Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление


Введение 4

1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков 7

1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7

Итак, подростковый возраст – это период, когда половые функции и физические характеристики ребенка начинают активно развиваться, приобретая все более завершенный вид. Происходит этот процесс благодаря гормональным изменениям в организме. Юностью или юношеским возрастом называют отрезок времени между периодом полового созревания и состоянием зрелости. 17

1.2 Причины психологических проблем у подростков 17

1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков 28

1.4 Выводы по первой главе 37

2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков 39

2.1 Характеристика выборки 39

2.2 Методы исследования 43

3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков 63

3.1 Результаты первого этапа исследования 63

3.2 Результаты второго этапа исследования 71

3.3 Выводы по результатам исследования 79

Литература 84

Приложение 1 88

Приложение 4 99

Приложение 5 101

Приложение 6 107



Введение



Актуальность научной проблемы. В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о правонарушениях, преступности и наркомании. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают рассуждать о проблемах в отношениях с подростками, часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Чтобы развеять эту тенденцию необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются подростки, и искать пути их преодоления.

Подростковый возраст - определенная ступень развития индивидуума, дислоцирующаяся на внутренней и внешней гранях периода детства и платформе полного формирования того или иного представителя общества соответственно, главной отличительной особенностью которой выступает широкомасштабное преобразование, завязанное на почве полового созревания.


Новизна исследования. За последние десятилетия прежние моральные устои семьи сильно изменились. В русских традициях, опирающихся на патриархальные отношения в семье, присутствовала тенденция сохранять семью любой ценой. Считалось, что родной отец лучше неродного. В наши дни развод и создание новой семьи стало довольно частым явлением.

Для мужчины, ребенок в новой семье, явно или неявно, является нежеланным. Дети такие вещи чувствуют очень тонко. Психика растущего человека формируется в прямой зависимости от того, как его воспринимают. Как губка он впитывает в себя отношение взрослых и именно на этом строит свое «Я». Или меня любят и принимают, или считают лишним и никому не нужным. В зависимости от этих двух установок и формируется характер, самооценка, уверенность в себе.

Проблема исследования. В настоящее время проблема отношений между отчимом и подростком стала очень актуальной, потому что увеличивается количество повторных браков. Формирование личности подростка напрямую зависит от характера его отношений с родителями. Поиск путей адаптации к повторному браку и появление отчима является одной из важных задач в социализации ребенка.

Важное место в проблеме ценностных ориентаций личности занимают аспекты, связанные с их возрастными особенностями. Психологи обращают особое внимание на то, что подростковый возраст является наиболее критическим и с точки зрения формирования ценностных ориентаций.

Особенности пубертатного периода, обусловливающие этот процесс, а также специфику ценностной системы подростков рассматривают в своих работах Г.С. Абрамова, И.К. Безменова, В.В. Зеньковский, Е.А. Личко, B.Мухина, Е.Ф. Рыбалко, В.Е. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.С. Чернышев, М.С. Яницкий и другие.

Цель исследования – рассмотреть психологические проблемы подростков и пути их преодоления.

Задачи:

- изучить теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков;

- применить организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков;

- провести экспериментальное исследование психологических проблем подростков.

Объект исследования – психологические проблемы подростков.



Предмет исследования – психологические проблемы в отношениях подростков и родителей в негармоничных семьях.

Гипотеза исследования: существуют значимые различия между образами отца родного (биологического) и не родного отца (отчима) в восприятии подростка.

Характеристики выборки: для получения эмпирически обоснованных данных нами проводилось исследование осенью 2015 – зимой 2016 годах. В исследовании принимали участие 100 детей подросткового возраста 11-18 лет. Из них 70 воспитывающихся в повторном браке с отчимом: 35 мальчиков и 35 девочек. И 30 подростков, воспитывающихся в первом браке с родным отцом: 15 мальчиков и 15 девочек.

Критерием отбора испытуемых является: возраст, пол, семейная ситуация.

Экспериментальную группу составляют дети подросткового возраста (11 – 18 лет), проживающие в повторном браке с отчимом - 70 человек. Контрольную группу составляют дети подросткового возраста (11-18 лет), проживающие в первом браке с биологическим отцом – 30 человек.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1. Анкетный опрос респондентов.

2. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А, Горьковская, Е.Е. Ромицына).

