Файл: Московский финансовопромышленный университет Синергия Кафедра Бухгалтерского учета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изготовлении продукции, для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
Лимитно-заборные карты выписываются сроком на один месяц отделом снабжения или плановым отделом в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер) и, как правило, на один шифр затрат (заказа). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению – потребителю материалов, второй – складу.
Отпуск материалов в производство осуществляется складом (заранее прикрепленным к лимитно-заборной карте) при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно- заборной карты.
Кладовщик производит взвешивание или замер отпускаемого материала обязательно в присутствии представителя цеха (участка) и отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала. Затем кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте структурного подразделения, а представитель структурного подразделения – в лимитно-заборной карте склада.
Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов, в этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.
Здесь же отражается шифр направления затрат
(калькуляционный объект, цеховые и иные нужды). При этой системе карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции оправдательного документа.
Отпуск материалов на сторону должен оформляться отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя организации или уполномоченных лиц путем выписки приказа-накладной на отпуск материалов на сторону.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15)
16
выписывается работником отдела снабжения в двух экземплярах: первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов. На основании накладной выписывают счет (если
16
При перевозке грузов автотранспортом вместо накладной на отпуск материалов оформляется товарно-транспортная накладная.
Лимитно-заборные карты выписываются сроком на один месяц отделом снабжения или плановым отделом в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер) и, как правило, на один шифр затрат (заказа). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению – потребителю материалов, второй – складу.
Отпуск материалов в производство осуществляется складом (заранее прикрепленным к лимитно-заборной карте) при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно- заборной карты.
Кладовщик производит взвешивание или замер отпускаемого материала обязательно в присутствии представителя цеха (участка) и отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала. Затем кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте структурного подразделения, а представитель структурного подразделения – в лимитно-заборной карте склада.
Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов, в этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.
Здесь же отражается шифр направления затрат
(калькуляционный объект, цеховые и иные нужды). При этой системе карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции оправдательного документа.
Отпуск материалов на сторону должен оформляться отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя организации или уполномоченных лиц путем выписки приказа-накладной на отпуск материалов на сторону.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15)
16
выписывается работником отдела снабжения в двух экземплярах: первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов. На основании накладной выписывают счет (если
16
При перевозке грузов автотранспортом вместо накладной на отпуск материалов оформляется товарно-транспортная накладная.
материалы отпускаются с последующей оплатой), предъявляемый для оплаты организациям за отпущенные материалы.
Аналогично оформляется отпуск материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории.
При отгрузке (отпуске) материалов цена продажи физическим и юридическим лицам определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя)
17
, а в учете это отразится следующим образом:
Дебет 91-1 «Прочие доходы» Кредит 10 «Материалы» – отгружены материалы покупателю (по фактической стоимости или учетным ценам);
Дебет 91-1 «Прочие доходы» или 91-2 «Прочие расходы» Кредит 16
«Отклонение в стоимости материальных ценностей» – отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в случае учета по учетным ценам, операция записывается в конце месяца);
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
18
Кредит 91-1
«Прочие доходы» – отражена стоимость отгруженных (отпущенных материалов) по договорным ценам;
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС;
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – оплачен покупателем счет за материалы (по продажной цене, в том числе НДС);
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» (прибыль) или
Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (убыток) – сформировавшееся сальдо по данной операции на счете
91 «Прочие доходы и расходы» списывается на финансовые результаты.
Списание материалов со счетов учета запасов может также осуществляться по истечении сроков хранения, морально устаревших, при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и т.п.
При списании материалов их фактическая себестоимость (сумма стоимости материалов по учетным ценам и доля отклонений и ТЗР, связанная с их приобретением) относится:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10
«Материалы» (если материалы отражаются по учетным ценам, списывается соответствующая часть отклонений в стоимости материалов в конце месяца
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; а затем списывается в дебет счетов учета затрат на производство или издержек обращения (расходы), расчетов по возмещению ущерба, финансовых результатов:
17
Как правило, по рыночным ценам с учетом их физического состояния.
18
Одновременно по дебету счета учета расчетов отражаются другие суммы, подлежащие оплате покупателем и включенные в расчетные документы (стоимость тары, транспортные расходы и др.).
Аналогично оформляется отпуск материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории.
При отгрузке (отпуске) материалов цена продажи физическим и юридическим лицам определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя)
17
, а в учете это отразится следующим образом:
Дебет 91-1 «Прочие доходы» Кредит 10 «Материалы» – отгружены материалы покупателю (по фактической стоимости или учетным ценам);
Дебет 91-1 «Прочие доходы» или 91-2 «Прочие расходы» Кредит 16
«Отклонение в стоимости материальных ценностей» – отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в случае учета по учетным ценам, операция записывается в конце месяца);
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
18
Кредит 91-1
«Прочие доходы» – отражена стоимость отгруженных (отпущенных материалов) по договорным ценам;
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС;
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – оплачен покупателем счет за материалы (по продажной цене, в том числе НДС);
Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» (прибыль) или
Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (убыток) – сформировавшееся сальдо по данной операции на счете
91 «Прочие доходы и расходы» списывается на финансовые результаты.
Списание материалов со счетов учета запасов может также осуществляться по истечении сроков хранения, морально устаревших, при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и т.п.
