Файл: Курсовая работа система обучения сочинениям в средней школе Код, направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Ученики необходимо знать и соблюдать требования, предъявляемые к сочинению. Тогда их работа будет переосмысленной и целеустремленной.

7. В своей работе над сочинением учащиеся должны иметь право на исправление, так как мысль автора текста постоянно рассредоточена.

8. Ученикам нужно знать меры поощрения за хорошо написанное сочинение. Помимо принятых в школе оценок, мерами поощрения являются разные виды похвалы. Разбор лучших сочинений на уроке анализа выполненных сочинений. [12]

Рассмотрим упражнения сочинение и изложение в свете теории речевой деятельности. Русская психология в объяснении процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка в результате практической деятельности. Такая трактовка человеческой психики впервые была предложена Л.С.Выготским и получила экспериментальное подтверждение в наши дни. Возникнув на основе предметной деятельности как средство общения и отражения действительности в сознании людей, язык используется как средство общения людей, и в этой коммуникативной функции он сам является как особым видом интеллектуальной высшей деятельности человека. Понимание языка как деятельности особенно близко задачам обучения. Структура деятельности включает в себя 4 фазы: ориентировку, планирование, реализация и контроль, - которые последовательно сменяют друг друга. Речевое высказывание имеет эту же структуру. Сориентироваться - это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия, отталкиваясь от основных условий коммуникации, решить вопрос о форме, виде, стиле высказывания. Планирование заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания, которая формируется во внутренней речи. Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляют третью фазу речевой деятельности. Четвертая фаза речевой деятельности - фаза контроля - состоит в том, что говорящий сопоставляет свой результат речевого действия и задачу общения. Учебная деятельность, направленная на развития речи учащихся бывает двух видов: одна связана с порождением отдельной единицы языка (слова, словосочетания, предложения), другая - с речью как таковой, или, по школьной терминологии, связной. В соответствии с этим работа по развитию речи делится на 2 части.

Второе направление в работе по развитию речи - развитие навыков связной речи - долгое время понималось в методике и в школьной практике как обучение изложениям и сочинениям и разрабатывалось на уровне практики языка. Теорию методики обучения связной речи удалось создать в 60-е годы, когда к речи подошли не только как к результату процесса высказывания, но и как к самому процессу (речевому действию). Это принципиально иное не узко-лингвистическое понимание речи привело к радикальным изменениям в системе обучения. Если раньше при обучении связным высказываниям членили на части текст данный (изложение) или предполагаемый (сочинение), а затем учащимся предлагалось более или менее
творчески воспроизвести его по частям, теперь стало возможным, рассмотрев состав речевого действия, расчленить на части сам процесс и установить, какие умения требуются для успешного выполнения определенных операций.

Структура речевой деятельности. Система обучения связной речи:

1.Ориентировка

А) в ситуации общения

Б) в описываемой ситуации

1.Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы темы сочинения.

2.Умение подчинять свое изложение и сочинение основной мысли.

3.Умение собирать материалы для сочинения.

4.Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок, т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении.

5. Умения строить сочинения разных видов (повествование, описание, рассуждение).

6.Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

7.Умение совершенствовать написанное.

Из семи умений четыре так или иначе связаны с содержанием высказывания. Два первых (умение определять объем, содержание и границы темы, умение подчинять свое изложение и сочинение основной мысли) помогают ориентироваться в описываемой ситуации и соотносятся с первой фазой структуры речевой деятельности.

Два других умения (собирать материал для сочинения, приводить его в порядок, систематизировать) соотносятся с первой фазой структуры речевой деятельности.

Пятое и шестое умения (стоить сочинения разных видов, а также выражать свои мысли точно, правильно, по возможности ярко) формируются в процессе выполнения операций, составляющих содержание третьей фазы структуры речевого действия.

Последнее, седьмое умение - совершенствовать написанное - имеет отношение к завершающей, четвертой фазе контроля.

Таким образом, принятая в школе система работы над связным высказыванием соотносится со всеми четырьмя фазами структуры речевой деятельности. Самые благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности.

Коммутативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения. Традиционным для школы является прямой имитационный метод усвоения родной речи с такими ведущими приемами обучения как изложение сочинение по образцу. [5]
1.2. Общие вопросы методики обучения сочинению



Для учителя сочинение начинается с выбора темы. У детей часто возникают проблемы при написании сочинений. Перед учителем становится проблема: дети не умеют и не любят писать сочинения. А в средних и старших классах им еще труднее дается такая работа.

По мнению Н. Н. Нурулиной, учитель должен давать такие темы сочинений, которые были бы им интересны.

А. Никитина считает необходимым знакомить учащихся с возможностью вариативного раскрытия темы сочинения, что позволит школьникам с одной стороны понимать собственную речевую деятельность, с другой - формировать гибкость мышления, раскрепощенность фантазии.

