Файл: Курсовая работа система обучения сочинениям в средней школе Код, направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью;

- этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, организации самостоятельной работы);

- этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение)

Подготовка зависит от того, что изображено на картине: пейзаж, портрет, натюрморт. В средних классах в отличие от начальных используются все виды картин.

Сочинение по картине-портрету тесно связано с сочинением-описанием внешности. Особенно часто используются портреты детей. Необычность детского портрета, глубокий психологизм образа, поэтическое обаяние человека, с одной стороны, привлекают учащихся, с другой - создают для них дополнительные трудности при описании внешности. Сложность заключается в том, что надо не просто описать внешний вид, но и психологическое состояние, что иногда требует использования разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

  1. Сочинение - описание (внешности, действий человека, помещения).

При описании предмета учащимся необходимо показать особенности описания, его признаки. В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера. Интерьер - это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология). Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д. Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:

1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).

2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета: около, рядом, с, за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от, возле, где-то, кое-где.

3. В сочинении не только описывается предмет
, но и передается отношение к нему. Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения.

В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.

  1. Сочинение-рассуждение.

Данный вид сочинения вызывает наибольшие затруднения у учащихся 6 и 7 классов, так как требует не просто описания явлений, но и вынесения собственной оценки, формирование самостоятельной позиции, к чему не все школьники этого возраста, к сожалению, готовы.

Уже в 6 классе предлагается для анализа текст с поставленной в нем нравственной проблемой, однозначного ответа на которую нет, поэтому ученик должен проанализировав предложенный текст, дать свой аргументированный ответ, почему он считает так, а не иначе. Уже на данном этапе необходимо учить детей убедительной аргументации своей нравственной позиции и правильному ее оформлению (тезис – аргумент), соблюдать оправданное абзацное членение создаваемого текста.

В 7 классе учебник предлагает написать рассуждение о своем отношении к прозвищам. Тема эта очень актуальна для подросткового возраста, поэтому трудностей с выбором доказательств собственной позиции у ребят уже не возникает. Целесообразно закрепление умений в оформлении своих мыслей. А также необходимо напоминать учащимся, что данный вид работы – неотъемлемая часть заданий ГИА в 9 классе, с которой им предстоит столкнуться в будущем.

Таким образом, в состав сочинений-рассуждений на нравственный проблемы, нужно постепенно вводить и сочинения на лингвистическую тему, что является наиболее трудным при выполнении части заданий С ГИА и ЕГЭ.
2.2. Классификация сочинений по жанру и форме

По данному типу выделяют следующие виды сочинений:

  1. Сочинение в форме дневниковых записей, письма товарищу

Данный вид сочинения – это создание синтезированного текста. Как правило, ребятам нравится писать письма вымышленным героям или же свои друзьям, и такой вид речевой деятельности не вызывает у шестиклассников особых затруднений. Учителю важно лишь выбрать интересную тему и направить творческую фантазию в верное русло. Примерные темы таких работ: «Первый раз в музее», «Первое знакомство с…» и т. д. К 7 классу ребята способны оформить свои мысли не только в виде письма, но и в форме дневниковых записей, что сложнее. Часто такие задания объединяются с визуализацией впечатлений, то есть анализируя картину художника, ученики пишут вымышленный дневник от первого лица.



  1. Сочинение-рассказ.

Наиболее любимый учащимися вид речевой деятельности – это сочинение-рассказ. Он дает огромный простор для фантазии, а значит и самовыражения учащихся. Существуют разные типы таких сочинений, например: рассказ по серии тематических картинок, рассказ по данному началу, рассказ по личным впечатлениям и наблюдениям, рассказ на основе услышанного или увиденного и пр.

Такое сочинение часто синтезирует в себе черты разных типов речи и даже стилей языка. В 6 классе учащимся предлагается написать сочинение-рассказ на основе услышанного от родных о событиях их жизни во время Великой Отечественной войны. В 7 классе им предстоит работа над рассказом-репортажем на основе увиденного на картине по данному началу, а также составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу и написание рассказа по данному сюжету с самостоятельным формулированием темы собственной творческой работы.

  1. Аннотация. Отзыв. Рецензия. Эссе.

Изучение этих жанров лучше объединить в блок из трех-четырех уроков развития речи.

Первый этап работы - знакомство со спецификой жанра. Все определения записываются учениками в тетрадь. Затем в каждом определении подчеркиваются ключевые слова.

Аннотация (от лат. Annotation «замечание») - краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.

Второй этап - анализ текстов, предложенных учителем.

