Файл: Курсовая работа состоит из двух глав первая глава представляет собой раскрытие теоретических основ бюджетной политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проводимая бюджетная политика Российской Федерации ориентирована на достижение стратегических целей развития страны, повышение благосостояния населения и сокращение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Реализуются приоритетные национальные проекты. Фонд создается для решения острых проблем, повышения качества образования, укрепления здоровья населения, обеспечения жителей доступным и комфортным жильем, создания достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства[3]. Долгосрочная бюджетная политика Российской Федерации должна формироваться исходя из необходимости повышения качества жизни населения, создания условий для обеспечения положительных структурных сдвигов в экономике и социальной сфере, решения задач макроэкономической сбалансированности, повысить эффективность и прозрачность в управлении государственными финансами. Основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации в соответствии с бюджетными посланиями Президента Российской Федерации являются:

• обеспечить сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе;

• повысить эффективность расходования бюджетных средств;

• расходы всех бюджетов должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом;

• повышение роли среднесрочного планирования;

• расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств;

• улучшение взаимосвязи между бюджетами;

• эффективное участие России в инициативе международного сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.

В целях повышения эффективности и действенности бюджетной политики Правительству Российской Федерации следует сосредоточить внимание на решении следующих основных задач:

- Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должны принять комплексные меры по снижению инфляции;

- необходимо усилить роль бюджета для стимулирования экономического роста и повышения уровня жизни населения в долгосрочной перспективе;

- необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию, которая должна включать основные параметры бюджетной системы, определять долгосрочные риски и ставить цели, для достижения которых необходима мобилизация бюджетных ресурсов для повышения конкурентоспособности российская экономика и адресная социальная политика;


- необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе, создать условия для получения достойной пенсии как уже вышедшими на пенсию, так и теми, кому предстоит это сделать в будущем;

- эффективное использование бюджетных средств за счет перехода на финансовое оказание государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования[10]

При этом должны быть предусмотрены стимулы для обеспечения того, чтобы качество и объем оказываемых услуг соответствовали требованиям, изложенным в задании.

Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его экономические отношения с государственными учреждениями и гражданами. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управление государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

1.2 Принципы реализации бюджетной политики в Российской Федерации


Согласно ст. 28 БК РФ перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации находятся в бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [4]:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;

  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

  • самостоятельности бюджетов;

  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • сбалансированности бюджета;

  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;

  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

  • прозрачности (открытости);

  • достоверности бюджета;

  • адресности и целевого характера бюджетных средств;

  • подведомственности расходов бюджетов;

  • единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности

, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:



Принцип равенства в бюджетных правах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых поступлений и неналоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, определяя объем, формы и порядок перечисления между бюджетами в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.


Принцип полного отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета в обязательном порядке и полностью отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета подразумевает, что объем предусмотренных в бюджете расходов должен соответствовать общему объему доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита, уменьшенному на сумму платежей из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменениями в остатках на счетах учета бюджетных средств. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2022 г.) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2023 г)

При подготовке, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и оперативности использования бюджетных средств означает, что участники бюджетного процесса в рамках своих бюджетных полномочий при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения желаемых результатов за счет использования наименьшего объема средств или добиться наилучшего результата, используя сумму, определенную бюджетом.

Принцип общего (кумулятивного) покрытия расходов бюджета означает, что расходы бюджета не могут быть привязаны к отдельным доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета, если иное не вытекает из Закона (решения) о бюджете в соответствующей части:



Принцип прозрачности (открытости) означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также наличие иной информации о бюджетах по решению законодательных (представительных) государственных органов власть, представительные органы муниципальных образований;

- обязательная открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, направляемых в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), порядок рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия или находящихся в пределах законодательством (представительный)) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);


- устойчивость и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости бюджетных показателей за отчетный, текущий и очередной финансовый год (следующий финансовый год и плановый период).

Секретные статьи могут быть утверждены только в рамках федерального бюджета.

Принцип бюджетной надежности означает достоверность показателей прогноза социально-экономического развития рассматриваемой территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2022 г.) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2023 г.) [4].

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств заключается в том, что бюджетные ассигнования и рамки бюджетных обязательств доводятся до сведения конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели использования.

Принцип субординации бюджетных расходов предполагает, что получатели бюджетных средств имеют право на получение бюджетных ассигнований и рамок бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в подведомственный им перечень распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в список подчиненных распорядителей и получателей бюджетных средств только для одного главного распорядителя бюджетных средств.

Компетенция получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного государственного органа, власть субъекта Российской Федерации, местная администрация.

Принцип единства субъекта означает зачисление всех денежных поступлений и выполнение всех денежных платежей с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджета, осуществляемых в соответствии с нормативными актами органов государственной власти. Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных актов самоуправления органов местного самоуправления за пределами территории Российской Федерации, соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также сделок, осуществляемых в соответствии с валютное законодательство Российской Федерации.