Файл: Национальный исследовательский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Высшая школа экономики и управления
Кафедра «Прикладная экономика»
Направление «Менеджмент»
РАБОТА ПРОВЕРЕНА
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Рецензент, Управляющий магазином
Заведующий кафедрой, средней категории ООО «ДНС Ритейл» д.э.н., доцент
________________К.А. Волокитин
____________Т.А. Худякова
________________ 2019 г.
_______________ 2019 г.
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ДНС Ритейл»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ЮУрГУ

38.03.02.2019.614.ПЗ ВКР
Руководитель работы старший преподаватель
______________Н.Ю. Варкова
___________________ 2019 г.
Автор работы студент группы ЗЭУ- 555
________________ Р.И. Шаяхметова
___________________ 2019 г.
Нормоконтролер старший преподаватель
______________М.Г. Трубеева
___________________ 2019 г.
Челябинск 2019

АННОТАЦИЯ
Шаяхметова Р.И. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
ООО «ДНС Ритейл». – Челябинск:
ЮУрГУ, ЗЭУ-555, 2019, 97 с., 10 ил., 21 табл., библиогр. список

75 наим., 3 приложения,
10 л. раздаточного материала ф. А4.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические и методические основы конкурентоспособности предприятия: понятие конкурентоспособности предприятия, факторы повышения конкурентоспособности, методика оценки конкурентоспособности предприятия.
На базе взятой за основу методики проведен анализ конкурентоспособности
ООО «ДНС Ритейл»: дана организационно-экономическая характеристика предприятия, оценена конкурентоспособность предприятия и проведен анализ конкурентоспособности предприятия. В рекомендательной части работы предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия: разработаны мероприятия по повышению уровня квалификации трудовых ресурсов и совершенствованию маркетинговой деятельности компании с целью расширения каналов продвижения продукции. Дана оценка экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................
5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ..............................
7 1.1 Общая характеристика конкуренции и конкурентоспособности
7 1.2 Факторы повышения конкурентоспособности организации ........
10 1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности организации .......................................................................................
16 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ДНС РИТЕЙЛ» ....
22 2.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта оценки конкурентоспособности предприятий розничной и оптовой торговли ...............................................................................
22 2.2 Характеристика организации ООО «ДНС Ритейл» .......................
36 2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «ДНС Ритейл» ..................
44 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ДНС РИТЕЙЛ» .....................
55 3.1 Разработка мероприятий по увеличению конкурентоспособности предприятия ............................................
55 3.2 Оценка экономической эффективности рекомендаций ...............
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................
74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .........................................................
77
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Устав ООО «ДНС Ритейл» (выдержка из Устава) ....
85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах филиала ...............
94
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рекламная компания ООО «ДНС Ритейл» .................
95


5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В рыночной экономике конкуренция является одной из главных ее черт, поскольку именно конкуренция создает особые условия для хозяйствования рыночных субъектов, обеспечивая тем самым создание и условия для реализации новых товаров и услуг. Показателем важности конкуренции для современного рынка является тот факт, что на сегодня в большинстве стран разработаны и приняты законы, позволяющие защищать и поддерживать конкуренцию. При этом основа конкурентной экономики

конкурентоспособные компании и предприятия всех форм собственности и сфер деятельности.
Известно, что одной из основных целей деятельности любого предприятия является победа в конкурентной борьбе. А для того, чтобы одерживать в конкурентной борьбе победы, конкурентоспособностью необходимо управлять, постоянно разрабатывать мероприятия, направленные на рост конкурентоспособности предприятия. Вышесказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования, делает интересной ее для изучения.
Также актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что производство и реализация товара с высоким уровнем конкурентоспособности способствует повышению эффективности деятельности предприятия.
Цель
работы

разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО «ДНС Ритейл».
Задачи работы:
­ проанализировать теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
­ провести анализ зарубежного и российского опыта оценки конкурентоспособности предприятий розничной и оптовой торговли;
­ проанализировать конкурентоспособность ООО «ДНС Ритейл»;

6
­ разработать мероприятия, повышающие конкурентоспособность организации ООО «ДНС Ритейл»;
­ оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ДНС Ритейл».
Объектом работы является организация ООО «ДНС Ритейл».
Методы исследования в работе выбирались, исходя из постановки цели и решаемых задач, с учетом всех особенностей исследуемых объектов и включают: анализ и синтез специальной литературы, статей, публикаций и других источников по теме конкурентоспособности для написания теоретической части исследования; классификация основных понятий и определений конкуренции и конкурентоспособности; индукция, дедукция, обобщение рассматриваемых вопросов при написании выводов по работе.
Структура выпускной квалификационной работы. Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первый раздел выпускной квалификационной работы содержит теоретические основы конкурентоспособности предприятия, факторы повышения конкурентоспособности, обзор методов и критерий оценки.
Второй раздел выпускной квалификационной работы включает в себя анализ отечественного и зарубежного опыта оценки конкурентоспособности предприятий, характеристику
ООО
«ДНС
Ритейл» и оценку конкурентоспособности рассматриваемого предприятия.
В третьем разделе выпускной квалификационной работы на основе полученных результатов разработан план мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия и проведена оценка предложенных мероприятий ООО «ДНС Ритейл».


