ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.3 Страхование в области обращения с отходами
В настоящее время развивается законодательная база
добровольного и
обязательного экологического страхования
. Целью экологического страхования является обеспечение компенсаций пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды, получение дополнительных финансовых средств для осуществления природоохранной деятельности, а так же создание условий для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий, разработка и апробация системы научно- организационных, экономических и технико-планировочных и эколого- просветительских мероприятий, направленных на укрепление финансовой базы природоохранных служб и экономическое стимулирование привлечения для
ООС средств коммерческих структур.
Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Так, в России разработана необходимая законодательная база обязательного страхования ОПО в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Целью обязательного страхования ответственности является повышение промышленной безопасности путем обеспечения страховой защиты жизни и здоровья, имущественных интересов территорий и населения РФ от промышленных аварий и катастроф.
Модельный закон РФ «Об обязательном экологическом страховании» устанавливает единые условия и порядок проведения экологического страхования в РФ в обязательной форме, а также страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды; обеспечивает страховую защиту
61 жизни, здоровья и имущественных интересов физических и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации ущерба, причиненного аварийным загрязнением окружающей среды. Это позволит сделать экологическое страхование экономически выгодным и позволяющим обеспечить выплату компенсаций убытков как от аварийного, непреднамеренного загрязнения окружающей среды.
6.4 Экологический ущерб при обращении с отходами и исковая
деятельность
Экологический
ущерб означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности общества, стихийных экологических действий и катастроф.
Предотвращенный экологический ущерб представляет собой оценку в денежной форме результатов природоохранной деятельности, направленной на сохранение в пределах установленных норм или улучшение экологического качества ОПС в целом или её отдельных эколого-ресурсных компонентов
(атмосферный воздух, водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира).
Экологический ущерб определяется массой и опасностью загрязняющих веществ, поступающих в воду, атмосферу, почвы или биологические экосистемы, с учетом региональных особенностей. Оптимальным вариантом при этом является уменьшение выбросов до величин, допустимых по технологическим и экономическим возможностям организаций.
Впервые возможность обратиться с исковыми требованиями об ограничении или прекращении экологически вредной деятельности была предоставлена Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Согласно ст. 29 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством РФ.
Исковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются судом.
62
6.5 Экологический аудит в области обращения с отходами
Экологический
аудит
– это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения ЮЛ или ИП требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области
ООС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Цель проведение экологического аудита – оценка деятельности организации в области ООС и ЭБ, содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики. Проведение экологического аудита строится на принципах объективности и независимости аудиторов от проверяемой хозяйственной деятельности и третьих лиц при проведении экологического аудита, а также профессионализма и компетентности в вопросах ООС, природопользования, экологической и промышленной безопасности, специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности.
Примеры типичных целей аудита в сфере обращения с отходами:
Оценка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления;
Оценка экологической безопасности объекта;
Оценка соблюдения экологических нормативов в сфере обращения с отходами;
Оценка деятельности по рациональному использованию природных ресурсов;
Оценка деятельности по предупреждению аварийных ситуаций в процессе обращения с отходами производства и потребления.
Перед проведением проверки составляется план проведения и документально оформляется программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных процедур.
После проведения аудиторской проверки составляется отчет и заключение.
Аудиторский отчет включает вводную, аналитическую и итоговую часть
(выводы, рекомендации). Результаты проведения экологического аудита промышленных предприятий содействует пополнению базы данных по отходам и являются одним из инструментов экономического механизма управления и принятия решений в области обращения с отходами.
63
Перечень тестовых вопросов к разделу 6
Вопрос № 1.
За какие виды негативного воздействия на окружающую
среду в области обращения с отходами исчисляется и взимается плата?
1.
За накопление и транспортирование отходов производства и потребления.
2.
За обезвреживание и обработку отходов производства и потребления.
3.
За хранение и захоронение отходов производства и потребления
(размещение отходов).
Вопрос № 2.
Признаётся ли объектом налогообложения воздействие на
окружающую среду в результате образования отходов производства и
потребления?
