Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
Образ идеального биологического отца имеет некоторое сходство с реальным, но характеристики выражаются ярче. Различия статистически значимы. Он тоже наделен социально желательными характеристиками, высоким уровнем привлекательности, симпатии, которым обладает отчим в восприятии подростков. Оценивается как авторитарная и активная фигура. В идеальный образ подростки вкладывают желаемые для них черты отца.
Разница в восприятии образа идеального биологического отца статистически значима. Подростки, воспитывающиеся биологическим отцом, более красочно, ярко описывают идеальный образ биологического отца. Так как чаще видят реальный образ и им есть с чем его сравнить. У девочек выраженнее положительные качества, которые скуднее у подростков с отчимом в образе идеального биологического отца: честный, дружелюбный, отзывчивый, справедливый, уверенный, самостоятельный, общительный, но спокойный.
При этом разница во мнениях видна в том, что девочки с отцом считают, что идеальный образ биологического отца должен быть зависимый и деятельный. А подростки с отчимом считают, что он должен быть независимый и пассивный. Это можно объяснить тем, что когда подросток живет с ребенком в семье он зависит от семьи. А когда отдельно - у него появляется некоторая степень независимости. Подростки с отчимом видят идеального биологического отца обаятельным, добрым, уступчивым, решительным, расслабленным, разговорчивым, открытым и эти качества более выражены, чем у подростков с отцом.
Мальчики с отчимом, в отличие от мальчиков с отцом, выделили такие качества идеального биологического отца: обаятельный, отзывчивый, сильный, самостоятельный, энергичный, общительный, невозмутимый, при этом спокойный, замкнутый, безответственный, уступчивый. А мальчики с отцом указали на качества: решительный, уверенный и справедливый.
Подростки, воспитывающиеся в повторном браке с отчимом, представляют образ идеального биологического отца по-разному, в зависимости от пола. Различия статистически значимы. Девочки видят его честным, дружелюбным, уверенным, независимым, расслабленным. Акцентируют внимание на силе идеального отца. Мальчики ярче выделяют выраженность отзывчивости, в отличие от девочек, видят идеального отца безответственным, замкнутым, но деятельным. Возможно, из-за ухода отца из семьи и редких встреч с ним. Девочки: добросовестным, открытым, но пассивным.
Присутствуют и гендерные различия в понимании образа отчима у подростков с отцом. Различия статистически значимы. Девочки отметили присутствие таких качеств, которые не отметили мальчики: черствость, обаяние, расслабленность, добросовестность, дружелюбие, зависимость, сила, уступчивость, самостоятельность, энергичность, замкнутость, невозмутимость. Мальчики ярче выразили качества: разговорчивость, деятельность и справедливость, доброта. Мальчики считают этот образ решительным и суетливым, а девочки нерешительным и спокойным.
Образ идеального биологического отца: девочки с отчимом воспринимают его: обаятельным, сильным, разговорчивым, добросовестным, уступчивым, открытым, добрым, решительным, энергичным, справедливым, спокойным, дружелюбным, уверенным, общительным, честным, самостоятельным [3, 13].
Мальчики с отчимом его воспринимают: обаятельным, сильным, разговорчивым, безответственным, уступчивым, замкнутым, добрым, деятельным, отзывчивым, решительным, энергичным, справедливым, спокойным, общительным, честным, самостоятельным. Девочки с отцом воспринимают его: сильным, добросовестным, открытым, добрым, отзывчивым, энергичным, спокойным, дружелюбным, уверенным, общительным, честным, самостоятельным, невозмутимым. Мальчики с отцом его воспринимают: разговорчивым, добрым, деятельным, решительным, справедливым, уверенным, честным (см. Приложение 3).
У подростков, которые воспитываются с отчимом, в образах отчима и отца есть различия и сходства. При этом различия статистически значимы. Похожи тем, что они содержат социально-желательные характеристики, привлекательны, вызывают симпатию, активны, авторитарны, сильны и имеют сильные волевые стороны.
У мальчиков они совпадают такими чертами личности: обаяние, разговорчивость, решительность, уверенность. Девочки про отчима, в отличие от отца, дали усредненные баллы. Различия в восприятии отца и отчима у мальчиков в том, что биологический отец, к вышеперечисленному, имеет следующие характеристики: общительность, честность, самостоятельность, открытость, доброта, справедливость. А у девочек отец должен иметь такие качества: обаяние, разговорчивость, уступчивость, открытость, доброта, деятельность, отзывчивость, энергичность, справедливость, дружелюбие, общительность, честность, самостоятельность.