3. Методика личностного дифференциала.

Практическая значимость исследования определена реальными возможностями использования его результатов в педагогической практике.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.


1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков

1.1 Психологические особенности подросткового возраста



В жизни каждого человека, а точнее ребенка наступает момент, когда он начинает осознавать, что мир намного шире его представлений, начинает меняться его мировоззрение, ребенок перестает причислять себя к детям, но еще и не может причислить себя к взрослым. Такое состояние называется переходным периодом, или по научному - пубертатным возрастом, когда в организме ребенка начинаются резкие перестройки в физиологическом строении и психоэмоциональном развитии. Физиологи часто связывают многие явления в этот период с резким «гормональным взрывом», что обусловливает специфическое поведение ребенка. Однако психологи приводят свои причины, благодаря которым развиваются психологические особенности подростков [16, 7].

При этом часто говорят о том, что подростковый возраст очень агрессивный и нескоординированный, что подростков нужно направлять и указывать им, как поступать и что делать. Однако это в корне неправильно, и не учитывает психологические особенности подростков, если ребенок проявляет инициативу в постановке личностных целей и пытается их достигнуть, не надо его отговаривать, будь то музыка, танцы, спорт или что угодно.

Часто бывает, что в ущерб занятиям в школе подростки предпочитают заняться любимым дело, на что родители и учителя реагируют неадекватно, пытаясь его перестроить на учебу, считая, что это ему нужнее. Часто взрослые общаются с подростками, не учитывая психологические особенности подростков, что приводит к формированию сознания так называемого трудного подростка, с которым затем они активно ведут борьбу.

Рано или поздно все родители сталкиваются с проблемами воспитания своего чада, особенно остро это ощущается, когда дает о себе знать подростковый возраст ребенка [16, 8].

Начинается этот не простой период приблизительно в десятилетнем возрасте. Дети в этом возрасте становятся «взрывоопасными» и ранимыми, поэтому очень важно уметь правильно воспринимать проблемы ребенка и найти к нему подход.

Если бы дети не выходили из периода детского и безоговорочного подчинения авторитету родителей и взрослых, то возрастные особенности подростков не стали бы предметом отдельного изучения и понимания.


Приблизительно к 12-14 годам, дети перестают быть детьми, с точки зрения послушания и покладистого отношения к взрослым. Вчерашние дети становятся центрами возникновения конфликтов в школе, среди вчерашних друзей и в семье. Надо отметить, что возрастные особенности младших подростков, не всегда провоцируют какие либо осложнения в школе, среди друзей или дома. Но, чаще, возрастные особенности подросткового возраста доставляют много проблем своими негативными проявлениями всем, кто имеет прямое отношение к периоду взросления подростков.

В школе, возрастные особенности подростков проявляются в появлении новых интересов в собственном развитии и качественно новых требований к преподаваемым дисциплинам. Чаще всего, школа не может дать подросткам того уровня преподавания, сочетающего в себе глубину и качество изложения учебного материала, которое хотят получить подростки.

В этот период большинство подростков теряет прошлый интерес к учебе в школе. Происходит резкое расслоение учащихся по школьной успеваемости. Но, падение школьной успеваемости подростка не говорит о его низком уровне интеллектуального развития. Подросток теряет интерес только к скучному и унылому учебному процессу в школе, сохраняя стремление к познанию. В жизнь подростка начинает входить самообразование [17, 46].

Возрастные особенности подростков проявляются и в их общении между собой. Поведение подростков наполнено подражанию взрослым. Начинают возникать и развиваться романтические отношения. Между подростками возникают симпатии и антипатии.

По форме выражения своих отношений подростки следуют примеру взрослых. Они начинают назначать свидания, ходить в кино парами или маленькими компаниями, ходить на дискотеки и гулять в парках. В наше время все чаще можно видеть на улицах компании подростков, окруженных бутылками пива и слабоалкогольных напитков.

Подростки всячески стараются подчеркнуть свою взрослость, через подражание поведению взрослых. Этот процесс сопровождается конфликтами с окружающими, т.к. желание подростка быть взрослым и его готовность быть взрослым не всегда совпадают.

Каждый подросток сам выбирает критерий взрослости, который ему импонирует. Он стремится к соответствию выбранному критерию взрослости, периодически сравнивая и оценивая свой внешний вид и поведение выбранному критерию.