Файл: Московский финансовопромышленный университет Синергия Кафедра Бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Учет специального инструмента, специальных приспособлений и
специального оборудования (спецоснастки) ведется следующим образом:
Дебет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходована на склад спецоснастка и прочее по фактической себестоимости;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – выделен
НДС по приобретенной спецоснастке;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51
«Расчетные счета» – оплачена спецоснастка, поступившая от поставщиков (в том числе НДС);
Дебет 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кредит 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» – со склада спецоснастка передана в производство по фактической себестоимости;
Дебет
20
«Основное производство»,
23
«Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» Кредит 10-11
«Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» – ежемесячно в течение срока полезного использования спецоснастки ее стоимость погашается линейным способом, способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции или полностью в момент передачи в производство;
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» – в случае досрочного прекращения выпуска продукции списывается остаточная стоимость спецоснастки.
Оценка материальных ценностей, стоимость которых при
приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору:
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – к учету приняты материалы по стоимости, исходя из курса иностранной валюты, действующего на дату перехода права собственности;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражен
НДС;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 52
«Валютные счета» – оплачена стоимость материалов по курсу иностранной валюты, действующему на дату платежа;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – НДС принят к возмещению из бюджета;


Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 91-1
«Прочие доходы» – отражена положительная курсовая разница (превышение оценки приобретенных материалов над суммой платежа) или
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена отрицательная курсовая разница (превышение суммы платежа над оценкой приобретенных материалов).
Материальные ценности, не принадлежащие организации, по находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре:

на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – по договорам хранения, мены (до исполнения обязательств по встречной оплате), поставки (до момента перехода права собственности):
Дебет
002
«Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – поступили материалы, право собственности на которые переходит к организации от продавца в момент их оплаты;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51
«Расчетные счета» – оплачена стоимость материалов;
Кредит 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – списана стоимость оплаченных материалов с забалансового учета;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходованы оплаченные материалы;

на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» – по посредническим договорам комиссии, поручения и агентскому договору;

на счет 003 «Материалы, принятые в переработку» – по договору подряда, предметом которого является переработка:
Дебет 003 «Материалы, принятые в переработку» – зачислены на забалансовый учет давальческие материалы, принятые в переработку;
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. – учтены расходы по переработке давальческого сырья;
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1
«Выручка» – отражена стоимость услуг по переработке давальческого сырья и материалов, в том числе НДС;
Дебет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС на стоимость услуг по переработке давальческого сырья и материалов;
Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 20 «Основное производство» – списаны фактические затраты по оказанию услуг заказчику- давальцу;
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит «Расчеты с покупателями и заказчиками» – оплачена заказчиком-давальцем стоимость оказанных услуг;


Кредит 003 «Материалы, принятые в переработку» – списана стоимость давальческих материалов по факту передачи готовой продукции заказчику- давальцу.
У организации-давальца в бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена стоимость материалов, подлежащих передаче в переработку на давальческих условиях;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражен
НДС;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51
«Расчетные счета» – оплачена стоимость материалов, подлежащих передаче в переработку на давальческих условиях;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – НДС принят к возмещению из бюджета;
Дебет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит
10 «Материалы» – списана стоимость материалов, переданных в переработку;
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» – стоимость ранее переданных в переработку материалов списана на затраты на производство;
Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 20 «Основное производство», 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – принята к учету продукция, изготовленная из переработанного ранее давальческого сырья, по стоимости, включающей в себя стоимость переданных материалов;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражен НДС по стоимости услуг по переработке давальческого сырья;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета» – оплачены услуги по переработке давальческого сырья.
Тара принимается к бухгалтерскому учету (вне зависимости от условий приобретения организацией продавцом, покупателем и др.) по фактической себестоимости, которая слагается из всех расходов по ее покупке и доставке в организацию (или затрат по ее изготовлению).
Наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта, учитывается:

на субсчете «Тара под товаром и порожняя» счета 41 «Товары» – для организаций торговли и общественного питания;



на субсчете «Тара и тарные материалы» счета 10 «Материалы» – для остальных организаций.
В случаях, когда стоимость тары входит в продажную цену продукции, т.е. покупателем сверх стоимости продукции не оплачивается, то ее стоимость относится (у поставщика):
Дебет
20
«Основное производство»,
23
«Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» Кредит 10-4 «Тара и тарные материалы», 41 «Товары»; а у покупателя (для использования или продажи) приходуется по рыночной цене с учетом физического состояния:
Дебет 10-4 «Тара и тарные материалы», 41 «Товары» Кредит 91-1
«Прочие доходы».
Если стоимость тары покупателем оплачивается отдельно, т.е. сверх стоимости затаренной в нее продукции, то стоимость тары (по фактической себестоимости или учетным ценам) списывается у поставщика:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 10-4 «Тара и тарные материалы», 41 «Товары»; и приходуется у покупателя:
Дебет 10-4 «Тара и тарные материалы», 41 «Товары» Кредит 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Аналитический учет тары ведется в количественном и стоимостном выражении по складам, подразделениям и местам хранения, по материально ответственным лицам, а внутри них – по видам и группам тары.
3.4. Документальное оформление поступления и внутреннего
перемещения материалов.
Первичные учетные документы могут быть приняты к учету, если они составлены в соответствии с унифицированными формами, утв.
Постановлением Госкомстата от 30.10.97 № 71а. Это следующие типовые
(межотраслевые) формы:

Доверенность (форма №М-2 и форма №М-2а).

Приходный ордер (форма №М-4).

Акт о приемке материалов (форма №М-7).

Лимитно-заборная карта (форма №М-8).

Требование-накладная (форма №М-11).

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15).

Карточка учета материалов (форма №М-17).

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М-35).
Поступление материально-производственных запасов производится на основании заключенных между сторонами, участвующими в сделке, договоров и сопровождается документами.

На материалы, поступающие от поставщиков, организация получает расчетные документы – это товарные и товарно-транспортные накладные, платежные требования и поручения-требования, счета и др., и сопроводительные документы – это спецификации, технические описания, сертификаты, удостоверения качества и др.
Сначала все поступившие документы направляются в отдел снабжения
(или другой аналогичный отдел), где эти документы проверяют на соответствие договору купли-продажи (поставки и пр.) в отношении ассортимента, количества, цен, сроков отгрузки и др., регистрируют в журнале учета поступающих грузов, а затем делают соответствующие записи в карточках или книге учета. Далее документы передаются в бухгалтерию или финансовый отдел для оплаты (или для оформления возврата), а уполномоченному лицу дается распоряжение на получение и доставку груза.
Зарегистрированные экземпляры документов передаются на склад для оприходования материалов.
Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации уполномоченному лицу (как правило, экспедитору) выдается наряд на выполнение работ по доставке груза и доверенность на его получение, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению.
Доверенности (формы № М-2 и форма № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком (или транспортной организацией) по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Доверенность выписывается в одном экземпляре бухгалтером организации
(или работником бухгалтерии), подписывается руководителем и главным бухгалтером, должна иметь оттиск печати и паспортные данные получателя.
Отрывная часть доверенности (форма № М-2) выдается работнику под расписку, а корешок остается в бухгалтерии организации.
Сделки купли-продажи, сопровождаются их транспортировкой, которую, как правило, производит транспортная организация. Документами транспортных организаций являются железнодорожные накладные и квитанции, накладные водного, авиационного и автомобильного транспорта, однако эти документы не являются оправдательными документами в бухгалтерском учете. В случаях перевозки грузов приемка материалов, поступающих в организацию, осуществляется на основе товарно- транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.
Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), сокращенно ТТН, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78, состоит из двух разделов:
товарного,
определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно- материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей; и транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков транспорта с организациями – владельцами транспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета

транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами транспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
ТТН выписывается в четырех экземплярах: грузоотправитель, грузополучатель, организация – владелец транспорта, плательщик – заказчик транспорта.
Сдача грузов, доставленных уполномоченным лицом на предприятие, осуществляется на соответствующий склад под расписку заведующего складом (кладовщика). Материально-ответственное лицо проверяет соответствие материалов их данным, указанным в сопроводительных документах, и при отсутствии каких-либо расхождений выписывает
приходный ордер (форма № М-4), который подписывает заведующий складом и экспедитор.
Если материалы, прибывшие на склад, не соответствуют данным счета поставщика, а также при поступлении материалов без документов
(неотфактурованные поставки), приемка производится комиссией, которая составляет Акт о приемке материалов (форма № М-7). В состав комиссии обязательно должен быть включен представитель поставщика или представителя незаинтересованной организации. Этот акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику
(отправителю), поэтому составляется в двух экземплярах, и после приемки материальных ценностей акт с приложенными документами (транспортными накладными и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета материалов, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
Поступление материалов изготовленных или переработанных цехами и участками собственного производства и сданных на склад материальных ценностей, должно оформляться путем выписки требования-накладной
(форма №М-11). Этими же накладными оформляются также операции по сдаче цехами (участками) на склад остатков неизрасходованных материалов из производства (если они ранее были получены по требованию), а также сдача отходов от производства продукции, отходов от брака. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающее материальные ценности: один экземпляр служит основанием для списания ценностей (сдающий склад), а второй – для оприходования ценностей (принимающий склад).
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании
материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и
сооружений (форма № М-35).
Приобретение материалов за наличный расчет осуществляется через подотчетных лиц, которые для отчета за полученные наличные денежные средства составляют авансовый отчет. К нему прилагают документы, подтверждающие факт получения и факт оплаты полученных товарно- материальных ценностей с указанием стоимости покупки (накладные,