1.
Да, признается.
2.
Нет, не признается.
3.
Только для отходов I-II классов опасности.
Вопрос № 3. Разновидности страхования в области обращения с отходами?
1.
Обязательное страхование.
2.
Добровольное страхование.
3.
Обязательное и добровольное страхование.
Вопрос № 4. Чем определяется экологический ущерб, причиненный ОС?
1.
Временными масштабами воздействия.
2.
Массой и опасностью загрязняющих веществ, поступающих в воду, атмосферу, почвы или биологические экосистемы, с учетом региональных особенностей.
3.
Социальными потерями.
Вопрос № 5.
Что такое экологический аудит?
1. Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС.
2. Вид деятельности по выявлению прямых последствий воздействия на ОС.
3. Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения ЮЛ или
ИП требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области ООС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
64
7. Лицензирование деятельности по обращению с отходами I-IV
классов опасности
7.1 Лицензионные требования и условия
Лицензия
– это специальное разрешение на право осуществления ЮЛ или
ИП конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Лицензионные требования
– это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионные условия
– это условия, при соблюдении которых лицензия действительна.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
– обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
– установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
– установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
– установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
– гласность и открытость лицензирования;
– соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
В области обращения с отходами производства и потребления лицензированию подлежат: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности. Лицензированию не подлежит: накопление отходов и все виды деятельности с отходами V класса опасности. Пример лицензии ООО «Газпром добыча Надым» и приложения к ней представлены на рисунках 7.1 и 7.2.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений ФЗ-
89. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» утверждено положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
65
Рисунок 7.1 – Копия лицензии ООО «Газпром добыча Надым»
66
Рисунок 7.2 – Копия приложения к лицензии ООО «Газпром добыча Надым»
67
ИП или ЮЛ не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I-IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV классов опасности другим ИП или другим ЮЛ, имеющими лицензию на указанную деятельность.
7.2 Содержание и оформление обоснования деятельности по
обращению с отходами
Материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности разрабатываются с целью оценки воздействия на ОС в результате осуществления такой деятельности, предотвращения или смягчения этого воздействия на ОС и своевременного учета связанных с указанной деятельностью экологических, социальных, экономических и иных последствий. В материалах обоснования рекомендуется отображать условия и способы обращения с отходами I-IV классов опасности и раскрывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий по обращению с отходами, включающей деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В разделе «Сведения об основной хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с необходимостью и/или экономической целесообразностью осуществления деятельности по обращению с отходами» приводится описание основной хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой ИП или ЮЛ. В разделе «Основные положения обоснования намечаемой деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности» рекомендуется представлять сведения об отходах, деятельность по обращению с которыми планируется осуществлять, включая вид опасного отхода, его класс опасности для ОПС, иные опасные свойства, а также происхождение, агрегатное состояние, физическую форму и компонентный состав отхода по ФККО (код отхода по ФККО). В
«Приложениях» представляются копии документов и иные дополнительные и/или справочные материалы.
68
7.3 Процедура лицензирования деятельности по обращению с отходами
Процедура лицензирования деятельности по обращению с отходами представлена на рисунке 7.3.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии или прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Лицензия действует бессрочно.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
Рисунок 7.3 – Процедура лицензирования деятельности по обращению с отходами
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ
В лицензирующий орган в порядке, установленном законодательством РФ если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований или документы представлены не в полном объеме вручается уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений
(в срок – 30 дней) решение о рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов решение о возврате заявления и прилагаемых документов с мотивированным обоснованием причин возврата в течение 3 рабочих дней в случае непредставления надлежащим образом оформленного заявления и документов ранее представленное заявление и прилагаемые к нему документы подлежат возврату копия описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых документов в течение 45 рабочих дней: проверка полноты и достоверности сведений, проверка соответствия лицензионным требованиям
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении
Запись о предоставлении лицензии вносится в реестр
Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии
Уведомление о предоставлении лицензии; выписка из реестра лицензий
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
69
Перечень тестовых вопросов к разделу 7
Вопрос №1. Какой разрешительный документ оформляется для
осуществления деятельности в области обращения с отходами?