7 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общая характеристика конкуренции и конкурентоспособности
На современном этапе развития экономики важнейшей тенденцией считается конкурентоспособность предприятия и процесс глобальной конкуренции на большинстве рынков товаров и услуг. Современные тенденции развития мировой экономики обращают внимания на факторы конкурентоспособности предприятия и пути их повышения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема увеличения уровня конкурентоспособности предприятия.
Термин «конкурентоспособность», отражающий эффективность деятельности предприятия, очень широко используется в научной и специальной экономической литературе. В разных источниках встречается достаточно много определений этому термину. Выделим несколько понятий, которые отражают полную сущность исследуемого феномена.
Конкурентоспособность

это системная категория, которая обусловлена экономическими, политическими, социальными факторами, при этом обеспечивается экономической стабильностью страны или ее продукции на внутреннем и внешнем рынках [1, с.69

75].
По мнению В. Е. Власенко: «Конкурентоспособность

это призвание выдержать конкуренцию, которая представляет собой борьбу между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства» [5, с.256].
Такие авторы как А. И. Алейникова и И. В. Гелета представляют термин
«конкурентоспособность предприятия» как характеристику, которая отражает возможность предприятия эффективно соперничать с другими объектами данной отрасли и проявлять свое преимущество перед ними [11, с.276].

8
Конкурентоспособность предприятия
– это набор свойств, которые отличают ее от других субъектов на рынке. Конкурентоспособное предприятие отличается более высоким качеством своих товаров, которые предпочитают потребители по отношению к товарам других производителей. Конкурентоспособность предприятия представляет собой успешную деятельность и прекрасную адаптацию к условиям рыночной конъюнктуры на рынке отрасли.
Конкурентоспособность предприятия

это молниеносная способность фирмы приспосабливаться к новым реалиям общества и функционировать даже в условиях кризисной экономики [25, с.134

136].
Немало определений термину «конкурентоспособность» даны зарубежными учеными [2, с.300]:
А. Маршалл считает, что конкурентоспособность

это борьба за экономические блага, которые обеспечиваются за счет денежных средств потребителя, в результате чего их можно приобрести;
М. Портер указывал, что конкурентоспособность предприятия (фирм)

это возможность конкурировать на мировом рынке при глобальной стратегии;
А. Смит полагает, что конкурентоспособность

это честное соперничество продавцов за более выгодные условия продажи своих товаров, с «невидимой рукой» рынка

рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил.
Как объекту исследования, конкурентоспособности в научной литературе присущи обязательные условия, объединенные в определенные факторы.
Следовательно, конкурентоспособность предприятия формируется за счет реализации определенных признаков или факторов.
Факторы конкурентоспособности подразделяются на внешние и внутренние.
При этом внешние факторы на каждом уровне конкурентоспособности разделяются на микро- (товар), мезо- (отрасль, предприятие), макро- (страна).
Факторы конкурентоспособности отрасли включают в себя:
1) позицию на мировом рынке;


9 2) позицию на внутреннем рынке (при сопоставлении с данными зарубежных конкурентов);
3) наличие сырьевой базы;
4) технический уровень отрасли в настоящий период;
5) уровень концентрации на рынках;
6) объемы теневого сектора.
К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия относятся:
­ наличие производственной базы;
­ объем затрат;
­ инновации и технологии;
­ обеспечение кадрами.
Внешние факторы конкурентоспособности включают в себя:
­ отношения с потребителями, т.е. качество и цена товара/продукции;
­ услуги, бренд, сервис;
­ отношения с конкурентами, т.е. доля рынка;
­ отношения с государством, т.е. выполнение налоговых обязательств, уровень субсидирования,.
Факторы конкурентоспособности предприятия делятся на базовые и перспективные (рисунок 1).

10
Рисунок 1

Факторы конкурентоспособности предприятия
Д. В. Кравчук и
А. И. Тиунова выделяют такие факторы конкурентоспособности предприятия как качество, новизна, полезность, цена и сбыт товара [1, с.69

75].
Какую бы отрасль не взять повышение конкурентоспособности предприятия является ключевым направлением деятельности любого предприятия, так как не существует отрасли, в которой не было бы конкурентов. От этого показателя зависит развитие предприятия.
На основании исследования проблемы путей повышения конкурентоспособности предприятия сделаем следующие выводы.
Итак, по мнению автора статьи, конкурентоспособность предприятия дает экономическую характеристику, при котором предприятие имеет эффективную способность благоприятно соперничать с другими субъектами данной отрасли и проявлять свое преимущество перед ними. Существует большое количество факторов, которые оказывают серьезное влияние на конкурентоспособность предприятия. При изучении проблемы было выявлено, что факторы конкурентоспособности делятся на внешние и внутренние, базовые и перспективные и т.д. Все факторы конкурентоспособности взаимозависимы и