Подростки воспринимают отчима и отца по-разному, в зависимости от того какова причина прекращения брака родителей. Если причиной была смерть отца, то подростки приписывают отчиму следующие характеристики: обаятельный, сильный, добрый. При этом, этот образ похож на идеальный. Подростки хотели бы, чтобы отчим также был: дружелюбным, общительным, самостоятельным, невозмутимым. Об отце, если он умер, предпочитают не говорить, так как грустно вспоминать, либо не помнят его. Если причиной явился развод, то отца описывают положительно, с симпатией, а образ отчима для них обаятельный, уверенный, решительный.
Вывод: подростки воспринимают отчима и отца по-разному, в зависимости от того сколько времени подросток живет вместе с отчимом. Если подросток живет с отчимом до 5 лет, то девочки приписывают отчиму характеристики: непривлекательный, разговорчивый, упрямый, черствый, несправедливый, нелюдимый, неискренний, раздражительный, невозмутимый, добросовестный, нерешительный, энергичный, самостоятельный. При этом, этот образ похож на идеальный следующими характеристиками: разговорчивый, самостоятельный, энергичный, невозмутимый.
Но девочки хотели бы, чтобы отчим также был: обаятельным, сильным, открытым, добрым, уступчивым, независимым, деятельным, отзывчивым, решительным, справедливым, спокойным, дружелюбным, уверенным, общительным, честным. Мальчики-подростки считают отчима: обаятельным, сильным, разговорчивым, добросовестным, уступчивым, замкнутым, добрым, зависимым, деятельным, отзывчивым, решительным, энергичным, справедливым, спокойным, дружелюбным, уверенным, общительным, честным, самостоятельным, невозмутимым. Образ реального отчима от идеального отличается лишь своей зависимостью.
То есть, образ отчима у девочек имеет негативный окрас, а они хотели бы, чтобы он был положительным и вызывающим симпатию. У мальчиков образ отчима носит положительные, социально-желательные характеристики. Если подросток живет с отчимом от 5 лет и больше, то отчим носит немного другие характеристики. У девочек он носит одобряемые характеристики: обаятельный, сильный, решительный, дружелюбный, уверенный, добросовестный, упрямый, независимый, деятельный, решительный, справедливый, уверенный, честный, самостоятельный.
Но в нем есть и негативные: зависимый, раздраженный, враждебный, черствый. Девочки мечтают о разговорчивом, открытом, уступчивом, отзывчивом, энергичном, спокойном и невозмутимом отчиме. Мальчики идеализируют образ отчима. Для них он: обаятельный, сильный, добрый, деятельный, отзывчивый, решительный, энергичный, справедливый, расслабленный, спокойный, дружелюбный, уверенный, спокойный, общительный, честный, самостоятельный, невозмутимый. То есть, образ отчима носит социально-желательные, положительные характеристики и у девочек, и у мальчиков. Подведем итог вышесказанному: чем в более раннем детстве произошло заключение повторного брака, чем дольше подросток живет с отчимом, тем легче ему принять отчима.
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
На сегодняшний день система образования для подростков с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т. е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции [7, 38].
В настоящее время отношение к подросткам заметно изменилось: мало, кто возражает, что образование должно быть доступно для всех подростков без исключения, основной вопрос в том как сделать так, чтобы подросток получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие Подростка не снизило общий уровень образования других подростков. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.
В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.
Технология коррекционного сопровождения подростка представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей подростка и его проявлений при получении профессии в колледже.
Она включает следующие этапы:
I. Диагностико-прогностический - изучение индивидуальных возможностей и особенностей подростка, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Данный этап предполагает сбор информации о подростке при обучении в колледже. Собирается следующая информация:
- о патологии, существующей у подростка; перспективы развития патологии
, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;
- об индивидуальном потенциале подростка, на который можно опираться при организации коррекционного сопровождения;
- об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии;
- об особенностях развития и воспитания подростка;
- об уровне адаптивных возможностей подростка к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников;
- о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении подростка.
II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении подростка в ситуации развития, процессе овладения профессией.
III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим подростком.
Основные направления реализации:
- Предупреждение ситуаций, которые подросток не может самостоятельно преодолеть.
- Работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления подростков при овладении профессией.
- Побуждение подростка к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе, с опорой на окружающую среду.
V. Реализация коррекционного сопровождения подростков с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание коррекционного сопровождения определено этапами обучения.
Социально-педагогическое сопровождение может быть выстроено в отношении отдельного учащегося или группы лиц, а может лежать в основе системы деятельности всего образовательного учреждения.
Организация коррекционного сопровождения в среднем профессиональном образовательном учреждении может включать реализацию как одного, так и нескольких видов сопровождения подростков с особыми адаптивными возможностями [7, 173].
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию подростков, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для подростков, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех подростков, что обеспечивает доступ к образованию для подростков с особыми потребностями.