Файл: Московский финансовопромышленный университет Синергия Кафедра Бухгалтерского учета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
квитанции к приходно-кассовым ордерам, товарные чеки с чеками контрольно-кассовых машин и др.).
Наличие и движение материальных ценностей ведут в количественном выражении по их наименованиям, видам, сортам, размерам и другим показателям в карточках складского учета материалов или приравненных к ним технических носителях информации, в соответствии с порядком хранения материалов, вызываемом как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства.
Карточки складского учета материалов (форма № М-17) заготовляются бухгалтерией (или самим заведующим складом, кладовщиком и др.) по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов, а затем передаются материально ответственным лицам вместе с приходными документами. В полученных карточках складского учета кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.), а также ведет сортовой количественный учет движения материальных ценностей.
11
Первичные документы, после записи их данных в карточки учета, передают в бухгалтерию не позднее 1-го числа следующего месяца.
Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов.
Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
В зависимости от объема товарных запасов, их ассортимента аналитический учет материалов ведется количественно-стоимостным или оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом. Право выбора того или иного способа аналитического учета на складах предоставляется руководителю и главному бухгалтеру исходя из конкретных условий работы.
Способ учета материальных ценностей должен быть закреплен в учетной политике организации.
В бухгалтерии учет материалов ведется в основном двумя методами:
•
количественно-суммовым (с использованием оборотных ведомостей);
•
оперативно-бухгалтерским (сальдовым).
При количественно-суммовом методе могут применяться два варианта учета:
При первом варианте в бухгалтерии учет ведется в количественном и денежном выражении, а на складах и подразделениях – только количественный учет. При этом варианте на каждый вид МПЗ открываются карточки аналитического учета, в которых отражают движение материалов
(приход, расход) на основании первичных учетных документов. На
11
На складах с небольшой номенклатурой материалов вместо карточек складского учета допускается ведение учета в оформленных в установленном порядке книгах сортового учета, предусматривая при этом реквизиты, указываемые в карточках складского учета.
Наличие и движение материальных ценностей ведут в количественном выражении по их наименованиям, видам, сортам, размерам и другим показателям в карточках складского учета материалов или приравненных к ним технических носителях информации, в соответствии с порядком хранения материалов, вызываемом как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства.
Карточки складского учета материалов (форма № М-17) заготовляются бухгалтерией (или самим заведующим складом, кладовщиком и др.) по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов, а затем передаются материально ответственным лицам вместе с приходными документами. В полученных карточках складского учета кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.), а также ведет сортовой количественный учет движения материальных ценностей.
11
Первичные документы, после записи их данных в карточки учета, передают в бухгалтерию не позднее 1-го числа следующего месяца.
Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов.
Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
В зависимости от объема товарных запасов, их ассортимента аналитический учет материалов ведется количественно-стоимостным или оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом. Право выбора того или иного способа аналитического учета на складах предоставляется руководителю и главному бухгалтеру исходя из конкретных условий работы.
Способ учета материальных ценностей должен быть закреплен в учетной политике организации.
В бухгалтерии учет материалов ведется в основном двумя методами:
•
количественно-суммовым (с использованием оборотных ведомостей);
•
оперативно-бухгалтерским (сальдовым).
При количественно-суммовом методе могут применяться два варианта учета:
При первом варианте в бухгалтерии учет ведется в количественном и денежном выражении, а на складах и подразделениях – только количественный учет. При этом варианте на каждый вид МПЗ открываются карточки аналитического учета, в которых отражают движение материалов
(приход, расход) на основании первичных учетных документов. На
11
На складах с небольшой номенклатурой материалов вместо карточек складского учета допускается ведение учета в оформленных в установленном порядке книгах сортового учета, предусматривая при этом реквизиты, указываемые в карточках складского учета.
основании карточек ежемесячно составляют оборотные ведомости по складам и подразделениям, а затем и сводную оборотную ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно.
При втором варианте в бухгалтерии не ведут карточки аналитического учета. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Затем, как и в первом варианте, составляются сводные оборотные ведомости и сверяются с данными складов и подразделений.
Оперативно-бухгалтерский метод учета заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя из учетных цен. В качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, которые ведутся на складе, и проверяются бухгалтерской службой на правильность ведения. Количественные данные из карточек переносятся в сальдовую ведомость (ведомость остатков), таксируются по каждому номенклатурному номеру, а затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу (складам). Движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно.
Транспортно-заготовительными расходами (ТЗР) являются:
•
расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
•
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
•
наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения, стоимость услуг, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
•
плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах и др.;
•
проценты за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
•
расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
•
стоимость потерь (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.
Транспортно-заготовительные расходы организации могут приниматься к учету путем:
При втором варианте в бухгалтерии не ведут карточки аналитического учета. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Затем, как и в первом варианте, составляются сводные оборотные ведомости и сверяются с данными складов и подразделений.
Оперативно-бухгалтерский метод учета заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя из учетных цен. В качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, которые ведутся на складе, и проверяются бухгалтерской службой на правильность ведения. Количественные данные из карточек переносятся в сальдовую ведомость (ведомость остатков), таксируются по каждому номенклатурному номеру, а затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу (складам). Движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно.
Транспортно-заготовительными расходами (ТЗР) являются:
•
расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
•
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
•
наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения, стоимость услуг, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
•
плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах и др.;
•
проценты за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
•
расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
•
стоимость потерь (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.
Транспортно-заготовительные расходы организации могут приниматься к учету путем:
•
отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика. Этот способ могут применять организации, которые приходуют материалы по учетным ценам, которые организация устанавливает самостоятельно;
•
непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материалов (присоединение к договорной цене). Такой способ целесообразно применять в организациях с небольшой номенклатурой, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
•
отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы». При таком способе сначала необходимо определить коэффициент ТЗР, подлежащих списанию, а затем сумму ТЗР, которая должна быть списана
12
Коэффициент, используемый при списании ТЗР на увеличение
(удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов, рассчитывается:
нач.
пост.
ТЗР
нач.
пост.
ТЗР
ТЗР
К
М
М
+
=
+
, где
нач.
ТЗР
– остаток ТЗР на начало месяца (отчетного периода),
пост.
ТЗР
– общая сумма ТЗР,
нач.
М
– стоимость материалов на начало месяца,
пост.
М
– стоимость материалов, поступивших в течение месяца.
Сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая списанию, на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов определяется:
ТЗР
пр.
К
М
×
, где
пр.
М
– стоимость материалов, отпущенных в производство.
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.
В настоящее время большой интерес уделен к автоматизированному
учету материалов, при котором данные синтетического и аналитического учета отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов. В этом случае все ведомости формируются автоматически, что обеспечивает формирование необходимых регистров бухгалтерского учета.
Независимо от принятого метода аналитического учета в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а также в разрезе складов, кладовых, материально-ответственных лиц и групп материалов.
12
При небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца.
3.5. Методы оценки себестоимости материалов при отпуске в
производство и прочем выбытии.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов (п.16 ПБУ 5/01):
•
по себестоимости каждой единицы;
•
по средней себестоимости;
•
по себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО
13
).
В соответствии с Приказом Мифина РФ от 26 марта 2007 г. №26н внесены изменения в основные нормативные документы по учету материально-производственных запасов
14
, которые касаются двух моментов:
1. запрещается при списании в производство или ином выбытии материально-производственных запасов оценивать их способом ЛИФО
15
, т.е.
по себестоимости последних по времени приобретения материалов;
2. активы, стоимостью в пределах лимита, но не более 20 000 рублей могут отражаться в бухгалтерском учете в составе МПЗ.
Применение одного из методов по виду (группе) запасов производится в течение отчетного года, и этот метод оценки материалов отражается в приказе по учетной политике предприятия.
Если организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и может легко отследить, из какой именно партии они списываются, применяют метод оценки по стоимости каждой единицы.
Этот метод применяют для оценки драгоценных металлов, драгоценные камни или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга.
Возможны два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:
•
включая все расходы, связанные с приобретением;
•
включая только стоимость запаса по договорной цене – упрощенный вариант, который применяется при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением, на их себестоимость. В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его договорной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленных в договорных ценах.
Оценка материалов по средней себестоимости производится по каждой
13
От англ. FIFO «first in, first out» – первым пришло, первым ушло.
14
Приказ Минфина РФ от 09 июня 2001 г. №44н об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» (ПБУ 5/01); Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. №119н об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
15
От англ. LIFO «last in, first out» – последним пришло, первым ушло
группе (виду) запасов, причем материалы с одинаковыми входными параметрами учитываются в одной инвентарной карточке, а учет по партиям не ведется. Вновь поступивший материал усредняется с уже имеющимся, в результате в момент передачи материала в производство мы имеем как бы одну партию по одной учетной цене:
нач.
пост.
ср.
нач.
пост.
С
С
С
К
К
+
=
+
, где
нач.
С
– стоимость запасов материала на начало месяца (дебетовое сальдо по счету 10 «Материалы»),
пост
С
– стоимость поступившего в течение месяца материала (дебетовый оборот по счету 10 «Материалы»,
нач.
К
– количественный запас материала на начало месяца,
пост.
К
– количество материала, поступившего в течение месяца.
Стоимость материалов, списанных в производство, определяется путем умножения их количества
(
)
отп.
М
на их среднюю себестоимость
( )
ср.
С
:
ср.
отп.
С
М
×
Сальдо на конец периода на счетах учета МПЗ определяется умножением количества материалов в остатке на среднюю себестоимость, которая изменяется от месяца к месяцу.
Метод ФИФО основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены, т.е. материалы из последующей партии не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.
Если первые по времени приобретения партии по стоимости оказываются дешевле, а последующие дороже, то применение метода ФИФО приводит к тому, что материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно себестоимость продукции уменьшается, а прибыль увеличивается, а сальдо на конец периода отражается по более высоким ценам.
Организация учета методом ФИФО требует ведения суммового учета по каждой партии материала, с отслеживанием времени прихода и списания, что требует больших усилий при ручном учете.
Методы, при которых учетная цена отпущенного в производство материала определяется расчетным путем, являются методами
нач.
пост.
ср.
нач.
пост.
С
С
С
К
К
+
=
+
, где
нач.
С
– стоимость запасов материала на начало месяца (дебетовое сальдо по счету 10 «Материалы»),
пост
С
– стоимость поступившего в течение месяца материала (дебетовый оборот по счету 10 «Материалы»,
нач.
К
– количественный запас материала на начало месяца,
пост.
К
– количество материала, поступившего в течение месяца.
Стоимость материалов, списанных в производство, определяется путем умножения их количества
(
)
отп.
М
на их среднюю себестоимость
( )
ср.
С
:
ср.
отп.
С
М
×
Сальдо на конец периода на счетах учета МПЗ определяется умножением количества материалов в остатке на среднюю себестоимость, которая изменяется от месяца к месяцу.
Метод ФИФО основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены, т.е. материалы из последующей партии не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения.
Если первые по времени приобретения партии по стоимости оказываются дешевле, а последующие дороже, то применение метода ФИФО приводит к тому, что материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно себестоимость продукции уменьшается, а прибыль увеличивается, а сальдо на конец периода отражается по более высоким ценам.
Организация учета методом ФИФО требует ведения суммового учета по каждой партии материала, с отслеживанием времени прихода и списания, что требует больших усилий при ручном учете.
Методы, при которых учетная цена отпущенного в производство материала определяется расчетным путем, являются методами
приближенного учета. Различают метод средних цен и метод ФИФО, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый.
При оперативном методе учета все расчеты производятся в реальном времени совершения операций прихода и расхода.
При итоговом методе делается допущение, упрощающее реальную картину движения материала: считается, что весь материал, имевшийся за учетный период, поступил и отпущен в производство в одно и то же время – в конце учетного периода. Таким образом, предполагается, что в отчетном периоде сначала были все приходы, а затем все расходы.
3.6. Документальное оформление расходования материалов.
Материалы отпускаются со склада:
•
в производство для изготовления продукции;
•
на ремонтные и хозяйственные нужды;
•
в переработку на другие предприятия;
•
для реализации на сторону;
•
для безвозмездной передачи другим предприятиям.
Если материалы отпущены на нужды производства, в учете это отражается:
Дебет
20
«Основное производство»,
23
«Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит 10
«Материалы»;
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы» – если материалы использованы для управленческих или хозяйственных нужд.
Так как основным видом расхода материалов является отпуск для производства продукции, то он, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимитирование отпуска материалов на производство способствует контролю за расходованием материалов и соблюдению норм их производственного потребления, улучшает обеспечение производства материалами и содействует ритмичной работе цехов, экономии материалов.
Лимит отпуска материалов на производство устанавливается отделом снабжения или другими отделами по указанию руководителя предприятия на основе соответствующих расчетов планово-производственного отдела.
Установленные лимиты отпуска материала могут изменяться при необходимости уточнения лимита на остаток материала в незавершенном производстве (на начало месяца), замены материала или исправления ошибок, допущенных при расчете лимита. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право их утверждения.
Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные карты, а если потребность в материалах нерегулярная, то их отпускают по требованию.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) предназначена для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при
При оперативном методе учета все расчеты производятся в реальном времени совершения операций прихода и расхода.
При итоговом методе делается допущение, упрощающее реальную картину движения материала: считается, что весь материал, имевшийся за учетный период, поступил и отпущен в производство в одно и то же время – в конце учетного периода. Таким образом, предполагается, что в отчетном периоде сначала были все приходы, а затем все расходы.
3.6. Документальное оформление расходования материалов.
Материалы отпускаются со склада:
•
в производство для изготовления продукции;
•
на ремонтные и хозяйственные нужды;
•
в переработку на другие предприятия;
•
для реализации на сторону;
•
для безвозмездной передачи другим предприятиям.
Если материалы отпущены на нужды производства, в учете это отражается:
Дебет
20
«Основное производство»,
23
«Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит 10
«Материалы»;
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы» – если материалы использованы для управленческих или хозяйственных нужд.
Так как основным видом расхода материалов является отпуск для производства продукции, то он, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимитирование отпуска материалов на производство способствует контролю за расходованием материалов и соблюдению норм их производственного потребления, улучшает обеспечение производства материалами и содействует ритмичной работе цехов, экономии материалов.
Лимит отпуска материалов на производство устанавливается отделом снабжения или другими отделами по указанию руководителя предприятия на основе соответствующих расчетов планово-производственного отдела.
Установленные лимиты отпуска материала могут изменяться при необходимости уточнения лимита на остаток материала в незавершенном производстве (на начало месяца), замены материала или исправления ошибок, допущенных при расчете лимита. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право их утверждения.
Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные карты, а если потребность в материалах нерегулярная, то их отпускают по требованию.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) предназначена для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при