Файл: Курсовая работа состоит из двух глав первая глава представляет собой раскрытие теоретических основ бюджетной политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последние годы прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, используемые для подготовки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и документов долгосрочного стратегического планирования, подвергались существенной корректировке как в связи с изменениями в основные тенденции развития экономики, а в связи с необходимостью подготовки более реалистичных оценок, используемых для расчетов и анализа долгосрочных перспектив и прогнозов основных характеристик федерального бюджета и бюджетно-бюджетной системы Российской Федерации как целое.

Бюджетная политика осуществляется на основе бюджетных принципов, установленных Бюджетным кодексом.

Соблюдение принципа единства в бюджетной системе Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться, в том числе за счет использования единой классификации, единых перечней государственных и муниципальных услуг.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации получит дальнейшее практическое развитие в связи с включением в Бюджетный кодекс положений, устанавливающих перечисление ряда необлагаемых поступлений и налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в настоящее время регламентированные иными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, подавляющее большинство доходов будет ограничено на постоянной основе.

Самостоятельность бюджетов в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться соблюдением принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе планомерным увеличением нецелевой финансовой помощи (дотации) бюджетам субъектов Российской Федерации в Российской Федерации и местным бюджетам в составе трансфертов между бюджетами из федерального бюджета, закрепление целевых трансфертов между бюджетами в рамках соответствующих государственных программ, повышение самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления в установлении расходных обязательств исходя из принципов адресности и потребности.

В соответствии с принципом сбалансированности бюджетов при планировании федерального бюджета по-прежнему будут использоваться «бюджетные правила», которые, с одной стороны, ограничивают чрезмерный рост расходов в случае благоприятной ценовой конъюнктуры, а с другой стороны не допустить резких сокращений издержек краткосрочных негативных потрясений в экономике. Отступление от «бюджетных правил» поддержки экономики за счет бюджетных средств несет в себе высокий риск ограничения возможностей финансирования дефицита бюджета из-за одновременно возрастающей необходимости использования дополнительных нефтегазовых доходов для компенсации ненефтяного дефицита. - и доходы от газа, падение внутренних и внешних кредитов, падение доходов от приватизации.


Стимулирование структурных изменений за счет средств федерального бюджета в рамках реализации государственных программ, соблюдение «бюджетных правил» для обеспечения устойчивости федерального бюджета при изменении мировых цен на нефть, а также для повышения эффективности управления неналоговыми доходами федерального бюджета будет способствовать снижению доли нефтегазовых доходов в структуре доходов бюджета.

Ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе включают:


На основе нового макроэкономического прогноза, разработанного в связи с сохранением неблагоприятной внешней конъюнктуры, будут сформированы предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счет ежегодного сокращения расходов не менее чем на 5 процентов в реальном выражении за 3 года. К 2025 году необходимо добиться сбалансированной бюджетной системы с наиболее вероятным уровнем цен на важнейшие статьи российского экспорта.

Правительство РФ рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых товарных рынков и принимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создадут условия для значительного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредит. Это обеспечит последовательный выход основных секторов экономики из рецессии, в том числе за счет повышения ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате ослабления рубля. Одновременное снижение инфляции на потребительском рынке поможет минимизировать влияние кризиса на качество жизни российских семей.

Наряду с реализацией оперативных антикризисных мер приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации станет реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что найдут отражение в новой редакции основные направления деятельности правительства Российской Федерации. Помимо безусловной необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и низкой инфляции потребуется[5]:


Реализация антикризисных мер будет осуществляться Правительством Российской Федерации в тесном взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, профессиональным и экспертным сообществом в рамках рамки «Открытого органа» - система и другие формы совместной работы. Перечень первоочередных мер не является исчерпывающим и при необходимости будет дополняться новыми антикризисными мерами.




ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1 Анализ состояния государственного бюджета и реализации бюджетной политики РФ


В первом полугодии 2022 года российская экономика развивалась в условиях резкого усиления санкционного давления, что привело к сокращению и трансформации внешнеторговых потоков, изменению экономической политики, замедлению или снижению ряда основных показателей. В то же время, несмотря неопределенности дальнейшего развития ситуации динамика исходных условий функционирования экономики была нетрадиционной для кризисного периода: цена на нефть оставалась достаточно высокой, а курс рубля после мартовской девальвации усилился почти в 2 раза. Средняя цена нефти марки Ural за январь-июнь 2022 года составила 85,4 доллара США за баррель, курс доллара США к рублю, несмотря на ослабление рубля в марте до 103,7 рубля за доллар США, составил 74,8 рубля за доллар США. Одним из основных рисков в 2022 году является рост инфляции. В то же время, пройдя свой пик в начале мая, инфляция в конце июня замедлилась до 15,9% в годовом выражении (с начала года - 11,4%).

Общий объем доходов федерального бюджета составил 14 016,8 млрд рублей, или 56 % прогнозируемого общего объема доходов, из них нефтегазовые доходы 6 375,9 млрд рублей, или 66,8 %, ненефтегазовые доходы 7 640,9 млрд рублей, или 49,4 %.

По сравнению с январем июнем 2021 года объем доходов федерального бюджета увеличился на 2 751,1 млрд рублей, или на 24,4 %, – нефтегазовые доходы на 2 600,0 млрд рублей, или в 1,7
раза в результате увеличения цены на нефть марки «Юралс» и курса доллара США по отношению к рублю,

ненефтегазовые доходы на 151,1 млрд рублей, или на 2 %, в основном за счет роста поступлений налога на прибыль организаций на 269,2 млрд рублей, или на 42,3 %, и НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 519,6 млрд рублей, или на 19,6 %, при одновременном снижении поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации на 172,1 млрд рублей, или на 9,9 %, утилизационного сбора на 115,3 млрд рублей, или на 47,6 %, ввозных таможенных пошлин на 85,9 млрд рублей, или на 20,9 %, а также влияния разовых поступлений за январь июнь 2021 года в сумме 345,5 млрд рублей.

Исполнение федерального бюджета в первом полугодии 2022 года осуществлялось с учетом особенностей законодательства, предусматривающих использование дополнительных нефтегазовых доходов на замещение государственных займов, погашение государственного долга, выполнение государственных нормативных обязательств и на иные цели; отдельные виды доходов, кроме нефтегазовых, - на увеличение утвержденных расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с противодействием влиянию ухудшения геополитической и экономической конъюнктуры на развитие отраслей экономики и на иные цели