Файл: Курсовая работа состоит из двух глав первая глава представляет собой раскрытие теоретических основ бюджетной политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
период 2021 года (30,5 %). Не осуществлялись кассовые расходы по 5 из 54 главных распорядителей, которым доведены ЛБО на реализацию ФАИП (Минцифры России, Минфин России, Росжелдор, Росстат, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова»).

По состоянию на 1 июля 2022 года в ФАИП установлены ограничения на финансирование и выполнение работ в связи с отсутствием правовых актов (актов, решений) по объектам и мероприятиям или пообъектной детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) на общую сумму 19,7 млрд рублей, или 1,9 % объема ФАИП без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ.

По оперативным данным Росстата, в первом полугодии 2022 года введено в эксплуатацию 11 из 282 объектов ФАИП, предусмотренных к вводу в 2022 году, или лишь 3,9 % количества первом полугодии 2021 года, по данным Минэкономразвития России, 20 объектов, или 6,6 %).

Расходы на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений, государственных корпораций и компании) исполнены в сумме 782,2 млрд рублей, или 38,8 % показателя сводной росписи с изменениями (открытая часть), что на 18,4 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период 2021 года (57,2 %). На уровне ниже 25 % исполнены расходы на указанные цели по
Минэнерго России, Минприроды России, Минтрансу России, Минвостокразвития России, Минздраву России, ФАДН России, Минспорту России, Росстандарту, Минэкономразвития России. При этом по Минприроды России и Минвостокразвития России бюджетные обязательства приняты на уровне лишь 0,9 % и 20,2 % соответственно. Отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила (порядки) предоставления субсидий юридическим лицам (объемом более 500,0 млн рублей), по Минэкономразвития России, Росморречфлоту, Минэнерго России, Ростуризму.

Расходы на предоставление субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям исполнены в сумме 1 006,5 млн рублей, или 60,9 % показателя сводной росписи с изменениями (открытая часть), что на 22,7 % выше, чем за аналогичный период 2021 года (820,3 млрд рублей). По результатам выборочного анализа установлено превышение установленного срока утверждения государственных заданий отдельным учреждениям от 15 до 78 дней (Минобрнауки России, Минкультуры России). ФАДН России перечислена субсидия на государственное задание ФГБУ «Дом народов России» на уровне 40,6 %, что ниже значения, предусмотренного Типовым графиком бюджетных и закупочных процедур на 2022 год (50 %).

Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам составил 1 557,9 млрд рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021

года на 12,4 %. Вместе с тем отмечается низкий уровень исполнения расходов на предоставление иных межбюджетных трансфертов (34,3 %) и субсидий (40,2 %).

На низком уровне (менее 25 %) исполнены расходы на предоставление межбюджетных трансфертов по 11 главным распорядителям.

Федеральный бюджет исполнен с профицитом в сумме 1 401,1 млрд рублей. При этом источники внутреннего финансирования составили (‑) 1 070,9 млрд рублей, источники внешнего финансирования (‑) 330,2 млрд рублей. Ненефтегазовый дефицит по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился в 1,6 раза и составил 3,7 % утвержденного показателя ВВП на 2022 год.

2.2 Принципы реализации бюджетной политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе


В основу бюджета, как и прежде, лег прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Он предусматривает, что после падения на 2,9% в 2022 году в 2024–2025 годах российская экономика вернется к росту на уровне 2,6% в год. При этом мировой ВВП продемонстрирует резкое замедление, мировая инфляция останется повышенной, а санкции сохранятся, что приведет к сокращению отечественного импорта и сжатию экспортных рынков.

Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2023 год?

При подготовке бюджета на 2022 год власти предполагали, что и в текущем, и в следующем году он будет профицитным. Но сейчас они планируют, что следующий год станет дефицитным.

Так, в 2023 году доходы составят 26,13 трлн рублей, расходы — 29 трлн рублей, а дефицит — около 2,9 трлн рублей соответственно.

При этом в процентном отношении траты составят 19,4% к объему ВВП, который прогнозируется на уровне 149,949 трлн рублей.

Для сравнения, по предварительной оценке, в 2022 году доходы бюджета оказались на уровне 27,693 трлн рублей, расходы — 29,006 трлн рублей, а дефицит — примерно 1,313 млрд рублей.

Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

Что означает дефицит бюджета? Это плохо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.


И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, в 2022 году, по предварительным оценкам, — 0,9% ВВП, и в 2023 году дефицит планируется на уровне 2% ВВП. Ожидается, что он будет постепенно сокращаться — до 0,7% ВВП в 2025 году.

Что будет с государственным долгом?

В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. И по итогам того года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.

В 2022 году он, по предварительным оценкам, вырос до 23,407 трлн рублей, или 16% ВВП. Это меньше, чем предполагалось проектом федерального бюджета годом ранее. Ожидается, что следующие три года в абсолютных числах размер госдолга продолжит увеличиваться — до 25,368 трлн рублей в 2023 году и 27,679 трлн рублей и 29,939 трлн рублей в 2024–2025 годах соответственно.

Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Оно в текущем году составит 16%, а следующие годы будет оставаться около 17–20%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.

Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 12,4%.

ЦБ постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценке, в сентябре 2022 года ее годовой показатель составил 14,1% — после 15,1% в июле, в 2023 году он должен снизиться до 5–7% и вернуться к 4% в 2024 году. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. На нее же рассчитывает и правительство.