Файл: Отчет по учебной практике Специальность 43. 02. 14 Гостиничное дело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Должностная инструкция и обязанности официанта

  1. Общие положения

    1. Должностная инструкция регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности официанта: должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения и связи по должности.

1.2. Официант относится к категории рабочих.

1.3. Официант назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.

1.4. Официант подчиняется непосредственно менеджеру ресторана.

1.5. Во время отсутствия официанта его права и обязанности возлагаются на других должностных лиц, о чем генеральным директором компании выпускается соответствующее распоряжение.

1.6. На должность официанта назначается лицо, имеющее среднее (общее) образование.
1.7. Допуск к работе официанта осуществляется при наличии медицинской книжки, прохождении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При подаче блюд, напитков и кулинарных изделий с использованием алкоголя — возраст от 18 лет.
1.8. Официант должен знать:

• нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания;
• виды и назначение столовой посуды, приборов, столового белья, аксессуаров и инвентаря, необходимых для сервировки столов;

• технологии сервировки столов;

• санитарные требования к торговым и производственным помещениям организаций общественного питания, инвентарю, посуде и таре;

• технологии наставничества и обучения на рабочих местах;

• правила оформления и передачи заказа на кухню, в бар, буфет;

• общие правила использования современных информационных систем для автоматизации ресторанов;

• характеристики блюд, изделий и напитков, включенных в меню;

• правила сочетаемости напитков и блюд;

• правила культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания потребителей организации питания;

• требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности в организациях питания;

• методы подачи блюд в организациях питания;

• правила и очередность подачи блюд и напитков;

• требования к качеству, температуре блюд и напитков при подаче;


• правила порционирования и технологии подготовки и презентации блюд в присутствии гостей;

• виды инструментов и оборудования, используемых для подготовки и презентации блюд в присутствии гостей;

• правила и технику замены использованной столовой посуды и столовых приборов;

• порядок оформления счетов и расчета по ним с гостями ресторана;
• формы расчетов с потребителями организаций питания;
• правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и POS-терминалов;
• назначение массовых мероприятий, проводимых в организациях питания;

• правила подготовки к проведению массовых мероприятий в организациях питания и при выездном обслуживании;

• особенности обслуживания массовых мероприятий в организациях питания и на выездных мероприятиях.

1.9. Официант должен уметь:

• оценивать наличие столовой посуды, приборов, столового белья, аксессуаров и инвентаря, необходимых для сервировки столов, и прогнозировать потребность в них;

• оценивать качество сервировки столов;

• организовывать обучение помощников официанта на рабочих местах правилам сервировки столов;

• осуществлять контроль выполнения помощниками официанта предварительной сервировки столов;

• соблюдать правила личной гигиены и выполнять санитарные правила;
• соблюдать правила ресторанного этикета при встрече и приветствии гостей, размещении их за столом, подаче меню, обслуживании и расчетах;
• предлагать гостям блюда и предоставлять краткую информацию о них в процессе обслуживания;

• консультировать гостей по выбору вин, крепких спиртных и прочих напитков, их сочетаемости с блюдами;

• осуществлять прием заказа на блюда и напитки;

• пользоваться современными информационными системами автоматизации работы ресторанов;

• контролировать своевременность приготовления и оформление блюд перед подачей на стол;

• подавать к столу заказанные блюда и напитки разными способами;

• в случае необходимости порционировать и доводить до готовности блюда в присутствии гостей;

• предоставлять счет гостям и производить с ними расчет согласно счету;
• соблюдать правила ресторанного этикета при проводах гостей;


• готовить отчет по выполненным заказам;

• производить работы по подготовке зала и инвентаря для обслуживания массовых мероприятий в организациях питания;

• производить работы по подготовке помещения и инвентаря для обслуживания
блюдами и напитками на выездных мероприятиях;

• сервировать столы с учетом вида массового мероприятия;

• встречать, принимать гостей на массовых мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях;

• подавать блюда, напитки на торжественных, официальных приемах и других массовых мероприятиях.

1.10. Официант руководствуется в своей деятельности:
• законодательными актами РФ, в т.ч. регулирующими деятельность организаций питания;
• Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;

• приказами и распоряжениями генерального директора;

• настоящей должностной инструкцией.

