Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 722

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) являются высококвалифицированными специалистами (членами его семьи) и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации;
3) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
Федеральный закон N 115 предусматривает также особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами (ст. 13.2);
особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан,
обучающихся в Российской Федерации по очной форме (ст. 13.4).
Правовой статус иностранных граждан значительно ограничен. Так, иностранный гражданин не имеет права: находиться на государственной гражданской службе (ст. 16 Федерального закона от 27 июля
2004 г. N 79-ФЗ (с изм.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <185>);
находиться на муниципальной службе (ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (с изм.) "О
муниципальной службе в Российской Федерации" <186>); замещать должности в составе экипажа судна,
плавающего под Государственным флагом Российской Федерации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, и др.
--------------------------------
<185> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; СПС "КонсультантПлюс".
<186> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; СПС "КонсультантПлюс".
Пункт 4.2 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривает, что временно пребывающий в
Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии
(специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 ФЗ N 115).
Трудовые договоры с работниками-иностранцами могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и по дополнительным основаниям, указанным в ст. 327.6 ТК РФ. К таким дополнительным основаниям относятся: приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников; аннулирование разрешения на работу или патента; аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
аннулирование вида на жительство в Российской Федерации; окончание срока действия разрешения на работу или патента; окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской
Федерации; окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации; окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином; приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства; и др.
Особенности выплаты выходного пособия работнику, являющемуся иностранным гражданином,
закреплены в ст. 327.7 ТК РФ.
Работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности

иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении
(расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Уведомление может быть направлено работодателем на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 8 ст. 13 ФЗ N 115). За неуведомление или нарушение установленного порядка и
(или) формы уведомления о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения
(расторжения) договора, ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность.
В КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для граждан, должностных лиц, юридических лиц за нарушение установленных норм, касающихся использования иностранной рабочей силы.
Статья 18.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в
Российской Федерации. Так, осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если они требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности,
должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, либо осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. За повторное совершение в течение одного года иностранным гражданином или лицом без гражданства такого административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской
Федерации.
Статья 18.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Так, незаконным является привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если у него отсутствует разрешение на работу либо патент (если они требуются); а также если иностранный гражданин или лицо без гражданства привлекается по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте; либо вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание. Такое административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Часть 2 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Подобное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Следует заметить, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской
Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП РФ, наступает за нарушение правил привлечения к

трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
15.5. Особенности регулирования труда руководителя организации
Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает трудовые отношения с участием руководителя организации в рамках предмета трудового права. Глава 43 ТК РФ содержит особенности регулирования труда руководителя организации. Заметим, что до принятия ТК РФ в науке трудового и гражданского права велась дискуссия о природе таких отношений и отраслевой принадлежности правового статуса руководителя организации.
В ст. 273 ТК РФ дано следующее определение руководителя организации: это физическое лицо,
которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Руководитель организации относится к специальным субъектам трудового права <187>. Полномочия руководителя организации по управлению организацией, определенные законодательством и иными нормативными правовыми актами, являются компетенцией органа юридического лица. Однако и сам руководитель состоит в трудовом правоотношении с возглавляемым им юридическим лицом, поэтому он рассматривается как специфический субъект трудового права. Трудовая правосубъектность руководителя двуедина. Данное правовое свойство складывается из следующих правовых категорий: общая трудовая правосубъектность руководителя организации, являющегося наемным работником, и специальная правосубъектность руководителя, обусловленная его особым статусом в рамках процесса совместного труда.
--------------------------------
<187> См.: Замордуев Д.Г. Руководитель организации как специальный субъект трудового права:
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19; Сергеенко Ю.С. Правовое положение руководителя организации в отношениях, регулируемых нормами трудового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
М., 2007. С. 14.
Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК
РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации,
локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 32.11 КоАП РФ предусматривает, что при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Уполномоченным органом,
осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является Федеральная налоговая служба России <188>. Сведения предоставляются в форме выписки из реестра и справки об отсутствии запрашиваемой информации <189>.
--------------------------------
<188> Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (в ред. от 23.09.2017) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; СПС
"КонсультантПлюс".
<189> Приказ ФНС России от 31 декабря 2014 г. N НД-7-14/700@ "Об утверждении порядка

предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, форм выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации" // СПС
"КонсультантПлюс".
С руководителем организации может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор. Если в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, то срок его действия определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
Согласно ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации
(проведение конкурса, избрание или назначение на должность).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 <190>. Статья 275 ТК РФ устанавливает дополнительное требование для лица, поступающего на должность руководителя государственного (муниципального)
учреждения. Так, при поступлении на работу такие лица обязаны представлять сведения о своих доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
--------------------------------
<190> СПС "КонсультантПлюс".
Пункт 27 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <191> предусматривает условия трудового договора с руководителем бюджетного учреждения. Так, орган государственной власти
(государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем: 1) права и обязанности руководителя; 2) показатели оценки эффективности и результативности его деятельности; 3) условия оплаты труда руководителя; 4) срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения; 5) условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с
ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
--------------------------------
<191> СПС "КонсультантПлюс".
Руководитель организации может занимать должности с различными наименованиями. Конкретное наименование должности руководителя организации в рамках его общего правового статуса должно быть указано в законе, учредительных актах, штатном расписании, должностных инструкциях, в трудовом договоре.
Во многих федеральных законах для обозначения должности руководителя организации применяются различные термины: "директор", "генеральный директор", "главный врач", "управляющий",
"начальник", "ректор", "председатель", "командир воинской части" и другие. Понятие "руководитель" не может использоваться в сочетании с названиями должностей соответствующих руководителей организаций или в структуре таких названий <192>.
--------------------------------
<192> См.: Сергеенко Ю.С. Правовое положение руководителя организации в отношениях,
регулируемых нормами трудового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 12.
Позитивным моментом в законодательстве является закрепление нормы, ограничивающей право

руководителя организации беспрепятственно совмещать свою работу с оплачиваемыми должностями в других организациях. Статья 276 ТК РФ предусматривает, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
Установление полной материальной ответственности (ст. 277 ТК РФ) для руководителя организации как раньше, так и в настоящее время большинством специалистов признается вполне оправданным и объясняется особым характером деятельности руководителя организации. Следует признать, что нормы гражданского законодательства, предусматривающие возможность взыскания убытков в полном размере,
в том числе упущенную выгоду, в большей степени соответствуют природе отношений, складывающихся в условиях предпринимательской деятельности. Представляется, что именно поэтому законодатель в ч. 2
ст. 277 ТК РФ предусмотрел возможность возмещения руководителем причиненных организации убытков по нормам гражданского законодательства в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В научной литературе высказано мнение о необходимости законодательно разграничить материальную ответственность руководителей организаций в зависимости от организационно-правовой формы организации, освободив от возмещения убытков с учетом неполученных доходов руководителей организаций, в которых получение таких доходов не является целью их создания и деятельности. В
отношении руководителей коммерческих организаций было бы верным дифференцировать правила материальной ответственности в зависимости от вида причиненного ущерба: ущерб, причиненный в результате собственно предпринимательской деятельности (в том числе в результате работы с акциями),
возмещается с учетом всех потерь (убытки в полном объеме), а ущерб, причиненный излишними выплатами по вине руководителя, например, при незаконном лишении работника возможности трудиться,
- в размере прямых потерь (как и раньше - в размере прямого действительного ущерба) <193>.
--------------------------------
<193> См.: Сергеенко Ю.С. Правовое положение руководителя организации в отношениях,
регулируемых нормами трудового права: Монография / Под ред. И.О. Снигиревой. Саратов: Изд-во Сарат.
ун-та, 2012. С. 128.
Руководитель организации может быть уволен как по общим основаниям и с соблюдением общих правил, установленных для прекращения трудового договора с любыми работниками организации, так и по дополнительным основаниям, указанным в ст. 278 ТК РФ или установленным непосредственно в трудовом договоре.
Специальные основания увольнения руководителей организации предусмотрены ст. 81 ТК РФ:
смена собственника имущества организации (п. 4); принятие необоснованного решения руководителем организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9); однократное грубое нарушение руководителем организации своих трудовых обязанностей (п. 10).
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами
Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. от 24.11.2015 N 52) <194>
указал, что увольнение по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допустимо лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Указанные лица не могут быть уволены по данному основанию при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации (п. 32).
--------------------------------
<194> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
Увольнение руководителя организации по специальным основаниям, предусмотренным п. п. 9 - 10 ч.
1 ст. 81 ТК РФ, является мерой дисциплинарного взыскания. Привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности должно осуществляться с применением общих правил, установленных ст. ст. 192 и 193 ТК РФ. Основанием для применения дисциплинарного взыскания является