Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
1.4 Выводы по первой главе
Итак, в своем исследовании мы поставили цель изучить имеющиеся особенности в отношениях подросток - родитель глазами ребенка. Кроме этого, мы решили проследить особенности отношений в цепочке отец - подросток (с позиции ребенка) в полной и неполной семье, поскольку воспитание ребенка в неполной семье (одним из родителей, матерью или отцом) представляет собой на сегодняшний момент совершенно особый и довольно распространенный процесс.
Психологические проблемы подростков возникают потому, что он считает себя взрослым, а на деле все еще остается ребенком. Подросток стремится присоединиться к той или иной социальной группе и стать ее полноправным членом. Но, группы подростков самые закрытые и новеньких они принимают не часто. В результате подросток испытывает трудности в общение со сверстниками и обществом. Когда общество отталкивает подростка, он стремится к уединению, чтобы справиться с возникшим чувством неполноценности.
Подростки в этот период сильно зависимы от мнения своего окружения, и отторжение общества понижает их самооценку. Подростки при этом могут быть очень жестокими, их не заботят чувства других людей, даже если эти люди их друзья.
Плохое отношение сверстников заставляет подростка чувствовать себя неудачником, что с каждым днем подтверждается общением с группой. Человек начинает искать защиты и убежища, он прячется в раковину и старается уберечься от стрессов и эмоциональных потрясений. Он неосознанно избегает общения, чтобы его ничего не ранило. Чтобы эффективно решать проблемы надо всегда понимать их корни. Ребенка надо правильно воспитывать с раннего детства и приучать к порядку и безопасному поведению. Конечно, взрослые сами были подростками и, казалось бы, должны знать, что те чувствуют, но на самом деле часто память подводит родителей.
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
2.1 Характеристика выборки
Характеристики выборки: для получения эмпирически обоснованных данных нами проводилось исследование осенью 2015 - весной зимой 2016 гг.
В исследовании принимали участие 100 подростков, 11-18 лет. Из них 70 воспитывающихся в повторном браке с отчимом: 35 мальчиков и 35 девочек. И 30 подростков, воспитывающихся в первом браке с родным отцом: 15 мальчиков и 15 девочек.
Критерием отбора испытуемых является: возраст, пол, семейная ситуация.
Экспериментальную группу составляют подростки подростков (11 – 18 лет), проживающие в повторном браке с отчимом - 70 человек. Контрольную группу составляют подростки подростков (11-18 лет), проживающие в первом браке с биологическим отцом – 30 человек.
Отбор в экспериментальную и контрольную группы проводился с помощью предварительной беседы и анкетирования с претендентами, с целью выяснения их семейной ситуации и так же их отношения к родному отцу и отчиму.
Цель – рассмотреть психологические проблемы подростков, воспитывающихся в первом браке с родным отцом и подростков, воспитывающихся в повторном браке с отчимом и выделить пути их преодоления.
Методики:
1. Анкетный опрос респондентов.
В исследовании был применен метод анкетного опроса. Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно - качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Сбор данных осуществляется индивидуально. В анкете 27 вопросов. В первой части анкеты вопросы (№ 1, 2, 3) вводные, помогают понять семейную ситуацию ребенка. Вопросы № 4, 5, 6, 7, 8 служат для определения характеристик общения между подростком и отцом, изучают представление подростком своих отношений с отцом, выявления образа родного отца, общего отношение к нему (вторая часть анкеты). Вопросы № 9, 10, 11,12, 13 для определения принадлежности к нашей выборке и определения семейного положения родителей (третья часть). В четвертой части анкеты, (вопросы № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21) определяют характеристики общения между подростком и отчимом, выявляют образ отчима, изучают представление подростком своих отношений с отчимом, общее отношение к нему. Вопросы № 22, 23, 24 служат для определения образа идеального отца и идеального отчима, их отношений и психологических проблем с ребенком (пятая часть анкеты). Вопросы № 25, 26, 27 дают представление о конкретном респонденте. Также, данные анкеты позволяют определить гендерные различия в восприятии образов отчима, биологического отца и идеальных образов
[38, 11].
Время заполнения не ограничивается, что позволит испытуемым в процессе заполнения давать развернутые ответы на открытые вопросы. Подсказок со стороны проводящих опрос не допускается. Всего в ходе исследования было опрошено 102 человека, 100 вошли в нашу выборку, 2 человека не соответствовали критериям отбора в нашу выборку. Анкета анализировалась с помощью количественных и качественных методов обработки данных.
2. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А, Горьковская, Е.Е. Ромицына).
Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR, сокращенно «подростки о родителях») изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их подростки в подростков ом и юношеском возрасте.
Основой для этого теста служит опросник, который создал Е.Шафер в 1965 г. Базируется эта методика на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают подростки) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие - эмоциональное отвержение», «психологический контроль - психологическая автономия», «скрытый контроль - открытый контроль». В 1983 году этот опросник был адаптирован в России сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И , Горьковой И А., Ромициной Е.Е.
Область применения опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (сокращенно ПоР) достаточно широка. Мы использовали его с целью определить отношение ребенка к отчиму и биологическому.
В результатах использования методики проявляется как объективный фактор, т.е. действительные отношения и воспитательная практика родителей, так и субъективный - тот образ, который создал подросток об этих отношениях и воспитательной практике под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов.
Эта методика позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя. В методике заложены представления подростка об обоих родителях. Также, данные методики позволяют определить гендерные различия в восприятии образов отчима, биологического отца
[3, 13].
Обработка результатов: после того как подросток заполнил бланки, все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов. Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3. Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений и психологических проблем на специальном бланке.
3. Методика личностного дифференциала.
Методика личностного дифференциала разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений и психологических проблем, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Интерпретация факторов: для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Использование метода ЛД: может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений и психологических проблем испытуемого к себе или к другим людям. Мы использовали его с целью сопоставления разных точек зрения на отчима и биологического отца. Также, данные методики позволяют определить гендерные различия в восприятии образов отчима, биологического отца и идеальных образов.
Обработка результатов теста производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения оценки, силы, активности. Полученные на основании процедур личностного дифференциала количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) - ломаной линии, соединяющей отмеченные испытуемыми точки на шкалах. Комплекс семантического профиля характеризует оцениваемое понятие.
4. Анализ данных проводился в статистической системе STADIA 7.0/учебная для Windows.