Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специфика заключается в том, что объектом здесь выступает деятельность самого субъекта познания. Субъект познания соот­носится с субъектом действия (человек является и субъектом по­знания, и реально действующим лицом). Объектом познания ста­новится и взаимодействие между субъектом и объектом познания. Кроме того, в объекте социально-гуманитарного познания, как правило, присутствует и его субъект.

Включение в поле изучения и обучения таких социальных объ­ектов, как общество, история, человек, актуализирует особые по­знавательные процессы — понимание, интерпретацию, описание, где в коммуникативных процедурах наряду с субъект-объектными взаимодействиями значительную роль играют и субъект-субъект­ные отношения. Все это стимулирует изучение природы и струк­туры самого субъекта (познания и действия).

Качественное многообразие, сложно-системный характер об­щественной жизни обусловливают адекватную сложность со­циально-гуманитарного познания. Сложная специфика объектов социального познания дополняется сложной структурой субъекта социального познания.



  1. Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании.

Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности).
Ценности – это не то, что реально существует, а то, что для ч-ка обладает определенным значением и принимает форму неких идеалов и норм. Согласно Канту теор разум ограничен, а практич разум обладает свободой. Только человек способен создавать ценности. Проблема ценностей в гум познании имеет целый ряд аспектов:
1. предметы гум познания носят ценностный характер. Главное – их бытие в мире культурных ценностей. Поэтому и сами выводы гум исследований тоже в свою очередь оказывают влияние на развитие чел культуры
2. в процессе познания познающий субъект всегда так или иначе оценивает те или иные предметы, явления и поэтому для гум наук проблемы отделения знания от ценности, знания от оценки оказываются одной из существующих методологических проблем. Сама структура познающего субъекта предполагает определение соотношения субъективных ценностей и тех ценностей, кот скрываются за пределами исследования
3. в процессе развития науч познания некоторые его элементы также включаются к структуру ценностей.

Кантовское разделение в определенном смысле снимается тем, что существует не только влияние теор разума на практический, но и сами ценности влияют на развитие социокультурных наук. Однако ценности обладают след св-вами: историчны; культурно обусловлены; связаны с объективной оценкой.
Ученый существ в рамках опред ценностей, бывает даже, что он становится заложником этих ценностей, за пределы которых он не может выйти.
Вебер ставит проблему возможности существования науки свободной от оценочных суждений.
Наука возникает из определенных ценностных посылок. В мире знания и ценности слиты друг в друга. Затем знание отделяется от ценности и это приводит к появлению точных наук. В современности полного отделения знания от ценности не произошло. Более того, само знание и результаты познания включены в сист ценностей.

Маркс рассматривает общество как органическую систему производства и воспроизводства человека во всем богатстве его общественных отношений. Основой существования общественного человека является процесс производства и воспроизводства предметов потребления, средств производства и форм общения, благодаря которым организуется совместная жизнь и деятельность индивидов. Непрерывность воспроизводства этой основы является условием существования самого общества. При этом особенностью функционирования общества как самовоспроизводящейся (органической) системы является то, что природно и исторически данные предпосылки его существования самим процессом воспроизводства полагаются как его собственный результат, который в свою очередь становится предпосылкой нового цикла развития.

Если в целом охватить этот процесс, то его К. Маркс в «Немецкой идеологии» характеризует следующим образом: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия по-средством совершенно измененной деятельности» [8, с. 44-45; ср. с. 37]. В самом общем виде этот процесс передачи-наследования производительных сил и форм общения в последовательной смене поколений и есть традиция. Традиция — это процесс воспроизводства общественной жизни, который обеспечивает преемственность и поступательный ход истории.




  1. Проблема как форма научного познания.

Проблема – это необходимо возникающий в процессе научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.
Научное познание начинается с постановки проблемы. Во всем цикле познания – от постановки проблемы до ее разрешения – движущее пружиной выступает долженствование в различных формах, выражающее активность познающего субъекта в его отношении к объекту. Долженствование – субъективный момент в процессе научного исследования, но это субъективное есть выражение объективного: общественных потребностей человека по практическому преобразованию мира. Эти потребности стоят в начале и в конце научного исследования. Они побуждают ставить и разрешать научную проблему, определяют пути практической реализации научных идей.
Научные проблемы подразделяются на следующие виды.
По используемым методам:
- Программируемые проблемы. К данному типу проблем обычно относят стандартные проблемы, возникающие на основе определенного знания и являющиеся закономерным результатом процесса познания. Для их решения применяется определенная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности.
- Непрограммируемые проблемы. К этому типу проблем относятся нестандартные проблемы. То есть проблемы, для решения которых нет алгоритмов.
- Неразрешимые проблемы - это проблемы, путей решения которых нет.