1.
Лицензия на деятельность в области обращения с отходами.
2.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
3.
Паспорт отходов I-IV классов опасности.
Вопрос №2. Какие виды деятельности по обращению с отходами подлежат
лицензированию?
1.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение.
2.
Сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, размещение.
3.
Транспортирование, обработка, использование, обезвреживание, размещение.
Вопрос №3. Какие виды деятельности по обращению с отходами НЕ
подлежат лицензированию?
1.
Сбор и обработка.
2.
Накопление.
3.
Всё вышеперечисленное.
Вопрос № 4.
Укажите срок действия лицензии на осуществление
деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности?
1.
1 год.
2.
Не менее 10 лет.
3.
Бессрочно.
Вопрос № 5.
Допускается ли взимание лицензирующим органом с
соискателей лицензий платы за осуществление лицензирования?
1.
Да, в обязательном порядке.
2.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3.
По усмотрению лицензирующего органа.
70
8. Контроль за деятельностью в области обращения с отходами
8.1 Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц при осуществлении государственного контроля
Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 14.10.2014 г.
№ 307-ФЗ) «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля и защиты прав ЮЛ, ИП при осуществлении государственного контроля. При этом устанавливается целый ряд требований (рисунок 8.1).
Рисунок 8.1 – Требования при осуществлении государственного контроля
ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Программа ПЭК должна содержать сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления ПЭК, включает в себя документированную информацию об обращении с отходами производства и потребления. ЮЛ и ИП обязаны представлять в уполномоченный
Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в установленные сроки. порядок организации и проведения проверок ЮЛ, ИП органами, уполномоченными на осуществление
государственного надзора,
муниципального контроля
порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора, муниципального контроля, при организации и проведении проверок
права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора, муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок
права и обязанности ЮЛ, ИП при осуществлении государственного надзора, муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов проверок
В настоящее время развивается законодательная база
добровольного и
обязательного экологического страхования
. Целью экологического страхования является обеспечение компенсаций пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды, получение дополнительных финансовых средств для осуществления природоохранной деятельности, а так же создание условий для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий, разработка и апробация системы научно- организационных, экономических и технико-планировочных и эколого- просветительских мероприятий, направленных на укрепление финансовой базы природоохранных служб и экономическое стимулирование привлечения для
ООС средств коммерческих структур.
Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. Так, в России разработана необходимая законодательная база обязательного страхования ОПО в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Целью обязательного страхования ответственности является повышение промышленной безопасности путем обеспечения страховой защиты жизни и здоровья, имущественных интересов территорий и населения РФ от промышленных аварий и катастроф.
Модельный закон РФ «Об обязательном экологическом страховании» устанавливает единые условия и порядок проведения экологического страхования в РФ в обязательной форме, а также страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды; обеспечивает страховую защиту
61 жизни, здоровья и имущественных интересов физических и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации ущерба, причиненного аварийным загрязнением окружающей среды. Это позволит сделать экологическое страхование экономически выгодным и позволяющим обеспечить выплату компенсаций убытков как от аварийного, непреднамеренного загрязнения окружающей среды.
6.4 Экологический ущерб при обращении с отходами и исковая
деятельность
Экологический
ущерб означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности общества, стихийных экологических действий и катастроф.
Предотвращенный экологический ущерб представляет собой оценку в денежной форме результатов природоохранной деятельности, направленной на сохранение в пределах установленных норм или улучшение экологического качества ОПС в целом или её отдельных эколого-ресурсных компонентов
(атмосферный воздух, водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира).
Экологический ущерб определяется массой и опасностью загрязняющих веществ, поступающих в воду, атмосферу, почвы или биологические экосистемы, с учетом региональных особенностей. Оптимальным вариантом при этом является уменьшение выбросов до величин, допустимых по технологическим и экономическим возможностям организаций.
