Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под давлением этих обстоятельств в апреле 1979 года правительство, не дожидаясь окончания второго пятилетнего плана, принимает Комплексную программу по стабилизации. Программа включала в себя ограничения в фискальной и монетарной политиках, стабилизацию цен и корректировку инвестиций в тяжелую и химическую промышленность в краткосрочной перспективе и экономическую либерализацию в долгосрочной перспективе. Обменный курс был существенно девальвирован в начале 1980 года и скорректирован в соответствии с колебаниями валют основных торговых партнеров. Однако в 1979-80 годах исполнение программы не было эффективным, и экономические условия ухудшились из-за второго нефтяного кризиса, плохого сельскохозяйственный урожая и внутриполитического кризиса после убийства президента Пак Чон Хи в октябре 1979 года. Все это привело к первому отрицательному результату экономического роста -2,1% с 1961 года, а инфляция составила 28,7%.

1980-1990. Стабилизация и либерализация.

В начале 1980-х годов на фоне политических и экономических кризисов, экономика переживает серьезные структурные проблемы. Сочетание крупных инвестиций в тяжелую и химическую промышленность и мировой кризис привело к проблеме излишних мощностей в приоритетных отраслях. В этих условиях правительство критически переосмыслило свою роль в экономическом развитии страны. Это привело к серьезным изменениям в экономической и промышленной политике. Новое авторитарное правительство президента Чон Ду Хван решило сосредоточить экономическую политику на экономической стабилизации и либерализации, создании беспристрастной системы стимулов, развитии конкуренции на внутреннем рынке и за рубежом, а также предотвращении доминирования большого бизнеса на рынке. Корейская промышленная политика стала базироваться на принципах, что прямое вмешательство в отрасли невозможно и нежелательно в свете меняющейся производственной структуры экономики, и что большая опора должна быть сделана на самостоятельных решениях частного бизнеса. Внимание промышленной политики было больше сосредоточено на системных (горизонтальных) мерах: либерализации торговли, финансовой либерализации, открытости рынка, содействия развитию МСБ, антимонопольного законодательства, большей открытости для иностранных инвестиций, сокращении льгот для отдельных отраслей промышленности и структурной перестройки к отраслям, базирующимся на развитии технологий.


Был также принят пятый пятилетний план 1982-1986 годов. Базовые принципы, положенные в основу этого плана, касались становления корейской промышленности как промышленности мирового класса, развития точного машиностроения с достижением экономии масштаба и экспорта производств. Легкая промышленность Кореи должна была стать глобальным игроком, начато развитие тонкой и малотоннажной химии, Корея стала одним из глобальных лидеров в металлургии и кораблестроении, развивалось точное машиностроение, страна начала производить собственные полупроводники и компьютеры. В области технологического развития развились компетенции в инжиринге производственных комплексов, развитии и управлении технологическими процессами.

Первое, в середине 1980-х годов меры по экономической стабилизации достигли своих желаемых целей, инфляция снизилась, и экономика восстановила свою конкурентоспособность, производительность и рост. С 1986 по 1989 год экономика получила дополнительный импульс благодаря благоприятными внешними условиями: низкая цена на нефть, слабый доллар и низкие мировые процентные ставки. В 1986 году, впервые в современной истории Кореи, национальный счет текущих операций стал положительным и оставался положительным до 1990 года. Платежный баланс был профицитным, экспорт превысил импорт, и внутренние сбережения превысили внутренние инвестиции впервые с момента принятия Первого Пятилетнего плана.

Экономический рост в 1987 году достиг 12%. Реструктуризация экономики также достигла прогресса в обрабатывающей промышленности, доля обрабатывающей промышленности в общем объеме ВВП увеличилась с 24,6% в 1980 году до 30,1% процента в 1988 году. Однако к концу 1988 года сочетание президентских выборов, Олимпийских игр, аномально высокого роста заработных плат и доходов привели к росту цен на землю земельные участки и структурным проблемам в экономике, что сказалось на экономической стабильности. Экономический рост замедлился до 8% в 1989 году.