«Вариант, - по мнению С.И. Ожегова, - разночтение в тексте». Вариант в раскрытии темы сочинения - это совокупность микротем, обусловленных адресатом, коммуникативной задачей, которые, в свою очередь определяют отбор содержания, выбор типа, жанра, стиля создаваемого текста. Вариативность в раскрытии темы сочинения - это умение учащихся выделять микротемы в развитии общей темы, ориентируясь на возможный адресат и задачу предстоящего высказывания.

Обучение младших школьников вариативности в раскрытии темы сочинения требует, с одной стороны, готовности самого учителя создавать варианты высказываний на одну тему, с другой - организации работы по накоплению ими опыта в выделении микротем. Для тренировочных упражнений у каждого есть своя тетрадь, в которой выполняются упражнения (сочинения-описания предмета). Эта работа может проводиться во внеурочное время. [11]

После выбора темы начинается совместная работа учителя и учащихся, результатом которой и будет готовое проанализированное сочинение, а также развитие мышления и речи учащихся.

Выделяются основные черты уроков написания сочинений:

1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.

2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений, фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка.

Каждому сочинению должна предшествовать подготовка. Подготовка может быть разной, в зависимости от сочинения, уровня подготовки класса и т.д. Но есть общие этапы:


1.Накопление материала: наблюдение, экскурсия, чтение литературных произведений и т.п.

2. Отбор материала в соответствии с темой, систематизация материала в соответствии с темой, его расположение: беседы, обсуждения, составления плана и т.д.

3. Словесное, речевое оформление, т.е. составление текста.

Подготовка - это создание такой ситуации, которая вызвала потребность рассказать о чем-либо, накопление материала, выбор языковых средств.

Речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. [3]. Но учитель не обеспечивает ученику должной ситуации общения. Из вышесказанной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:

1.Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности вступать в речевое общение;

2. Предлагая детям создать текст, обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Для совершенствования речевой деятельности необходимо создание речевых ситуаций. Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

1. Создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе; организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации.

2. Предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, ни и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств.

3. Написание сочинения. [13]

При проведении сочинений некоторые методисты рекомендуют использовать учебное взаимодействие. Учебное взаимодействие - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение учебных задач. Эту форму обучения все чаще используют: дети в парах обсуждают проблемные вопросы, совместно решают какие-либо задачи, проверяют друг друга, рецензируют устные ответы и т.д. При этом ученики учатся работать вместе, в совместном обсуждении находят верное решение, учатся понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека и высказывать свое мнение, приобретая опыт работы со сверстниками, учатся точнее оценивать свои возможности и лучше себя контролировать.


Второй этап - предварительная подготовка к сочинению. За 2 - 3 недели до написания сочинения учитель организует с детьми работу по накоплению языковых средств. Прием совместного с товарищами отбора содержания и языковых средств помогает сформировать у учеников умения в дальнейшем действовать самостоятельно. Например, младший школьник захотел написать рассказ, подбирая слова и выражения для будущего высказывания, но не смог последовательно изложить свои мысли. Ребенку трудно планировать свою письменную речь, потому что психологическая основа планирования - внутренняя речь у него только формируется. Поэтому можно использовать прием планирования вслух. Ученик, проговаривая, намечает ход развития основной мысли, придерживаясь единой темы и не отвлекаясь на второстепенные вопросы. Он рассказывает план будущего высказывания слушателю - соседу по парте, который контролирует его и даже может посоветовать внести какие-либо изменения в будущее высказывание. Ученики планируют вслух свои высказывания по очереди, поэтому в процессе такого взаимодействия у них развивается умение не только обдумывать свое высказывание, но и вставать на точку зрения другого человека, понимать его, формируется важное речевое умение - слушать собеседника. Взаимное проговаривание рассказа на этом этапе - третий момент, когда полезно сотрудничество учащихся.
Также этот прием можно использовать на этапе проверки сочинений. Ученик первый должен проверить свое сочинение перед учителем. Но часто авторы своих работ не могут найти сами ошибки, т.к. критичность у младших школьников только развивается. Поэтому можно использовать прием взаимной проверки, которая поможет сформировать у младшего школьника умение контролировать собственное письменное высказывание, а также поможет становлению критичности как важному качеству личности. [10]

Наше время требует, чтобы школа учила питомцев мыслить нестандартно, нестереотипно. А. Г. Калюкина много лет работала в школе по традиционной программе. Но на курсах в Москве она узнала, что сочинения надо писать хотя бы раз в две недели без подготовки. Она решила проверить это на практике, и эта методика оправдала себя.

Советы учителю по подготовке к сочинению:

1. Экскурсии на уроках естествознания в лес, поле, на луг, водоем, в краеведческий музей, на станцию юннатов.

2.Подготовка и посещение школьных утренников, праздников и выставок.