Впервые возможность обратиться с исковыми требованиями об ограничении или прекращении экологически вредной деятельности была предоставлена Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Согласно ст. 29 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством РФ.
Исковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются судом.
62
6.5 Экологический аудит в области обращения с отходами
Экологический
аудит
– это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения ЮЛ или ИП требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области
ООС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Цель проведение экологического аудита – оценка деятельности организации в области ООС и ЭБ, содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики. Проведение экологического аудита строится на принципах объективности и независимости аудиторов от проверяемой хозяйственной деятельности и третьих лиц при проведении экологического аудита, а также профессионализма и компетентности в вопросах ООС, природопользования, экологической и промышленной безопасности, специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности.
Примеры типичных целей аудита в сфере обращения с отходами:
Оценка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления;
Оценка экологической безопасности объекта;
Оценка соблюдения экологических нормативов в сфере обращения с отходами;
Оценка деятельности по рациональному использованию природных ресурсов;
Оценка деятельности по предупреждению аварийных ситуаций в процессе обращения с отходами производства и потребления.
Перед проведением проверки составляется план проведения и документально оформляется программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных процедур.
После проведения аудиторской проверки составляется отчет и заключение.
Аудиторский отчет включает вводную, аналитическую и итоговую часть
(выводы, рекомендации). Результаты проведения экологического аудита промышленных предприятий содействует пополнению базы данных по отходам и являются одним из инструментов экономического механизма управления и принятия решений в области обращения с отходами.
63
Перечень тестовых вопросов к разделу 6
Вопрос № 1.
За какие виды негативного воздействия на окружающую
среду в области обращения с отходами исчисляется и взимается плата?
1.
За накопление и транспортирование отходов производства и потребления.
2.
За обезвреживание и обработку отходов производства и потребления.
3.
За хранение и захоронение отходов производства и потребления
(размещение отходов).
Вопрос № 2.
Признаётся ли объектом налогообложения воздействие на
окружающую среду в результате образования отходов производства и
потребления?
1.
Да, признается.
2.
Нет, не признается.
3.
Только для отходов I-II классов опасности.
Вопрос № 3. Разновидности страхования в области обращения с отходами?
1.
Обязательное страхование.
2.
Добровольное страхование.
3.
Обязательное и добровольное страхование.
Вопрос № 4. Чем определяется экологический ущерб, причиненный ОС?
1.
Временными масштабами воздействия.
2.
Массой и опасностью загрязняющих веществ, поступающих в воду, атмосферу, почвы или биологические экосистемы, с учетом региональных особенностей.
3.
Социальными потерями.
Вопрос № 5.
Что такое экологический аудит?
1. Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС.
2. Вид деятельности по выявлению прямых последствий воздействия на ОС.
3. Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения ЮЛ или
ИП требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области ООС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
64
7. Лицензирование деятельности по обращению с отходами I-IV
классов опасности
7.1 Лицензионные требования и условия
Лицензия
– это специальное разрешение на право осуществления ЮЛ или
ИП конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Лицензионные требования
– это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионные условия
– это условия, при соблюдении которых лицензия действительна.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
– обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
– установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
– установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
– установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
– гласность и открытость лицензирования;
– соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
В области обращения с отходами производства и потребления лицензированию подлежат: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности. Лицензированию не подлежит: накопление отходов и все виды деятельности с отходами V класса опасности. Пример лицензии ООО «Газпром добыча Надым» и приложения к ней представлены на рисунках 7.1 и 7.2.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений ФЗ-
89. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» утверждено положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
65
Рисунок 7.1 – Копия лицензии ООО «Газпром добыча Надым»
66
Рисунок 7.2 – Копия приложения к лицензии ООО «Газпром добыча Надым»
67
ИП или ЮЛ не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I-IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV классов опасности другим ИП или другим ЮЛ, имеющими лицензию на указанную деятельность.
7.2 Содержание и оформление обоснования деятельности по
обращению с отходами
Материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности разрабатываются с целью оценки воздействия на ОС в результате осуществления такой деятельности, предотвращения или смягчения этого воздействия на ОС и своевременного учета связанных с указанной деятельностью экологических, социальных, экономических и иных последствий. В материалах обоснования рекомендуется отображать условия и способы обращения с отходами I-IV классов опасности и раскрывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий по обращению с отходами, включающей деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В разделе «Сведения об основной хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с необходимостью и/или экономической целесообразностью осуществления деятельности по обращению с отходами» приводится описание основной хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой ИП или ЮЛ. В разделе «Основные положения обоснования намечаемой деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности» рекомендуется представлять сведения об отходах, деятельность по обращению с которыми планируется осуществлять, включая вид опасного отхода, его класс опасности для ОПС, иные опасные свойства, а также происхождение, агрегатное состояние, физическую форму и компонентный состав отхода по ФККО (код отхода по ФККО). В
«Приложениях» представляются копии документов и иные дополнительные и/или справочные материалы.
68
7.3 Процедура лицензирования деятельности по обращению с отходами
Процедура лицензирования деятельности по обращению с отходами представлена на рисунке 7.3.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии или прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Лицензия действует бессрочно.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
Рисунок 7.3 – Процедура лицензирования деятельности по обращению с отходами
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ
В лицензирующий орган в порядке, установленном законодательством РФ если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований или документы представлены не в полном объеме вручается уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений
(в срок – 30 дней) решение о рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов решение о возврате заявления и прилагаемых документов с мотивированным обоснованием причин возврата в течение 3 рабочих дней в случае непредставления надлежащим образом оформленного заявления и документов ранее представленное заявление и прилагаемые к нему документы подлежат возврату копия описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых документов в течение 45 рабочих дней: проверка полноты и достоверности сведений, проверка соответствия лицензионным требованиям
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении
Запись о предоставлении лицензии вносится в реестр
Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии
Уведомление о предоставлении лицензии; выписка из реестра лицензий
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
69
Перечень тестовых вопросов к разделу 7
Вопрос №1. Какой разрешительный документ оформляется для
осуществления деятельности в области обращения с отходами?
1.
Лицензия на деятельность в области обращения с отходами.
2.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
3.
Паспорт отходов I-IV классов опасности.
Вопрос №2. Какие виды деятельности по обращению с отходами подлежат
лицензированию?
1.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение.
2.
Сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, размещение.
3.
Транспортирование, обработка, использование, обезвреживание, размещение.
Вопрос №3. Какие виды деятельности по обращению с отходами НЕ
подлежат лицензированию?
1.
Сбор и обработка.
2.
Накопление.
3.
Всё вышеперечисленное.
Вопрос № 4.
Укажите срок действия лицензии на осуществление
деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности?
1.
1 год.
2.
Не менее 10 лет.
3.
Бессрочно.
Вопрос № 5.
Допускается ли взимание лицензирующим органом с
соискателей лицензий платы за осуществление лицензирования?
1.
Да, в обязательном порядке.
2.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3.
По усмотрению лицензирующего органа.
70
8. Контроль за деятельностью в области обращения с отходами
8.1 Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц при осуществлении государственного контроля
Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 14.10.2014 г.
№ 307-ФЗ) «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля и защиты прав ЮЛ, ИП при осуществлении государственного контроля. При этом устанавливается целый ряд требований (рисунок 8.1).
Рисунок 8.1 – Требования при осуществлении государственного контроля
ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Программа ПЭК должна содержать сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления ПЭК, включает в себя документированную информацию об обращении с отходами производства и потребления. ЮЛ и ИП обязаны представлять в уполномоченный
Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в установленные сроки. порядок организации и проведения проверок ЮЛ, ИП органами, уполномоченными на осуществление
государственного надзора,
муниципального контроля
порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора, муниципального контроля, при организации и проведении проверок
права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора, муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок
права и обязанности ЮЛ, ИП при осуществлении государственного надзора, муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов проверок