному замыслу? (Например, требуется создать текст в научном стиле речи, в сочинении же научный стиль не выдерживается: ученик пишет в художественном или публицистическом.)
- К какому типу речи принадлежит текст сочинения (описание, повествование, рассуждение)? Соответствует ли этому типу речи характер отношений между предложениями и группами предложений в тексте? (Это могут быть пространственные, временные, причинно-следственные отношения в описании, повествовании, рассуждении - соответственно).
В работе, связанной с проверкой сочинений педагог должен занимать позицию редактора, ему необходимо знать основные приемы редактирования текста. По этому вопросу существует обширная литература, например, труды А.Э. Мильчина "Методика редактирования текста", в которой есть чрезвычайно важная глава "Язык и стиль", посвященная приемам нахождения стилистических и нестилистических ошибок в тексте. Автор предупреждает, что знание норм литературного языка и стилистики может быть не реализовано в процессе редакторской работы, более того, норма может быть нарушена самим редактором. Причина такого положения - отсутствие навыков выявления имеющихся в тексте ошибок.
В связи с тем, что наиболее частотными в сочинениях учащихся являются ошибки синтаксические (речевые), назовем приемы их выявления. К наиболее распространенным приемам нахождения синтаксических ошибок относятся:
1. Постановка синтаксического вопроса от подлежащего к сказуемому, от главных членов предложения - к второстепенным.
2. Сжимание синтаксической структуры предложения за счет опущения обособленных членов, вводных слов и предложений, цепочек однородных членов и т.п.
3. Анализ синтаксических связей и отношений внутри предложения и между отдельными предложениями.
4. Проверка в «сигнальных» точках текста (Внимание! Здесь может быть синтаксическая ошибка!), где чаще всего появляются синтаксические ошибки. Это:
- управление;
-согласование членов предложения в роде и числе;
-причастные и деепричастные обороты (порядок слов в них, присоединение к определяемому слову);
-цепочки однородных членов(соблюдение в них логико-грамматических связей и управление одного или нескольких однородных членов зависимыми словами);
- порядок слов в предложении;
- определение границ предложения.
Для выявления стилистических ошибок в творческих работах учащихся можно рекомендовать следующее:
1. Опираться в стилистическом анализе текста на принцип коммуникативной целесообразности использования языковых средств:
-соотносить языковые средства с контекстом;
-устанавливать взаимосвязь ученического текста с экстралингвистическими факторами: задачей речи, сферой общения, типом мышления и т.д.
-соотносить ученический текст с замыслом его автора.
2. Руководствоваться в оценке стилистических средств стилистической нормой: соотносить текст (его языковое оформление) с речевой системностью стиля, проявляющейся в наибольшей частотности, по сравнению с другими функциональными стилями, тех или иных языковых средств.
3. Держать в поле зрения (Внимание! Здесь может быть стилистическая ошибка!) возможные стилистические нарушения в следующих случаях:
- мотивированное использование разностилевой лексики;
- тавтология, плеоназмы;
- немотивированное употребление штампов;
- немотивированные повторы слов, выражений;
- лишние слова;
- ошибки в использовании средств словесной образности;
- однообразные синтаксические конструкции.
Важной задачей является формирование у учащихся навыков редактирования собственных тестов. Редактирование - процесс творческий. Необходимо, чтобы учащиеся постоянно, на всех этапах обучения улучшали, совершенствовали свои письменные высказывания, умели находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и свои собственных текстов.
П.Ф. Ивченков предлагает различные задания, способствующие развитию соответствующих умений и навыков, предлагает знакомить учащихся с четырьмя значками, обозначающими различные способы правки письменных высказываний. В ходе анализа учитель обращает внимание учащихся на то, что ошибки бывают у всех, важно уметь их увидеть и исправить.
Глава 2. Классификация сочинений
2.1. Классификация сочинений по основанию
Единой полной и универсальной классификации сочинений нет. В зависимости от того какой признак положен в основу выделяют следующие сочинения:
Основание виды сочинений:
1. По цели проведения:
а) обучающие;
б) контрольные;
2. По тематике:
а) на лингвистическую тему;
б) на литературную тему;
в) на свободную тему;
3. По источнику получения материала:
а) на основе личных наблюдений и жизненного опыта;
б) с применением наглядных, технических средств обучений;
в) по аналогии с прочитанным текстом;
г) по данному началу или концу, по заданному плану;
д) на основе нового для учащихся материала и на основе знакомого материала;
е) по одному или нескольким источникам;
4. По психологическому источнику:
а) память;
б) внимание;
в) воображение;
5. По форме текста:
а) стихотворная;
б) повествовательная (рассказ, очерк, рецензия, статья, заметка в газету, письмо, научное сообщение).
6. По стилю текста:
а) разговорный стиль;
б) книжный стиль (художественный, научный, официально-деловой и т.д.)
7. По уровню самостоятельности учащихся:
а) с длительной подготовкой;
б) без предварительной подготовки;
в) самостоятельное;
8. По объему:
а) развернутое сочинение;
б) миниатюра;
в) заданного объёма;
9. По месту выполнения:
а) классные;
б) домашние;
11.По типу теста:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение;
г) смешанного типа речи;
Различают три основных типа сочинений по тематике: сочинения на лингвистическую тему, сочинения на свободную тему, сочинения на литературную тему.
Методика сочинений на литературные темы тесно связана с методикой преподавания литературы, проводятся на уроках литературы. Сочинения на свободные темы и темы из жизни занимают в практике работы учителя большое место, что объясняется более широким воспитательно-образовательным значением. Функцию сочинений на лингвистические темы часто принимают на себя развернутые устные и письменные ответы учащихся, сообщения, с которыми учащиеся выступают на уроках родного языка.
Выделяют следующие виды сочинений по основанию:
-
Сочинение по картине
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на все чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы не столкнуться в своем непосредственном опыте.
Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. Для развития речи лучше использовать художественные картины (репродукции).
Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Сочинения по картине делятся на три вида:
- сочинения по серии картин проводятся только на начальном этапе обучения;
- сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик должен использовать свои знания, жизненный опыт, создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, которой запечатлен на картине. При этом учащиеся должны контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности;
- описание картины - самая трудная форма сочинения. Обычно проводятся в средних и старших классах.
Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Они достигают следующей цели: научить учащихся смотреть картину:
- понимать содержание и видеть ее художественные достоинства;
- переводить виденное на язык слова.
Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или при передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (по плану). Тематически сочинения по картине разнообразны - почти все виды сочинений различаемых по жанру могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связанно обучение учащихся сочинениям самых разных видов - описание по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям и т.д.
Умение рассмотреть картину - это целая наука, которая раскрывается постепенно и тесно связана с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Дети плохо воспринимают трехмерное пространство, глубину картинного изображения, теплые и холодные тона, оттенки, световые пятна, а вот уловить и понять настроение картины, чувства, которые хотел передать художник - это им удается сразу.
Картину можно вывесить заранее, за 5 -7 дней до работы над ней. Предложить учащимся список слов, выражений, которые могут быть использованы в сочинении. Чтобы избежать ненужных повторов, учить их пользоваться синонимами (художник, автор картины, живописец). Процесс подготовки и написания сочинений по картине включает следующие этапы: