Файл: Справочное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52 2.
Актов приема-передачи и бухгалтерской документации.
3.
Всё вышеперечисленное.
Вопрос № 7. С какой целью проводится учет отходов?
1.
Определения перечня образующихся отходов и последующей организации первичного учета обращения с отходами.
2.
Выявления и оценки состояния объектов и мест хранения и захоронения отходов для последующей разработки природоохранных мероприятий.
3.
Установления фактических количественных данных по образованию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, приему/передаче отходов производства и потребления.
Вопрос № 8. В каком документе содержится перечень отходов, находящихся
в обращении в РФ и систематизированных по совокупности
классификационных признаков: происхождению, условиям образования
(принадлежности
к
определенному
производству,
технологии),
химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и
физической форме?
1.
Государственный кадастр отходов.
2.
Федеральный классификационный каталог отходов.
3.
Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Вопрос № 9. Входят ли в отчет по форме 2-ТП (отходы) радиоактивные,
биологические и медицинские отходы?
1.
Да, входят.
2.
На усмотрение собственника отходов.
3.
Нет, не входят.
Вопрос № 10. На основании чего формируется банк данных об отходах?
1.
На основе информации о конкретных видах отходов, представляемой ИП и
ЮЛ, в процессе деятельности которых образуются отходы.
2.
На основе информации получаемой при проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации.
3.
На основе информации, добровольно предоставляемой разработчиками технологий по использованию отходов.

53
5. Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности в области
обращении с отходами
5.1 Мониторинг состояния ОПС на территориях ОРО
Согласно Федеральному законе №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – комплексные наблюдения за состоянием ОС, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (рисунок 5.1).
Рисунок 5.1 – Элементы государственного экологического мониторинга
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ЮЛ и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения ОС на территориях ОРО
(рисунок 5.2).
Рисунок 5.2 – Отбор проб снега для проведения мониторинга состояния и загрязнения ОС на территории ОРО
ГЭМ
(ГМОС)
комплексные
наблюдения за
состоянием ОС
за происходящими
процессами в
экосистемах
оценка и прогноз
изменений
состояния ОС


54
Порядок проведения мониторинга
за состоянием ОС определён приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения ОС на территориях ОРО и в пределах их воздействия на ОС».
Для организации работ по наблюдению за состоянием ОПС на территориях
ОРО и в пределах их воздействия на ОС, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается
программа
мониторинга
состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Результаты мониторинга состояния ОС на территориях ОРО и в пределах их воздействия на ОС оформляются
в виде отчетов
, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные ОРО, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган
Росприроднадзора по месту расположения ОРО ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ОРО, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны
проводить контроль за их состоянием и воздействием на ОС и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.
5.2 Методы и средства контроля воздействия отходов на ОПС
Для оценки токсичности и соответствия класса опасности отходов уровню, установленному в паспорте на отходы, применяются две группы методов
(рисунок 5.3).
Рисунок 5.3 – Методы определения опасности отходов для ОПС
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-
ЛАБОРАТОРНЫЕ, в том числе биотестирование
РАСЧЕТНЫЕ, в том числе балансовые
1
2

55
Методики выполнения измерений состава отходов, должны использоваться исключительно в соответствии с областью их применения (вид отходов, диапазон измеряемых концентраций, отсутствие мешающих компонентов и др.).
Балансовые методы как форма расчетных методов контроля могут быть использованы в отношении отходов, образующихся в ходе сложных технологических процессов.
Для определения частных показателей качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв предусмотрены
контактные методы
наблюдений
. Для получения информации контактными методами могут использоваться следующие средства:
– пробоотбор и измерения;
– автоматические и стационарные посты контроля показателей состояния
ОС;
– передвижные экологические лаборатории (с оборудованием для экспресс- анализа);
– стационарные лаборатории (с оборудованием для лабораторных методов анализа проб воздуха, воды, почвы).
При
использовании лабораторных методов анализа необходимо обеспечить соблюдение следующих условий и принципов:
– соответствие компетентности экоаналитических лабораторий (ГОСТ Р
ИСО/МЭК 17025-2009);
– осуществление измерений в соответствии с методиками (ГОСТ Р 8.563-
2009);
– соответствие чувствительности и селективности методик;
– доступность оборудования и стоимость выполнения измерений;
– продолжительность отбора проб и их анализа, наличие факторов, которые могут повлиять на результаты анализа.
В состав средств для контактных инструментальных измерений входят:
– химико-аналитическая аппаратура;
– средства отбора проб объектов окружающей среды;
– средства пробоподготовки и методики выполнения измерений.
5.3 Требования к лабораториям, осуществляющим аналитические
исследования отходов и биотестирование их водных вытяжек
Лаборатории, осуществляющие аналитические исследования отходов должны
соответствовать требованиям
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие


56 требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и быть аккредитованы в национальной Системе аккредитации аналитических лабораторий в порядке, установленном стандартами ГОСТ Р 51000.4-2011
«Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий», и СТО
Газпром 5.8-2007 «Положение о системе аккредитации химико-аналитических лабораторий дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром» или пройти процедуру оценки состояния измерений в соответствии с МИ 2427-97.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» содержит следующие основные понятия:

аккредитация в национальной системе аккредитации
– подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия ЮЛ или
ИП критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности ЮЛ или ИП осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;

критерии аккредитации
– совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.
Согласно Указа Президента РФ от 24.01.2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), ЮЛ и ИП, экспертов и экспертных осуществляет
Федеральная служба по аккредитации
(Росаккредитация).
Документом, подтверждающим соответствие лаборатории государственным требованиям, является
аттестат аккредитации
– его форма утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 26.05.2014 г.
№ 295 «Об утверждении формы аттестата аккредитации». К аттестату прилагается перечень показателей, согласно которым лаборатория имеет право проводить исследования и выдавать протоколы анализов (область аккредитации).
Под
биотестированием
понимают процедуру установления токсичности среды с помощью тест-объектов, сигнализирующих об опасности независимо от того, какие вещества и в каком сочетании вызывают изменения жизненно важных функций у тест-объектов. Благодаря простоте, оперативности и доступности биотестирование получило широкое признание во всем мире и его часто используют наряду с методами аналитической химии. Биотестирование

57 как метод оценки токсичности среды используется в аналитических лабораториях при проведении тестирования водных вытяжек отходов.
Биоиндикаторные методы
являются разновидностью индикационного подхода, суть которого заключается в определении состояния одной системы по состоянию других систем, более доступных для исследования и измерения.
Исследуемые системы носят название индикаторов. В таких методах в качестве индикаторов используются организмы, которые аккумулируют вредные вещества или реагируют на их присутствие проявлениями изменений своих жизненных функций. Биоиндикаторы подразделяются на реактивные и аккумулятивные. К первым относятся организмы, которые раньше и отчетливее других демонстрируют изменения в обмене веществ, ко вторым – организмы, которые сначала насыщаются вредными веществами, а уже затем демонстрируют реакцию с ярко выраженными изменениями.
Для проведения работ нужна не только подтвержденная аттестационными документами квалификация специалистов, но и
аккредитация самой
лаборатории
на проведение данных работ в системе Госстандарта. В Паспорте аккредитованной лаборатории должны быть представлены информационные данные лаборатории и отражены сведения о нормативно-техническом и методическом обеспечении аналитических работ; материально-технической базе, отвечающей требованиям современного уровня; составе и квалификации персонала, включая информацию о повышении квалификации специалистов; о производственных помещениях и условиях работы в них.


58
6. Экономические механизмы регулирования деятельности по
обращению с отходами
6.1 Плата за размещение отходов
Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами представлены на рисунке 6.1:
Рисунок 6.1 – Основные принципы экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами
Правила исчисления и взимания
платы за негативное воздействие на
окружающую среду
утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта
2017 г. № 255 (с изм. от 17.08.2020 г. № 1250).
На рисунке 6.2 представлены виды НВОС, за которые исчисляется и взимается плата.
Рисунок 6.2 – Виды НВОС, за которые исчисляется и взимается плата
При размещении отходов, за исключением ТКО, лицами, обязанными вносить плату, являются ЮЛ и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении ТКО лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с
ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
1 - уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот
2 - платность размещения отходов
3 - экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
Плата за НВОС
выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный
воздух стационарными
источниками
сбросы
загрязняющих
веществ в водные
объекты
хранение и
захоронение отходов
(размещение
отходов)

59
При размещении отходов на объектах размещения отходов, исключающих
НВОС и определяемых в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами, плата за размещение отходов не взимается.
Платежной базой является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении каждого класса опасности отходов. При определении платежной базы учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Отчетным периодом в отношении платы признается
календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
6.2 Экологический налог
Объектами налогообложения (рисунок 6.3) признается воздействие на окружающую среду в результате:
1) выброса в атмосферный воздух веществ;
2) сброса веществ в водные объекты;
3)
образования отходов производства и потребления
.
Рисунок 6.3 – Объекты налогообложения при воздействии на ОС
Масса фактически образованных отходов производства и потребления определяется как сумма масс фактически образованных отходов по каждой конкретной группе за вычетом масс отходов, фактически использованных в собственном производстве или переданных для использования другим организациям в соответствии с технологическим регламентом.
Объекты налогообложения при воздействии на ОС
выбросы в атмосферный воздух
сбросы в водные объекты
образование отходов


60
Масса фактически образованных отходов производства и потребления определяется налогоплательщиком по объектам, находящимся на территории конкретного субъекта РФ, на основании данных журналов учета видов и объемов образовавшихся отходов, а также отходов, переданных на утилизацию.
В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета образования отходов, сумма налога определяется исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11