Домашним заданием на первом уроке будет задание найти аннотацию в книге, отметить в ней обязательные и факультативные элементы. [7]

Отзыв - выражение собственного отношения к прослушанному, просчитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания

Вопросы и задания:

1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность.

2. В процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку.

3. Прочитайте сами текст внимательно и найдите в нем обоснование впечатления: что в пьесах Чехова вызвало именно эти чувства у автора? Убедительны для вас эти аргументы?

4. Обратите внимание на схему отзыва. Дополните данный отзыв недостающими элементами.

5. Напишите собственный отзыв о пьесе Чехова или о другой, прочитанной или просмотренной вами. [7]

Рецензия (от лат. Recenzio «рассмотрение») - отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.


Примерный план рецензии на литературное произведение;

1) библиографическое описание;

2) краткая характеристика творчества писателя - в связи с данным произведением;

3) творческий замысел автора книги;

4) смысл названия;

5) краткая информация о содержании;

6) критическая оценка произведения: особенности композиции, мастерство автора, индивидуальный стиль писателя, искусство иллюстратора книги;

7) основная мысль рецензии;

8) актуальность тематики произведения.

Творческие задания:

- напишите рецензию на книгу Р. Рождественского;

- напишите рецензию на книгу, которая не понравилась;

- найдите в журнале или газете рецензию на книгу и укажите в ней все элементы рецензии. Соблюдены ли принципы рецензирования? Ваше отношение к рецензируемому произведению? [7]

Эссе (франц. еssai «попытка», проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер. [6]

Знакомство с четырьмя жанрами одновременно посильно уже ученикам 7 - 8 классов, а старшеклассникам помогает систематизировать и углубить полученные прежде разрозненные знания о данных жанрах.

  1. Сочинение в жанре киносценария

Одним из пример интеграции русского и литературы могут, по мнению И.В. Апальковой, служить уроки развития речи, где дети учатся писать сочинении-киносценарии. Е.И. Никитина предложила систему работы над сочинениями данного вида.

Рассмотреть систему проведения подобных работ можно на примере составления киносценария по рассказу Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Работа занимает два урока развития речи. Основное содержание первого урока:

1. Повторение уже известных сведений о киносценарии и его составных компонентах (ремарка, монолог, диалог, реплика).

2. Знакомство с таки составными частями киносценария, как пояснительная надпись и закадровый текст. Эти компоненты не являются обязательными, однако используются очень часто.

3. Беседа об основных планах съемки (используются таблицы, в которых крупный, средний, общий планы проиллюстрированы цветными фотографиями или рисунками).


План съемки - это масштаб изображения на экране снимаемых лиц, предметов; степень удаленности камеры от того, что снимается. Если съемка производится так, что на экране предметы получаются очень большими, занимают до половины его площади, то это крупный план. Чаще всего камера крупным планом фиксирует лицо человека, его глаза, руки. Крупный план используется тогда, когда режиссеру важно обратить внимание зрителя на происходящее, подчеркнуть его значимость. При съемке средним планом камера несколько отдаляется от снимаемого, человеческая фигура фиксируется примерно от головы до колен. Если сцена снимается издалека и в кадре человеческие фигуры даны в полный рост на фоне их окружения, то это общий план. [1]

Вспомним, что киносценарий может создаваться на основе различных источников: подлинных фактов, событий, фантазий, литературного произведения. Создавая сценарий на основе литературного произведения, сценарист зачастую вынужден несколько отступать от исходного текста, вводя новые эпизоды, используя те кинематографические средства, которые помогают наиболее точно передать мысль автора художественного произведения.

4. Подготовка к написанию киносценария на основе рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Работа над сочинением-киносценарием дает, на наш взгляд, прекрасную возможность научить детей осознавать прочитанное, позволяет им глубоко проникнуть в мысли автора. Ученики на время становятся как бы соавторами писателя. Коллективная работа позволяет учителю вовремя заметить ошибки в первичном восприятии произведения и при необходимости внести соответствующие коррективы.

При составлении киносценария в полной мере реализуется принцип креативности, требующий, чтобы деятельность учащихся была продуктивной, а не носила лишь репродуктивный, воссоздающий характер.

В процессе работы над киносценарием ученики осознают специфику каждого вида искусства, так как сталкиваются с тем, что далеко не все в литературном произведении может быть переведено на язык кинематографа.

Составление киносценария развивает образное мышление, творческие способности учащихся, делает уроки развития речи эмоционально привлекательными.

Работа в данном направлении должна быть системной. В течении года желательно провести 2-3 занятия по написанию сочинений в этом пока еще мало освоенном школой жанре.