При списании материалов их фактическая себестоимость (сумма стоимости материалов по учетным ценам и доля отклонений и ТЗР, связанная с их приобретением) относится:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10
«Материалы» (если материалы отражаются по учетным ценам, списывается соответствующая часть отклонений в стоимости материалов в конце месяца
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; а затем списывается в дебет счетов учета затрат на производство или издержек обращения (расходы), расчетов по возмещению ущерба, финансовых результатов:
17
Как правило, по рыночным ценам с учетом их физического состояния.
18
Одновременно по дебету счета учета расчетов отражаются другие суммы, подлежащие оплате покупателем и включенные в расчетные документы (стоимость тары, транспортные расходы и др.).
Дебет 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» Кредит
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов, приходуются на склад на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей. Оценка списываемых материалов, осуществляется исходя из цены возможного использования, и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты или увеличение доходов
(у некоммерческой организации):
Дебет 91-1 «Прочие доходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
3.7. Резерв под снижение стоимости материально-
производственных запасов.
Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей, если:
•
МПЗ морально устарели;
•
МПЗ полностью или частично потеряли свое первоначальное качество;
•
рыночная цена на МПЗ в течение отчетного года снизилась.
Организациям предоставлено право формировать соответствующий резерв на счете 14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», который предназначен для обобщения информации об отклонениях стоимости сырья, материалов, топлива и других ценностей.
Этот счет применяется также при выявлении снижения стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и др.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице МПЗ, принятой в бухгалтерском учете
19
, и образуется на разнице между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их фактической себестоимостью.
Расчет текущей рыночной стоимости МПЗ производится на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности. При расчете принимаются во внимание:
•
изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанные с событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
•
назначение МПЗ;
19
Допускается создание резервов по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ, но запрещается по излишне укрупненным, например: основные или вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т.п.
•
текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используется сырье, материалы и другие МПЗ.
Резерв образуется за счет финансовых результатов организации (только в случае, если текущая рыночная стоимость ниже фактической себестоимости МПЗ) и отражается в конце года записью:
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
В следующем отчетном году по мере списания материальных ценностей либо при повышении рыночной стоимости МПЗ, по которым образован резерв, зарезервированная сумма восстанавливается:
Дебет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
Кредит 91-1 «Прочие доходы» – резерв отнесен на финансовые результаты при продаже товаров;
Дебет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
Кредит 91-1 «Прочие доходы» – восстановлен резерв при повышении стоимости товаров.
Тем самым переходящие остатки материальных ценностей отражаются в учете не по сниженным ценам, а исходя из предположения, что они будут полностью израсходованы в течение следующего отчетного периода.
Если в следующем отчетном периоде материальные ценности, по которым создавался резерв, списываются по каким-либо основаниям: в производство, продажу, безвозмездную передачу и т.п. (по фактической балансовой стоимости) делают запись:
Дебет 20 «Основное производство», 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 10 «Материалы», 41 «Товары».
Образованные оценочные резервы проверяются до составления годовой отчетности при проведении инвентаризации и, при необходимости, сумма резерва корректируется в сторону увеличения или уменьшения.
3.8. Инвентаризация и переоценка материально-производственных
запасов.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Проведение инвентаризации обязательно:
•
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
•
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
•
при смене материально-ответственных лиц;
•
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
•
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
•
при реорганизации или ликвидации организации;
•
в других случаях.
Порядок проведения проверок, в том числе, определение конкретных наименований, видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации.
Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации, о чем издает распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.).
В ходе инвентаризации проверяют наличие материально- производственных запасов путем обмера, взвешивания, обсчета и качественные характеристики (сортность, комплектность и т.д.). По результатам проведенной инвентаризации составляют инвентаризационные описи, в которых указывают код, наименование, количество, номенклатурный номер, маару, сорт МПЗ и другие отличительные признаки, предусмотренные стандартами и техническими условиями.
Составленные при проверке инвентаризационные описи типовой формы подписываются членами комиссии, а материально ответственные лица подтверждают правильность составления документа и дают расписку о том, что проверка произведена в их присутствии и претензий к комиссии нет.
Поскольку МПЗ могут храниться не только на складе организации, но и в ее структурных подразделениях (цехах, магазинах и т.п.) и в других организациях на ответственном хранении в инвентаризационных описях они отражаются отдельно, но как единое целое.
На МПЗ, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями инвентаризационные описи составляют отдельно. На ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке в описи указывают наименование, количество, стоимость, дату отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти ценности были учеты на счетах бухгалтерского учета. В описях на изделия, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке отражаются наименование покупателя, МПЗ, сумма, дата отгрузки, номер и дата выписки расчетного документа.
В соответствии с п.233 Методических указаний, потери и недостачи товаров могут возникать в следующих случаях:
•
недостача и порча товаров, обнаруженных при приемке их от поставщиков в пределах норм естественной убыли и сверх норм;
•
недостача и порча товаров, выявленные в неторговой организации при проведении инвентаризации и проверок в пределах норм естественной убыли и сверх норм;
•
потери товаров при авариях, пожарах, стихийных бедствиях;
•
потери товаров от завеса тары;
•
образования отходов.