Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
Любое общество состоит из системы взаимосвязанных социальных институтов. Семья является одним из важнейших среди них, поскольку «де-факто» - это единственная социальная система, увеличивающаяся не только ввиду приема новых членов, как другие социальные группы, а благодаря рождению детей [13, 8].
Итак, развитие семьи дает людям надежду постоянного развития, воспроизводства себя и своих ценностей. Среди основных функций семьи, кроме репродуктивной (воспроизводство в детях численности родителей), на мой взгляд, следует выделить воспитательную (функцию социализации), хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и домашнего бюджета), рекреационную (восстановление потраченных сил) и экзистенциальную (содержание детей). Исследование семьи как уникального социокультурного феномена - одна из наиболее актуальных проблем современного общества от успешности, или неуспешности решения которой зависит не только наше будущее, но и наша жизнь.
1.2 Причины психологических проблем у подростков
Подросток - это формирующаяся личность, в связи с этим, чаще всего имеет сложный характер. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Именно в переходном возрасте ребенок осознает, что он индивидуальность и всяческими способами старается это доказать всем, а родителям в первую очередь. В это психологически сложное для него время, он сильно нуждается в поддержке и понимании старших. Если он не получает этого, то становится замкнутым, неуверенным в себе, может попасть под влияние плохой компании. А родители, запрещая ему то или другое, становятся его главными врагами.
В подростковом возрасте ребенку кажется, что его проблемы настолько глобальны, что самому ему никак их не решить. Нельзя указывать ребенку, что ему нужно делать, пусть все решения он принимает сам. Подросток – это не младенец, он в состоянии сам выйти из своих первых трудностей.
Именно у подростков появляются секреты и тайны, которые они бережно хранят и не допускают, чтобы родители что-то узнали. Подростки иногда выбирают себе друзей, которые крайне не нравятся их родителям. Если ребенок начал общаться с плохой компанией, запреты могут только усугубить ситуацию: он может делать все назло вам, чтобы показать, что он уже взрослый, и имеет право сам выбирать себе друзей [19, 24].
Наверное, самая большая проблема для подростка – это его внешность. Подростки (особенно это касается девочек) всегда недовольны возрастными изменениями, которые часто отражаются на их лице: жирная кожа, прыщики. Необходимо объяснить ребенку, что через это проходят все, что со временем все наладится, не стоит замечать какие-то насмешки сверстников, лучше относиться ко всему с юмором. Ведь все прекрасные лебеди вырастают из гадких утят.
Подростковый возраст – это довольно сложный период в жизни людей, когда наступают кардинальные перемены, как в духовном, так и физическом состоянии человека.
Будучи ребенком, у него были любимые игрушки, жизнь была весела и беззаботна, можно было просто бегать с друзьями по улице, играть и ни о чем не задумываться. Но прошли годы, и вдруг что-то меняется, подросток чувствует себя не таким как все, потерянным, у него появляются другие интересы, он приобретает новых друзей, влюбляется, и мир для него становится совершенно другим.
Подросток – уже не маленький, но еще не взрослый человек, не сформировавшаяся личность. В такой период подростку необходима моральная поддержка со стороны взрослых: родителей, родственников, учителей, руководителей по кружкам и просто знакомых людей. Подросток должен чувствовать, что к его мнению и к его мыслям относятся с уважением, только тогда у него будет достаточно высокая самооценка, с помощью которой он сможет достигать поставленных перед собой целей.
Хотелось бы подробнее рассмотреть, что и как влияет на здоровье подростка, как психологическое, так и физическое. Проблема психического здоровья подростков является одной из самых важных и серьезных проблем общества.
Нарушения в психическом здоровье подростка могут привести к серьезным последствиям: замкнутости, отстраненности от общества, неадекватности поведения, депрессиям, жестокости по отношению к сверстникам и родителям, к жестокому обращению с животными, самоубийству и ко многим другим проблемам [29, 75].
Поэтому очень важно родителям уделять своим детям-подросткам больше внимания, общаться с ними, интересоваться их увлечениями, мечтами и желаниями. Большое влияние на психику подростка, несомненно, влияет окружающая среда: взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, товарищами по кружку, учителями и родственниками. В подростковом возрасте у детей часто бывает плохое настроение, они легкоранимы. Именно поэтому необходимо подбадривать подростка, уважать его стремления и стать для него другом.
Еще одним фактором, влияющим на здоровье подростка, является просмотр кинофильмов, передач, увлечение видеоиграми, музыкой. К серьезным нарушениям нервной системы подростка могут принести сцены насилия, жестокости, сцены интимного характера. Также необходимо проследить, какой музыкой увлекается подросток, нет ли там непристойных выражений и оскорбительных слов. Важно проследить, каким видеоиграм подросток отдает свое предпочтение, и не приведут ли они к его психическому расстройству.
