Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
Для кого-то критерием взрослости выступает физическая сила. Соответственно, подросток оценивает свою взрослость по уровню развития собственной физической силы.
Если подросток выбрал в качестве критерия взрослости наличие какого-либо умения, то и себя он будет оценивать по степени достижения этого умения.
Некоторые подростки выбирают в качестве показателей уровня взросления только внешние признаки поведения взрослых, к сожалению, не самых хороших. В результате, они начинаю активно пользоваться матом, жаргоном, пить и курить.
Изначально, возникновение чувства взрослости и его усиление в одинаковой степени провоцируется, как атмосферой давления и диктатуры, так и полной свободой и лояльностью к личности подростка.
Если подросток взрослеет с поощрением и поддержкой со стороны родителей, то процесс проходит без эксцессов и гармонично развивает личность подростка [17, 47].
Если подросток развивается без присмотра родителей или с сопротивлением с их стороны, процесс происходит в атмосфере жесткой конфронтации. Чем больше разница между внутренним ощущением взрослости у подростка и ее признанием со стороны взрослых и сверстников, тем яростней протесты подростка. Протесты могут проявляться в различной форме: от грубого поведения и драк, до серьезных противоправных действий подростка.
Все это несколько усугубляется с наступлением среднего подросткового возраста, а это 12-13 лет. Хотя, однозначно сказать, когда именно наступает этот период нельзя, ведь он зависит не от календарного возраста, а от индивидуальных особенностей организма и напрямую связан с моментом наступления полового созревания подростка.
В организме ребенка происходят невероятные изменения, выражающиеся в физиологической перестройке организма. Именно в этот период наблюдаются психические и психофизиологические отклонения человека. Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего понижается самооценка [18, 35].
Не менее требовательными дети становятся и к своим родным, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение и даже гнев, вследствие этого нарастает напряжение в отношениях и частые конфликты.
У подростка возникает внутреннее противоречие, которое связано с несоответствием действительности и его внутреннего мира. Получается, что физически он созрел и возмужал, а его статус в семье и школе не изменился, поэтому подростки
начинают свою борьбу и хотят быть услышанными, чтобы их мнение и голос стал более весомым. Однако пытаются они этого добиться по-своему, как им кажется, единственно верным способом.
Подростковый возраст у мальчиков проявляется в более агрессивном поведении ребенка. Многие ребята начинают курить, ведь это взрослая привычка, по их мнению, делает их еще более самостоятельными и взрослыми. В это же время с половым созреванием приходит желание попробовать секс, особенно, если в сердце подростка поселилась первая любовь, которая очень часто является еще одним непростым испытанием, если она несчастливая.
Подростки объединяются и создают компании по интересам, со временем эти группы могут распадаться, а возможно станут прочной основой для дальнейшей дружбы, заранее сказать очень сложно. Увлечение ребенка и выбор компании может быть еще одной причиной ссор и непонимания между ним и родителями.
В период, когда подростковый возраст ребенка проходит свой пик, у тинейджера появляются свои увлечения, в которых он находит настоящую отдушину [18, 36].
Условно такие увлечения можно поделить на три вида:
- интеллектуально-эстетические увлечения (радиотиехника, музыка, история, рисование и т.п);
- накопительные увлечения (коллекционирование дисков, марок, автографов звезд и т.д.)
- эксцентрические (когда подросток стремится привлечь к себе внимание и отдает предпочтение экстравагантной одежде, к этому относится и модные веяния готов, эмо и т.д.).
В этот период возможно наладить отношения с подростком и добиться взаимопонимания. Уважительное отношение к интересам и увлечениям ребенка в таком возрасте позволит дать почувствовать ему свою значимость и авторитетность в семье.
Подростковый возраст – это не простое испытание не только для самого ребенка, но и для его родителей, ведь именно от понимания и уважительного отношения к повзрослевшему чаду зависит, как именно он будет относиться к себе.
Подростки обладают уникальной особенностью - им не свойственно доверять словам. Они предпочитают всё проверять своими силами, что порой может стать причиной печальных последствий. Когда ребенок переживает кризис подросткового возраста, он общается преимущественно со своими сверстниками, и родители не имеют возможности контролировать его действия. В подавляющем большинстве случаев подростки не слушают старшее поколение, а чаще всего делают все наперекор. Порой
взрослые даже не догадываются о том, чем занят их ребенок.
Статистика довольно печальна: многие дети в возрасте от 12 до 15 лет умирают на стройках, оказываются под колесами машин либо тонут. Им свойственно кататься на крышах электричек, цепляться за автобусы, прыгать с высоты, совершать необдуманные вещи на спор. Необдуманные поступки и решения могут отразиться на дальнейшей судьбе ребенка, именно поэтому родителям очень важно не упустить момент переходного возраста [40, 66].
Кроме этого, подростковый кризис очень часто сопровождается первой любовью, которая, как правило, отличается эмоциональностью и чувствительностью. Столь сильные и яркие чувства порой приводят к случаям самоубийств (когда любовь оказывается невзаимной или когда отношения по каким-то причинам прекращаются). Со стороны взрослых любовь в раннем возрасте - просто временное явление, однако глазами ребенка все выглядит не просто серьезно, а жизненно важно. Подростку кажется, что другой любви у него уже не будет, поэтому если отношения не складываются (а особенно, если они осложняются предательством партнера), то дальнейшая жизнь утрачивает всякий смысл.
Кроме того, в подростковом возрасте происходит формирование личности и социальной позиции, которые остаются на всю оставшуюся жизнь. Именно от переходного периода, в том числе и от родительского отношения ко всем переменам, будет зависеть как сложится дальнейшая судьба человека: будет ребенок лидером либо останется заурядной личностью.
Если сравнивать кризис подросткового возраста со всеми прочими кризисами, то он имеет свойство развиваться медленно и по нарастающей. Ребенок постепенно становится непослушным и дерзким. Именно поэтому родителям довольно тяжело заменить ту грань, за которой сын или дочь из послушного превращается в неуправляемого. Первый признак – это демонстрация своей независимости. Данное явление может проявляться совершенно по-разному. Ребенок может не посещать школьные занятия, не ночевать дома, закрываться у себя в комнате и даже иногда становится участником тайных организаций и сект. Все советы взрослых и их рекомендации не имеют для ни малейшего значения. Кризис подростков сопровождается чрезмерной чувствительностью. Ребенок сильно переживает по поводу изменений в своем организме (ломающийся голос у мальчиков, признаки полового созревания и проблемная кожа и волосы) [19, 45].
Именно поэтому метод пряника и кнута просто неприемлем. Дерзость и хамство – это попытка контакта со взрослыми и своеобразная маскировка неуверенности и растерянности, и это не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Всё намного хуже, если ребенок и вовсе не желает разговаривать. Даже негативное отношение - это уже какое-то взаимодействие и попытка сообщить о своих проблемах. Не стоит бояться и переживать, кризис подросткового возраста - природное явление, которое играет важную роль в становлении личности. Все родители должны быть готовы пережить этот период жизни ребенка, причем с наименьшими потерями. Главное оружие - терпение, понимание и никаких силовых методов, вопреки обидам и боли, которую может причинить необдуманное поведение ребенка.
Если взглянуть со стороны психологии, то подросток намного больше напуган своим состоянием, нежели родители. Ведь он совершенно не понимает, что с ним происходит. На родителей возлагается важная функции: они, как обладатели большого опыта, должны подготовиться и приложить максимальные усилия для того, чтоб кризис подросткового возраста стал началом для успешной и счастливой жизни в дальнейшем. Готовиться стоит с самого рождения. С первых дней жизни стоит строить отношения основанные на любви, доверии и взаимопонимании. Нужно быть не только опекуном, но и другом, который всегда поможет и подскажет. С первых дней садика и заканчивая последним днем школы стоит разговаривать с ребенком.
Подростковая психология часто называется самой противоречивой, бунтующей, непостоянной. И не без повода, поскольку в этот период человек уже выходит из детства, но еще и не становится взрослым. Он заглядывает в свой внутренний мир, узнает много нового о себе, развивает критическое мышление, не хочет слушать никого, его сущность бунтует [20, 8].
Психология подросткового и юношеского возраста - трудно объяснимое явление. В этот период в ребенка начинают активно вырабатываться гормоны, в основном щитовидной железы и гипофиза. Кровь подростка перенасыщена ими, из-за этого дети значительно прибавляют в росте и у них появляются первые признаки взрослого человека.
У мальчиков этот процесс начинается в 13-15 лет. Они значительно прибавляют в росте, волосяной покров на лице и теле увеличивается. А также подростковая психология открывает у них первые признаки половой зрелости. У них начинается эрекция, в связи с чем возникает сильный интерес к противоположному полу и некая сексуальность. У девочек этот период начинается на два года раньше. Его проявления: прибавление в росте, неравномерное формирование тела,
увеличение волосяного покрова, а также женские признаки полового созревания (начинаются месячные и растет грудь).
Примечательно, что рост у подростков происходит неравномерно. Сначала вырастает голова, затем конечности: ступни и кисти рук, потом руки, ноги, и последним поддается туловище. Из-за этого фигура подростка выглядит нескладной.
Характеризуя подростковый возраст, психология выделяет у «неполных взрослых» два типа кризиса. Это кризис самостоятельности и несамостоятельности [34, 67].
Кризис самостоятельности характеризуется:
- упрямством;
- грубостью;
- выражением собственного мнения;
- бунтарством;
- желанием самому решать проблемы.
Кризис несамостоятельности - это:
- впадение в детство;
- смиренность;
- нежелание решать что-нибудь самостоятельно;
- тяга к родителям;
- отсутствие проявления воли.
Кризис несамостоятельности приносит намного худшие последствия, нежели кажется на первый взгляд, поскольку главным новообразованием, которое приобретает подросток в этот период, становится самостоятельность. Только подростковая психология принимает общение как ведущую деятельность. Именно поэтому дети пытаются больше времени проводить со сверстниками. У них часто меняются авторитеты и появляется много новых друзей.
Психика этого уже не ребенка, но и еще не взрослого довольно неустойчивая. Именно в этот период он пытается познать себя, углубляется в свой внутренний мир, в то время как до этого познавал только внешний. Он становится достаточно противоречивым, требует от других точных ответов, от мира - ясности. И если подросток этого не получает, то он бунтует, он может сейчас смеяться, а через минуту уже плакать. Из-за непонимания мира у него часто меняется настроение. Все, что с ним происходит, ребенок трактует с негативной стороны, из-за чего часто впадает в глубочайшую депрессию. Подростковая психология ведет статистику, согласно которой, человек зачастую не видит выхода из ситуаций, чувствует себя ненужным миру, поэтому большая часть самоубийств происходит именно в этом возрасте.
Итак, подростковый возраст – это период, когда половые функции и физические характеристики ребенка начинают активно развиваться, приобретая все более завершенный вид. Происходит этот процесс благодаря гормональным изменениям в организме. Юностью или юношеским возрастом называют отрезок времени между периодом полового созревания и состоянием зрелости.