Файл: Теоретические аспекты управления доходами и расходами организации 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы и принципы управления доходами и расходами



Величина выручки от продаж функционально зависит от двух групп факторов: первая группа - натуральный объем продаж и цена на единицу каждого вида продукции; вторая группа - общая сумма затрат на проданную продукцию и прибыль от продаж.

Для решения любых вопросов, связанных с управлением выручкой и прибылью от продаж, важно правильно определить характер затрат на реализуемую продукцию. Речь идет о разделении всех затрат на постоянные и переменные, а также на прямые и косвенные.



Рисунок 1.4. Структура постоянных издержек


Рисунок 1.5. Структура переменных издержек



Прямые затраты (имеют непосредственное

отношение к выпуску товара и являются

определяющими с точки зрения его себестоимости

либо имеют выраженную экономическую связь с

объектом производства)

Закупка сырья, комплектующих, которые используются для выпуска товаров предприятием

Оплата эксплуатационных издержек - коммунальных услуг, лицензий на ПО

Зарплата персонала, занятого на фабричных линиях, компенсации подрядчикам.

Рисунок 1.6. Структура прямых затрат



Рисунок 1.7. Структура косвенных затрат

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

  1. выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

  2. выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

  3. выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.


Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия. [6]

Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации продукции (Рисунок 1.8).

Методы определения доходов и

расходов

Метод начисления (по отгрузке Кассовый метод отражения выручки (по товаров (выполнению работ, мере оплаты, т.е. по фактическому оказанию услуг) и предъявлению поступлению средств на денежные контрагенту расчетных документов ) счета предприятия)

Доходы Расходы Датой Расходами

признаются в признаются в том получения признаются

том отчетном отчетном дохода затраты после

(налоговом) (налоговом) признается день их фактической

периоде, в периоде, в поступления оплаты котором они котором они средств на счета имели место, имели место, банка и (или) в независимо от независимо от кассу или иного фактического фактической имущества получения выплаты

денежных средств
Рисунок 1.8. Методы определения доходов и расходов

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельность.

Себестоимость – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим с точки зрения управления не как самоцель, а как средство управления прибылью. Зависимость между прибылью и себестоимостью – прямая, вытекающая из алгоритма:

Прибыль = Выручка (без НДС и акцизов) – полная себестоимость продукции

Поэтому, с одной стороны, прибыль зависит от факторов: объема продаж и цены на готовую продукцию, а с другой – от затрат на производство этой продукции.[13]



Рисунок 1.9. Система управления затрат на производстве

Управление издержками производства решает многочисленные задачи: расчет норм, упорядочение нормативной базы, организация учета изменений норм, разработка калькуляций, учет затрат по центрам возникновения, распределение затрат по центрам ответственности, анализ выполнения плановых смет, выявление резервов экономии и т. д. В этом смысле управление затратами на производство представляет многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия всех производственных звеньев и служб предприятия.



Эффективно управлять затратами означает, прежде всего, контролировать, то есть своевременно выявлять факт отклонения, его причины и виновников, давать им объективную оценку. Полный и своевременный контроль за отклонениями затрат способствует оперативному принятию управленческих решений.[7]

Принцип управления по отклонениям означает, что фактическое исполнение не всегда может соответствовать необходимым стандартам, следовательно, будут возникать отклонения. Но не каждый случай отклонения должен выступать объектом изучения, а только те, которые превышают допустимые размеры отклонений. Поэтому управление затратами по отклонениям предполагает установление допустимых и неприемлемых отклонений. Объектом принятия решений должны быть отклонения, выходящие за допустимые границы.
Таблица 1.2. Принципы управления доходами и расходами

Принцип




Содержание

Принцип полноты




Для управления предприятием должны учитываться все доходы и расходы.

Принцип достоверности




Все доходы и расходы должны быть документально подтверждены.

Принцип самоокупаемости




Доходы предприятия должны превышать его расходы.

Принцип заинтересованности результатах деятельности.

в

Руководство предприятия должно быть заинтересовано и нацелено на получение прибыли.

Принцип своевременности




Доходы и расходы должны учитываться как по мере их начисления (для сопоставления доходов и расходов), так и по мере их фактического осуществления (для сопоставления денежных потоков).

Принцип сопоставимости




Доходы и расходы должны учитываться, анализироваться и контролироваться в единой денежной оценке.

Принцип обеспечения финансовой устойчивости коммерческой организации

Предполагает в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков

(страхование, хеджирование, создание финансовых резервов).




Таблица 1.3 Показатели, используемые для характеристики затрат на производство



п/п

Показатель

1.

Затраты на производство по смете, характеризующие себестоимость всего объема работ.

2.

Полная себестоимость товарной продукции, работ и услуг.

3.

Производственная себестоимость товарной продукции.

4.

Себестоимость реализованной продукции (полная и производственная).

5.

Себестоимость единицы продукции, заказа, узла, детали.

6.

Себестоимость сравнимой товарной продукции.

7.

Затраты на один рубль продукции, работ и услуг.

8.

Себестоимость по местам возникновения затрат и центрам ответственности.



В системе управления себестоимостью продукции в организациях применяются различные виды калькуляций себестоимости продукции. По времени составления они подразделяются на предварительные и последующие. [14] К предварительным относятся плановая, сметная и нормативная калькуляции, составляемые до процессов формирования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Таблица 1.4 Факторы финансовых потерь

Внутренние факторы

Внешние факторы

Завышенные ожидания при планировании объемов продаж по выбранной номенклатуре продуктов и услуг.

Неожиданное появление на занимаемых сегментах рынка игроков, ломающих равновесие рынка своими предложениями.

Резкие нарушения рационального соотношения между кредиторской и дебиторской задолженностью (слабая организация взаиморасчетов по поставкам и продажам продуктов и услуг).

Нарушения договорных обязательств партнерами - поставщиками продуктов и услуг, кредиторами, кредитуемыми клиентами.

Незапланированные и неоправданные отвлечения денежных средств из оборота (низкая бюджетная дисциплина).

Изменения внутри- и внешнеполитической обстановки, международные конфликты, природные катаклизмы и т. п.



Изменения тарифов перевозок, арендных платежей и т. д.



Колебания валютных курсов.


Говоря о природе и средствах противостояния воздействию внешних и внутренних факторов финансовых потерь, можно сделать следующие выводы:

  • внутренние факторы финансовых потерь порождаются конкретными и понятными по их содержанию технологическими недостатками системы финансового менеджмента предприятия и компенсируются исключительно их целенаправленной ликвидацией;

  • внешние факторы финансовых потерь порождаются «средой экономического обитания» и лишь частично могут быть компенсированы принятием соответствующих финансовых решений в ответ на негативные изменения во внешней среде или в предвидении таковых.[11]

Планирование себестоимости – это определение затрат исходя из предполагаемых условий деятельности предприятия в плановом периоде. Оно осуществляется с целью выявления и использования имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличения коммерческого дохода предприятия. В основу плана по себестоимости должны быть заложены прогрессивные нормы затрат труда, использования оборудования, расхода сырья и материалов, топлива и энергии.



Рисунок 1.10. Подразделы плана себестоимости продукции
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11