По характеру решения:

- Рутинные проблемы. Проблемы данного типа решаются по отработанным моделям и не требуют творческого подхода, так как все процедуры решения таких проблем известны.

- Селективные проблемы. Проблемы такого типа решаются в определенных рамках альтернативного подбора моделей и алгоритмов их решения.

- Адапционные проблемы. Проблемы данного типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными моделями и алгоритмами их решения.

- Инновационные проблемы. Проблемы этого типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей м разработкой новых моделей и алгоритмов их решения.

По степени формализации:

- Хорошо структуризованные проблемы. Это проблемы, в которых зависимости между элементами целостного комплекса задач, составляющих проблему, могут получать численные значения или символы.


- Слабо структуризованные проблемы. Это проблемы, как правило, сложные, отличающиеся в первую очередь качественными зависимостями между структурными межэлементными связями проблемы. Однако они содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых.
Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы. В этого типа проблемах количественные зависимости между структурными межэлементными связями проблемы совершенно неизвестны.

Различают также:

1.Явные и неявные проблемы. Явные содержат максимум информации о самой проблеме, методах ее изучения и возможных результатах ее решения; неявные – минимум сведений о решении проблемы и методах ее исследования.

2. Развитые и неразвитые проблемы. Неразвитые проблемы характеризуются незавершенностью и неполнотой, и потому иногда их называют предпроблемами.

Требования к постановке научных проблем:

- Наличие обоснованного вывода о том, что избранная проблема не решена в мировой науке или предлагаемые решения неудовлетворительны.

- Анализ предшествующего опыта исследования выявленной проблемы, чтобы избежать дублирования

- Обоснование актуальности проблемы для общества в дополнение к личной убежденности, что ее необходимо решать.

- Выявление основного противоречия проблемной ситуации

- Формулирование целей и задач исследования

Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части:

1) Систему исходных утверждений или описание фактических данных.

2) Постановку вопроса – что нужно найти.

3) Методологический принцип – систему указаний на возможные пути рушения.

Процесс решения проблемы

- Ознакомление с проблемой.

- Уточнение проблемы.

- Постановка проблемы.

- Подборка и определение объема необходимой информации

- Рабочая формулировка проблемы.

- Разработка вариантов возможных решений проблемы, выработка идей.

- Поиск решения проблемы

- Проверка правильности (истинности) решения проблемы.


  1. Явные и неявные ценностные предпосылки в социогуманном познании.

В последние десятилетия не только зарубежом, но и в отеч. философии проделана существенная аналит. работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре науч. знания, в его предпосылках и основаниях. Были конкретизированы и определены такие значимые компоненты науки, как основания,
нормы и идеалы исследования, науч. картина мира и стиль науч. мышления (познания), философские категории и принципы, общенаучные методологич принципы, парадигма и научно-исслед программа, через кот реализ-ся методологич оценки и «проникают» в виде суждений соц и культ-историч ценности
Науч знание и все процедуры его получения, проверки и обоснования обретают дополнит измерение, имеющее не только ценностный, но и историч параметры. Тем самым одновременно фиксируется та или иная степень опосредованного присутствия исследователя в знании и познават деят-ти, выявляется система его ценностных ориентаций.

Одна из ведущих форм предпосылок науки – науч карт мира, через кот проходит передача фундамент идей, принципов, а также системы ценностей из одной науки в другую.
Для наук о духе и культуре значимы идеи Витгенштейна, полагавшего, что усвоенная нами еще в детстве общая картина мира принадлежит к сфере личностного знания и представлена особым типом эмпирических высказываний, принимаемых на веру как несомненные и сопутствующие нам всю жизнь. Они обладают системностью, тесно связанной с системностью общего знания, имеют неявную форму существования и оказываются само собою разумеющ основанием познания. Усвоенная с детства картина мира основана на доверии взрослым, принята на веру при общении и обучении, как следствие «бытия среди людей».

Все больше осознается значимость понятия картины мира для методологии гум наук Понимание картины мира в науках о культуре невозможно без ориентации на человека – понимания его места в мире и способов видения им этого мира. Здесь нет такого противопоставления человека и мира, как в естественно-научной картине мира, но описываются лишь типы понимания мира, включающего в себя и самого человека.



  1. Релятивизм, психологизм, историзм в социогуманитарном познании и проблема истины.


В социально-гуманитарном знании существует несколько подходов. Долгие годы приоритет отдавался «историзму». Он содержит в себе ряд требований к познанию:

• знать, как явление возникло;

• через какие этапы проходило;

• чем оно стало теперь.

Для историзма важно отражение постоянных перемен, движения, изменения, роста и трансформаций.