Второе, до 1980-х годов формулирование торговой политики отличалось двумя особенностями. Во-первых, периметр для либерализации торговли был слабым. Он традиционно использовался только для убеждения и успокоения торговых партнеров и открытия экспортных рынков. Во-вторых, процесс принятия по реформе торговли носил в основном политический, а не экономический характер. Таким образом, торговая политика Кореи проводилась несистемно

, не было конкретного государственного органа для ее формулирования и проведения. Либерализация импорта, как правило, проводилась отдельно для каждой товарной позиции без учета межсекторального распределения ресурсов и нахождения оптимальных решений на макроуровне.

Программа либерализации торговли началась после улучшения торгового баланса в 1983 года. В 1983 году был создан Комитет по тарифам, определивший временные этапы программы либерализации импорта. В результате этих мер средняя номинальная тарифная ставка была снижена с 24% в 1983 году, до 19% к 1988 году и до 11% к 1990 году. Показатель либерализации импорта вырос с 80% в 1983 году до более, чем 95%, в 1988 году. Тарифные льготы были отменены для стратегических отраслей в 1984 году. Многие реформы, проведенные в 1980-х годах, были сделаны в основном под давлением США из-за роста положительного сальдо торгового баланса.

Третье, в начале 1980-х годов начался перенос акцентов в промышленной политике с вертикальной, связанной с продвижением «стратегических» отраслей через льготные кредиты и преференциальный налоговый режим, на горизонтальную, корректирующую политику, использующую косвенные и функциональные меры. Количество отраслей, классифицируемых как «стратегические», было снижено, и прямые налоговые льготы, такие, как налоговые вычеты и налоговые каникулы, были заменены на налоговые освобождения затрат на технологическое развитие. В июне 1982 года были отменены льготные процентные ставки стратегических отраслей и экспортеров. Субсидии в виде беспроцентных кредитов были отменены и снижены лимиты по займам. Однако, учитывая, что кредиты были основной формой распределения финансовых ресурсов, доступ к банковским кредитам оставался скрытой преференцией.

В течение этого периода Корея испытывала повышенное давление изменения структуры промышленности от трудозатратных к капиталоемким отраслям. Основным препятствием к этому было отсутствие технологического потенциала в корейской промышленности необходимого для перехода к производству с более высокой добавленной стоимостью. Закрытый и высококонцентрированный домашний рынок не создавал стимулов для корейских предприятий для приобретения или разработки передовых технологий. В отличие от прямых интервенций при развитии тяжелой и химической промышленности, корейское правительство заняло более посредническую роль по отношению к технологической модернизации в течение 1980-х. Со временем частный сектор постепенно занял большую долю в усилиях страны по развитию НИОКР, в том числе в ответ на увеличение международной конкуренции и благодаря поддержке усилий частных компаний в НИОКР. Расходы на НИОКР выросли с 0,74% от ВВП в 1980 году, до 1,87% в 1990 году Расходы частного сектора выросли с 26% от общих расходов на НИОКР в 1975 году, до 75% к 1985 году. Это было одно из самых высоких соотношений частного НИОКР среди развитыз и новых индустриальных стран. Чеболи играли важную роль в технологическом развитии промышленности.


В отличие от ряда других стран в регионе, Корея мало использовала ПИИ как источник трансферта технологий в течение 1960-1970-х годов, вместо этого больше полагаясь на внешние заимствования, технологические лицензии и импорт оборудования. По факту, импорт оборудования и связанный с ним импорт технологий превосходил все остальные источники трансферта технологий. Корея отставала от других новых индустриальных стран по доле ПИИ во внешних заимствованиях. Так, ПИИ в общем размере внешних заимствований составляли только 6,1 % по сравнению с 91,9% в Сингапуре и 45% на Тайване. В 1980 году Корея либерализовала регулирование ПИИ для повышения технологического уровня. Более открытая правительственная политика в отношении ПИИ проводилась для трансферта сложных новых технологий и развития конкуренции на внутреннем рынке для интенсификации инновационной активности. Из 3,6 млрд. долларов США ПИИ в период с 1962-1986 года около 50% пришлось на 1982-1986 года.