11
взаимообусловлены. С помощью эффективно подобранных путей, методов и способов управления можно увеличить уровень конкурентоспособности предприятия. Постоянно улучшая качество продукции, внедряя инновации и улучшая условия работы и ряд других факторов, необходимо ориентироваться на предпочтения потребителей. При реализации вышеуказанных путей повышения конкурентоспособности, предприятие увеличит не только уровень конкурентоспособности, но и улучшит свое финансовое состояние [1, с.69

75].
1.2 Факторы повышения конкурентоспособности организации
Для того чтобы выживать в сложной конкурентной борьбе, многие предприятия начинают быстрыми темпами проводить освоение новых видов услуг, использовать новые формы бизнес-систем, и проводят борьбу не только за каждого из своих сотрудников, но и не забывают о клиентской базе. Она может достаточно сильно расширяться на основании повышения эффективности работы организации и сферы её влияния в определённом секторе экономики.
Вопросами определения методов и способов повышения конкурентоспособности занимались ранее и занимаются сегодня многие экономисты и представители бизнес-управления. В их число вносят таких, как
Панкрухин А.П., Портер М., Котлер Ф., Голубков Е.П. и многие другие [3, с.122].
Наука и практика определяет три группы подходов к понятию и сущности конкуренции. Первый подход, построен на базе отечественной школы определят сущность конкуренции как некую состязательность на рынке. Второй подход определяется на базе положений классической экономической теории. На основании данного подхода, конкуренция

это элемент рыночного механизма, который будет выступать балансиром между спросом и предложением определённого товара или услуги. В основе третьего подхода лежит современная теория морфологии рыночных отношений. При её применении конкуренция определяется как критерий, который характеризует типологию отраслевых рынков.


12
В разных дефинициях и интерпретациях, конкуренция понимается как некоторое соперничество разного количества экономических субъектов.
Конкуренция выступает катализатором для оживления рынка, заставляя субъекты рынка на качественном уровне реагировать на все запросы каждого из потребителей [2, с.300].
При определении конкуренции имеется ряд факторов, которые влияют на конкурентную борьбу.
1. Размер рынка. Идея в том, что больше размер рынка, тем сильнее будут конкуренты.
2. Темы развития рынка и рыночных отношений. При проникновении на рынок новых конкурентов происходит постепенное ускорение его развития.
3. Барьеры для входа и выхода на рынок. Данные моменты являются защитой позиций для компании. Если нет никаких барьеров, то формируется возможность проникновения на определённый рынок новичков.
4. Цена и ценовая политика компании.
5. Степень политики по стандартизации товаров. В этом случае преимущество покупателя в том, что перемещение с одного товара на другой для потребителя будет происходить достаточно просто.
6. Обязательные требования к размерам нужных капиталовложений. Важно знать то, что такие требования должны быть максимально приемлемыми, поскольку слишком жёсткие требования будут катализатором для наращивания рисков и формированию дополнительных барьеров.
7. Присутствие вертикальной интеграции. Данный фактор направлен на то, чтобы создавать требования к размеру капитала, отличий в затратах и уровню конкурентоспособности.
8. Важна экономия на масштабе. Данный фактор направлен на рост доли рынка, которая нужна для того чтобы товар стали максимально конкурентоспособным.
9. Быстрота обновления ассортимента продукции [29, с.94

97].

13
Сущность конкурентной борьбы заключается в том, что компании занимаются захватом определённой доли рынка конкретной продукции. Теоретические положения формируют три подхода к созданию понятия
«конкурентоспособность». Суть первого в том, что это определённый личный мотив к работе и ожидание положительных результатов. Особенность второго подхода в том, что конкурентоспособность

это возможность противостоять другим. Третий подход определяет конкурентоспособность как совокупность ресурсов для осуществления своей деятельности [4, с.202

205].
Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации принято делить на внутренние и внешние. Факторы внешней среды представляют собой те условия, которые создаются не внутри самой компании, и никак не зависят от работы чётко определённой компании. Это важно для того чтобы максимально эффективно и быстро определять возможные риски и угрозы со стороны внешней среды [1, с.69

75].
На практике имеется несколько методов повышения конкурентоспособности предприятия:
­ разработка технологий, направленных на улучшение подготовки сотрудников;
­ повышение уровня человеческого капитала в организации;
­ снижение совокупных расходов;
­ бенчмаркинг (эталонное тестирование).
Имеется несколько способов, повышающих уровень конкурентных преимуществ, которые закрепляют все позиции компании. Первый способ подразумевает возможность для обеспечения низкого уровня издержек в производстве и сбыте уже готовой продукции, дающих возможность компании формировать и продавать свою продукцию при аналогичных характеристиках, но при более низких затратах, чем у потенциальных конкурентов. Положительная особенность данной методики состоит в том, что уровень рентабельности может быть обеспечен даже при наличии серьёзной конкурентной борьбы. Уровень