У подростка появляется зависимость, которая может привести к серьезному нарушению здоровья, а еще хуже, к смерти. Поэтому необходимо проводить с подростками специальные беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков, приводить им примеры из жизни, а также следить за их окружением, в какой компании они проводят свободное время.
В большинстве случаев вредные привычки приобретают те подростки, которые ничем не заняты в свободное время. Важно проследить за тем, чтобы у них были какие-то интересы, полезным для подростков будет посещение кружков. В общем, подростку необходимо найти какое-то занятие, которое заинтересует его, увлечет и раскроет все его таланты.
Подростки пытаются быть самостоятельными и не терпят, когда слишком интересуются их личной жизнью. Поэтому необходимо постараться стать для «большого ребенка» просто хорошим другом, не давите на него и ни в коем случае не пытайтесь навязать ему свое мнение. Лучший способ - это непринужденное общение. Общаясь с подростком в спокойной обстановке, не повышая голоса, он почувствует доверие и не станет бояться делиться самым сокровенным. А родитель в свою очередь сможет направить подростка в нужное направление, дать совет, рассказать историю из жизни или просто пообщаться по душам [35, 95].
Наиболее существенным аспектом в преобразовании морального поведения субъекта является зарождение чувства вседозволенности и непоколебимости, раз за разом произнося в своей собственной голове слова «взрослый, я многое могу», очень редко кто-либо на самом деле трезво оценивает сложившуюся обстановку, не сбиваясь с той, задолго до того обрисованной жизнью, тропинки мироздания, вот почему в данной ситуации так важно уделять человеку, подверженному разрушительному влиянию переходного возраста, максимальное количество внимания и заботы, только этим путем можно добиться не только полного взаимопонимания, но и максимально правильно воздействовать на нашего персонажа.
Проблемы этого периода в жизни человека достаточно подробно обсуждаются самими подростками, но, преимущественно, со своей точки зрения. Причем, каждому подростку кажется, что его проблема – самая насущная и не находит понимания ни у кого.
Однако, как оказывается позже (к большому удивлению самих тинэйджеров) большая часть проблем сводится к нескольким, достаточно хорошо классифицированным.
Проблемы подростков нельзя рассматриваться в вакууме, они являются следствием типов характера подростков, социальной среды и других факторов. Есть дети, которые полностью погружаются в мир компьютера и интернета, о таких случаях подробней прочтите в материале про опасность интернета для детей. А кто-то в пубертатный период замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то проявляет акции неповиновения и открыто грубит или убегает из дома и пытается быстрее повзрослеть с помощью алкоголя и секса [16, 7].
Приведем основные психологические проблемы:
-проявление гиперсексуальности;
-мастурбация и связанное с ней чувство вины;
-комплекс неполноценности из-за своей девственности;
-эротомания;
-ранние сексуальные контакты;
-слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида;
-невыполнение элементарных обязанностей, правил гигиены;
-пресечение попыток родителей установить контакт;
-отсутствие друзей;
-отказ от прежних интересов и увлечений;
-погружение в мир фантазий, виртуальный мир.
-попытки самоутвердиться, доказать свою значимость и взрослость:
-девиантное поведение – уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя, никотина, наркотиков, ранние половые связи;
-конфликты с родителями, учителями. попытки навязать свое мнение и желания;
-непринятие вмешательства в личную жизнь, нежелание слушать наставления.
-попытки не выделяться из социальной подростковой группы. быть как все:
-участие в криминальных действиях;
-групповое приобщение к вредным привычкам;
-совместные прогулы школы;
-развратное поведение, оргии.
Часть подросткового максимализма связана с особенностями психики переходного периода, другая – с действием гормонов и метаморфопсиями (искаженным восприятием тела), что делает подростков особенно уязвимыми для любой критики. Со временем, когда состояние организма стабилизируется, многие «проблемы» просто забываются.
Не стоит забывать, что стресс, вызванный гормонами у подростков, может спровоцировать некоторые заболевания и увеличивает травматизм.
Не вызывает сомнения тот факт, что современное подростковое общество испытывает значительное влияние от информационных технологий, порой достаточно пагубное [22, 96].
Для миллионов подростков и даже детей более младшего возраста приоритетным становится мнение, мировоззрение не их родителей, а музыкальных кумиров, звезд кино. Что же плохого в том, что ребенок увлечен персонажем с экрана компьютера или телевизора, ведь это нормальное явление для подростка. Ничего трагичного, конечно, в этом нет, ведь каждый взрослый когда-то был в подростковом возрасте и так же увлекался музыкой или кинематографом.
Вопрос заключается не в том, чтобы запретить ребенку смотреть телевизор или лазить во всемирной паутине, а в том, чтобы подросток не терял интереса к точки зрения родителя, чтобы он прислушивался к мнению мамы или папы, чтобы у него не пропало желание разговаривать с ними, делясь своими переживаниями или радостями.