Четвертое, важным фактором, оказавшим значительное влияние на промышленную политику, была либерализация финансового сектора, начавшаяся в 1980-х. Либерализация включала приватизацию коммерческих банков, свободный вход на рынок для небанковских финансовых институтов, отмену системы льготных процентных ставок для стратегических и экспортных отраслей, внедрение новых финансовых инструментов, изменение системы установления ставки по кредитам и постепенное открытие финансового сектора для иностранных инвестиций. Правительство предоставило банкам большую свободу в установлении процентных ставок и распределения кредитов, хотя не отказалось от контроля над ними. Портфели активов коммерческих банков продолжали содержать лимиты для кредитования крупных компаний. Кредитный рынок по-прежнему искажался кредитными субсидиями центрального банка. Несмотря на то, что коммерческий банковский сектор стал в значительной степени принадлежать частному капиталу, правительство не позволяло ему полную управленческую самостоятельность. Следовательно, банки по-прежнему имели мало стимулов для контроля кредитных рисков путем экспертизы проектов и качества заемщиков. Вера банков, что их согласие с кредитными директивами правительства приведет к предоставлению финансовой помощи в случае сложностей с возвратом кредитов, породила проблему морального риска. Неформальные отношения между банками и заемщиками по-прежнему служили каналом кредитования без учета нормы прибыли и по ставкам ниже цены фондирования. Для объявления любого крупного предприятия банкротом и списания кредитов с баланса требовалось согласие правительства.


В результате деурегулирования финансового рынка произошел быстрый рост кредитов с 68% ВНП в 1980 году до 94% ВНП в 1984 году. Основными драйверами роста были небанковские финансовые институты. Однако большие бизнес-группы по-прежнему оставались основными заемщиками. Кроме того, появилась проблема, связанная с перекрестным владением бизнес-группами как финансовыми компаниями, так и промышленными активами, что приводило к связанному кредитованию. Так, в 1984 году тридцать крупнейших бизнес-групп заняли более 70% краткосрочных кредитов у небанковских финансовых организаций.

После 1980 года правительство сделало попытку исправить положение с высокой концентрацией банковских займов на крупных компаниях. Была принята директива, что 55% кредитного портфеля любого банка и 35% кредитного портфеля системообразующих банков должны быть размещены в МСБ. В дополнение в 1984 году правительство зафиксировало долю 30 крупнейших бизнес-групп на конец 1983 года и запретило кредитование тех, чье отношение долг/капитал превышал 500%. Однако эта инициатива провалилась. Доля МСБ в увеличении кредитного портфеля в системообразующих банках снизилась с 33,6% в 1983 году до 27% в 1986 году, не достигнув предписанных 35%. Концентрация кредитов повысилась, доля 30 крупнейших бизнес-групп в общем размере внутренних кредитов увеличилась за полгода с 43,2% до 48% к марту 1984 года.

Неустойчивое финансовое положение крупных компаний и давление с их стороны на правительство по оказанию им финансовой помощи через расширение кредитования привело к провалу финансовой политики. Правительство продолжало принуждать банки к выдаче кредитов все возрастающему числу проблемных компаний и избегало банкротства крупных компаний, оказывая давление на банки по реструктуризации прежних кредитов и выдаче новых. Банки, страдающие от большой доли не работающих активов, продолжали зависеть от Банка Кореи в доступе к дешевому фондированию. Для предотвращения неплатежеспособности банков Банк Кореи компенсировал часть потерь банкам через субсидии и скидки. В конце 1984 года по оценке Банка Кореи доля неработающих кредитов достигла 11% от кредитного портфеля и была в 2,6 раза выше их чистой стоимости. Несмотря на усилия правительства по поэтапному изменению финансовой системы, коммерческие банки оставались основными каналами, через которые распределялись директивные кредиты. Их доля в 1985-1989 годах составила 35% от кредитного портфеля банков.

Промышленная политика концентрации развития тяжелой и химической промышленности привела к росту чеболей и концентрации экономической власти в их руках. Они