  1. Должностные обязанности официанта

Официант выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. сервировка столов с учетом стандартов ресторана;
2.2. встреча гостей и размещение их в зале ресторана;
2.3. предложение гостям меню, карты вин, аперитива и других напитков;
2.4. рекомендации гостям по выбору закусок, блюд и напитков;
2.5. прием, оформление и уточнение заказов от гостей, передача их на кухню и в бар;
2.6. получение готовых блюд с кухни, напитков из бара и подача их гостям;
2.7. замена использованной посуды, приборов и столового белья в процессе обслуживания гостей;
2.8. оформление счетов за сделанные заказы;
2.9. получение оплаты от гостей и проведение кассовых операций оплаты по счетам;
2.10. обслуживание массовых мероприятий в ресторане;
2.11. составление заявок на пополнение ассортимента столовой посуды, приборов, столового белья, аксессуаров и инвентаря, необходимых для сервировки столов;
2.12. получение сервизной столовой посуды, приборов и столового белья;
2.13. обучение помощников официанта на рабочих местах технологиям сервировки столов;

2.14. составление текущей отчетности по выполненным заказам.

  1. Права официанта

Официант имеет право:

3.1. Запрашивать у менеджера ресторана информационные материалы и

нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных

обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
3.2. Запрашивать у менеджера ресторана и других работников компании документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.3. Требовать у менеджера ресторана предоставления форменной одежды и места для переодевания и подготовки к работе.
3.4. Знакомиться с проектами решений генерального директора, касающимися исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
3.6. Информировать менеджера ресторана о нарушениях трудового законодательства в компании.
3.7. Разрабатывать и вносить на рассмотрение менеджера ресторана предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей, по улучшению обслуживания гостей ресторана.
3.8. Требовать осуществления внеплановых мероприятий по уборке зала в случае необходимости.
3.9. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.

IV. Ответственность официанта

Официант несет ответственность:

4.1. За невыполнение, несвоевременное или халатное исполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности информации.
4.3. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

V. Взаимоотношения и связи по должности

5.1. Официант работает в сменном режиме по графику, утвержденному менеджером ресторана.

5.2. Под руководством менеджера ресторана планирует свою работу на отчетный период.


5.3. Представляет менеджеру ресторана отчет о проделанной работе за отчетный период.

5.4. Получает от менеджера ресторана и знакомится под роспись с нормативно-
правовой информацией.

5.5. Исполняет должностные обязанности других работников ресторана во время их отсутствия в соответствии с распоряжением генерального директора компании.

VI. Заключительные положения

6.1. Сотрудник знакомится с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора.

6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, другой — у сотрудника.

6.3. Сотрудник знакомится под роспись с изменениями в должностной инструкции, касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав, ответственности и оформленными соответствующим распоряжением генерального директора компании.
Должностная инструкция и обязанности мойщика посуды

1. Общие положение

1.1 Мойщик посуды нанимается и увольняется директором учреждения общественного питания.

1.2 Мойщик посуды состоит в подчинении у шеф-повара.

1.3 На время отсутствия сотрудника (отпуск, лечение заболевания и пр.) его подменяет другой кухонный работник, рекомендованный шеф-поваром.

1.3Лицо, претендующее на эту работу, должно удовлетворять следующим критериям:

- действительная медицинская книжка;

- успешно пройденное медобследование;

- требования к трудовому опыту и образованию не предъявляются.

1.4 Мойщик посуды обязан понимать:

- профильные акты и законы;

- профессиональные стандарты;

- стандарты эксплуатации посудомоечной машины;

- нормативы расходования моющих препаратов;

- правила использования чистящих веществ;

- требуемые параметры качества работ;

- правила использования тележки для перевозки посуды;

- стандарты обращения со столовыми приборами, подносами, посудой;

- правила чистки посуды, её последующей сортировки и укладывания;

- правила пожарной и технической безопасности, а также нормативы охраны труда;

- стандарты трудовой дисциплины;

- обязательные к применению на кухне санитарно-гигиенические нормативы.

1.5 Специалист руководствуется:

- нормативными актами;

- действующим законодательством;

- внутренней документацией учреждения;

- разделами данного документа.

2. Обязанности

Мойщик посуды отвечает за следующий спектр задач: