ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Понятие налога, сбора, пошлины. Отличие налога от сбора.

  • Налог, сбор - ч1 ст.8

  • Пошлина ч2 ст.333.16


В отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп.1п.1ст.23НКРФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия

обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он

персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п.1 ст. 17 НКРФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательновсе (п.3ст.17 НКРФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора

  1. Функции налогов.





  1. Фискальная. налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные - производные от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.

  2. Распределительная. перераспределение денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и

незащищенных слоев населения.

  1. Регулирующая. урегулирование полит и эконом вопросов государства. Государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.

  2. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Специально созданная служба непрерывно контролирует обязательные платежи в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения)

предусмотрены штрафные санкции.


  1. Принципы налогообложения. - Ч1 ст.3 НК РФ
  2. Налоговая политика: понятие, характеристика, типы налоговой политики.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное

применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой

политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.


  • 1 тип - политикамаксимальныхналогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована

«налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

  • 2 тип — политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий. Предприниматель максимально освобождается от налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

  • 3 тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются па увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

Классификация налогов.


Фед, регион, местные ч1 гл2 ст12 и ст13
Кроме того, все налоги можно разделить:

  • по критерию фактического налогоплательщика на прямые (например, налог на прибыль, УСН и др.) и косвенные (НДС, акцизы);

  • по виду налогоплательщика на уплачиваемые организациями, физическими лицами, ИП, самозанятыми;

  • по способу исчисления налога на самостоятельно исчисляемые налогоплательщиками и исчисляемые налоговыми органами примеру, налог на имущество физических лиц);

  • и др.

Как видно, существует множество способов классификации налогов по самым различным признакам. В том числе их можно группировать по срокам уплаты, по объекту обложения, по назначению налоговых платежей в бюджет определенного уровня и т.д.
  1. Общие теории налогов.


    1. Теория обмена - граждане «приобретают» у государства различные общественные блага, товары (здравоохранение, образование, поддержание порядка и т.д.). взамен, они отдают государству часть дохода в виде налогов.

    2. Атомистическая теория. Является разновидностью предыдущей теории. В этой теории налог предстает в виде результата по договору между гражданами страны и государством. По этому договору государство предоставляет гражданам


определенные блага (здравоохранение, охрана и т.д.). За это граждане вносят определенную плату в виде налога. Представители: Себастьян де Вобан; Ш. Монтескье;Т.Гоббс; Вольтер; О.Мирабо.

    1. Теория наслаждения. Говорит о том, что налог – это плата, государству за получаемые наслаждения, предоставляемые обществом. Представители: Ж. Си- монд де Сисмонди.

    2. Теория налога, как «страховой премии». Данная теория говорит о том, что налог является платежом на случай наступления какого-либо риска. Представители: А.Тьер; Дж. Мак- Куллох.

    3. Классическая теория. Налоги – это основной вид доходов государства. Они должны финансировать расходы государства, покрывая затраты на содержание правительства. Представители: А. Смит, Д. Рикардо.

    4. Кейнсианская теория. Налоги являются важнейшим рычагом управления и регулирования экономических процессов в государстве. Представители: Дж.Кейнс и его последователи А. Хансен; Р. Харрод.

    5. Теория монетаризма Говорит о том, что налоги являются одним из инструментов воздействия на денежное обращение. Представитель М. Фридмен.

    6. Теория экономики предложения. Если государство установит высокое налогообложение в стране, то это непременно приведет к снижению предпринимательской и инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, снизит величину налоговых поступлений. И наоборот. Представители: М. Бернс; Г. Стайн;А. Лэффером.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Частные теории налогов.


  1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. При построении налоговой системы важно наличие оптимального соотношения между косвенными и прямыми налогами.

  2. Теория единого налога. Суть этой теории заключается в следующем: поскольку единственным источником налогов является доход, то, гораздо целесообразнее ввести один единый налог, а не множество отдельных налогов. Представители: Генри Джордж.

  3. Теория соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения. Пропорциональное налогообложение предполагает снижение налогового бремени по мере того, как возрастает объект налогообложения; Прогрессивное же налогообложение наоборот, основано на увеличении налоговой нагрузки по мере того, как возрастают доходы и имущественное состояние налогоплательщика. Представители: А. Смита; Ж.Руссо; Ж.Сэя; К.Маркс; Ф. Энгельс.

  4. Теория переложения налогов. Эта теория говорит о том, что при перераспределении налогов важно учитывать формы налогообложения, а также эластичность спроса и предложения. Представители: Дж. Локк; Э.Селигмен; Эн. Аткинсон; Дж.Стиглиц; Р. Масгрейв.



  1. Основные элементы налогов.


  • объект налогообложения (ст38) - Материальное благо лишь в том случае имеет смысл признавать объектом налогообложения, если оно исчисляемо и на основе него может быть сформирована некоторая база
  • налоговаябаза(ст53)


  • налоговыйпериод(ст55)

  • налоговая ставка (ст 284) - это величина налога на единицу обложения. Поскольку величина налога обычно связана с масштабами экономической активности, то использование ставки необходимо

  • порядок исчисления налога это совокупность определенных действий налогоплательщика и иных лиц по определению суммы налога, который подлежит уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот самим налогоплательщиком;


Взависимостиотвиданалоговойставкиисчислениеналогапроизводится:


  • как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы для твердых налоговых ставок;

  • как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы для процентных (адвалорных) налоговых ставок;

  • в комбинированной форме для комбинированных налоговых ставок.

    • порядок и сроки уплаты налогасовокупность правил, по кот налог перечисляется в бюджет в сроки. Устанавливаются к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени (год, квартал, месяц и указание на событие/действие). Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

  1. Факультативные элементы налогов.


В отличие от существенных элементов отсутствие в законодательном акте, устанавливающем налог, факультативного элемента никак не влияет на определенность налогового обязательства.
Кфакультативнымэлементамотносятся:

  • налоговые льготы;

  • Отчетный период - срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность.

  • порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм (см. п. 3.1);

  • ответственность за налоговые правонарушения (см. и. 4.3).

  • получатель налога - субъект, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются