Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Любое общество состоит из системы взаимосвязанных социальных институтов. Семья является одним из важнейших среди них, поскольку «де-факто» - это единственная социальная система, увеличивающаяся не только ввиду приема новых членов, как другие социальные группы, а благодаря рождению детей [13, 8].

Итак, развитие семьи дает людям надежду постоянного развития, воспроизводства себя и своих ценностей. Среди основных функций семьи, кроме репродуктивной (воспроизводство в детях численности родителей), на мой взгляд, следует выделить воспитательную (функцию социализации), хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и домашнего бюджета), рекреационную (восстановление потраченных сил) и экзистенциальную (содержание детей). Исследование семьи как уникального социокультурного феномена - одна из наиболее актуальных проблем современного общества от успешности, или неуспешности решения которой зависит не только наше будущее, но и наша жизнь.

1.2 Причины психологических проблем у подростков



Подросток - это формирующаяся личность, в связи с этим, чаще всего имеет сложный характер. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Именно в переходном возрасте ребенок осознает, что он индивидуальность и всяческими способами старается это доказать всем, а родителям в первую очередь. В это психологически сложное для него время, он сильно нуждается в поддержке и понимании старших. Если он не получает этого, то становится замкнутым, неуверенным в себе, может попасть под влияние плохой компании. А родители, запрещая ему то или другое, становятся его главными врагами.

В подростковом возрасте ребенку кажется, что его проблемы настолько глобальны, что самому ему никак их не решить. Нельзя указывать ребенку, что ему нужно делать, пусть все решения он принимает сам. Подросток – это не младенец, он в состоянии сам выйти из своих первых трудностей.

Именно у подростков появляются секреты и тайны, которые они бережно хранят и не допускают, чтобы родители что-то узнали. Подростки иногда выбирают себе друзей, которые крайне не нравятся их родителям. Если ребенок начал общаться с плохой компанией, запреты могут только усугубить ситуацию: он может делать все назло вам, чтобы показать, что он уже взрослый, и имеет право сам выбирать себе друзей [19, 24].

Наверное, самая большая проблема для подростка – это его внешность. Подростки (особенно это касается девочек) всегда недовольны возрастными изменениями, которые часто отражаются на их лице: жирная кожа, прыщики. Необходимо объяснить ребенку, что через это проходят все, что со временем все наладится, не стоит замечать какие-то насмешки сверстников, лучше относиться ко всему с юмором. Ведь все прекрасные лебеди вырастают из гадких утят.

Подростковый возраст – это довольно сложный период в жизни людей, когда наступают кардинальные перемены, как в духовном, так и физическом состоянии человека.

Будучи ребенком, у него были любимые игрушки, жизнь была весела и беззаботна, можно было просто бегать с друзьями по улице, играть и ни о чем не задумываться. Но прошли годы, и вдруг что-то меняется, подросток чувствует себя не таким как все, потерянным, у него появляются другие интересы, он приобретает новых друзей, влюбляется, и мир для него становится совершенно другим.



Подросток – уже не маленький, но еще не взрослый человек, не сформировавшаяся личность. В такой период подростку необходима моральная поддержка со стороны взрослых: родителей, родственников, учителей, руководителей по кружкам и просто знакомых людей. Подросток должен чувствовать, что к его мнению и к его мыслям относятся с уважением, только тогда у него будет достаточно высокая самооценка, с помощью которой он сможет достигать поставленных перед собой целей.

Хотелось бы подробнее рассмотреть, что и как влияет на здоровье подростка, как психологическое, так и физическое. Проблема психического здоровья подростков является одной из самых важных и серьезных проблем общества.

Нарушения в психическом здоровье подростка могут привести к серьезным последствиям: замкнутости, отстраненности от общества, неадекватности поведения, депрессиям, жестокости по отношению к сверстникам и родителям, к жестокому обращению с животными, самоубийству и ко многим другим проблемам [29, 75].

Поэтому очень важно родителям уделять своим детям-подросткам больше внимания, общаться с ними, интересоваться их увлечениями, мечтами и желаниями. Большое влияние на психику подростка, несомненно, влияет окружающая среда: взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, товарищами по кружку, учителями и родственниками. В подростковом возрасте у детей часто бывает плохое настроение, они легкоранимы. Именно поэтому необходимо подбадривать подростка, уважать его стремления и стать для него другом.

Еще одним фактором, влияющим на здоровье подростка, является просмотр кинофильмов, передач, увлечение видеоиграми, музыкой. К серьезным нарушениям нервной системы подростка могут принести сцены насилия, жестокости, сцены интимного характера. Также необходимо проследить, какой музыкой увлекается подросток, нет ли там непристойных выражений и оскорбительных слов. Важно проследить, каким видеоиграм подросток отдает свое предпочтение, и не приведут ли они к его психическому расстройству.

У подростка появляется зависимость, которая может привести к серьезному нарушению здоровья, а еще хуже, к смерти. Поэтому необходимо проводить с подростками специальные беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков, приводить им примеры из жизни, а также следить за их окружением, в какой компании они проводят свободное время.


В большинстве случаев вредные привычки приобретают те подростки, которые ничем не заняты в свободное время. Важно проследить за тем, чтобы у них были какие-то интересы, полезным для подростков будет посещение кружков. В общем, подростку необходимо найти какое-то занятие, которое заинтересует его, увлечет и раскроет все его таланты.

Подростки пытаются быть самостоятельными и не терпят, когда слишком интересуются их личной жизнью. Поэтому необходимо постараться стать для «большого ребенка» просто хорошим другом, не давите на него и ни в коем случае не пытайтесь навязать ему свое мнение. Лучший способ - это непринужденное общение. Общаясь с подростком в спокойной обстановке, не повышая голоса, он почувствует доверие и не станет бояться делиться самым сокровенным. А родитель в свою очередь сможет направить подростка в нужное направление, дать совет, рассказать историю из жизни или просто пообщаться по душам [35, 95].

Наиболее существенным аспектом в преобразовании морального поведения субъекта является зарождение чувства вседозволенности и непоколебимости, раз за разом произнося в своей собственной голове слова «взрослый, я многое могу», очень редко кто-либо на самом деле трезво оценивает сложившуюся обстановку, не сбиваясь с той, задолго до того обрисованной жизнью, тропинки мироздания, вот почему в данной ситуации так важно уделять человеку, подверженному разрушительному влиянию переходного возраста, максимальное количество внимания и заботы, только этим путем можно добиться не только полного взаимопонимания, но и максимально правильно воздействовать на нашего персонажа.

Проблемы этого периода в жизни человека достаточно подробно обсуждаются самими подростками, но, преимущественно, со своей точки зрения. Причем, каждому подростку кажется, что его проблема – самая насущная и не находит понимания ни у кого.

Однако, как оказывается позже (к большому удивлению самих тинэйджеров) большая часть проблем сводится к нескольким, достаточно хорошо классифицированным.

Проблемы подростков нельзя рассматриваться в вакууме, они являются следствием типов характера подростков, социальной среды и других факторов. Есть дети, которые полностью погружаются в мир компьютера и интернета, о таких случаях подробней прочтите в материале про опасность интернета для детей. А кто-то в пубертатный период замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то проявляет акции неповиновения и открыто грубит или убегает из дома и пытается быстрее повзрослеть с помощью алкоголя и секса [16, 7].


Приведем основные психологические проблемы:

-проявление гиперсексуальности;

-мастурбация и связанное с ней чувство вины;

-комплекс неполноценности из-за своей девственности;

-эротомания;

-ранние сексуальные контакты;

-слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида;

-невыполнение элементарных обязанностей, правил гигиены;

-пресечение попыток родителей установить контакт;

-отсутствие друзей;

-отказ от прежних интересов и увлечений;

-погружение в мир фантазий, виртуальный мир.

-попытки самоутвердиться, доказать свою значимость и взрослость:

-девиантное поведение – уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя, никотина, наркотиков, ранние половые связи;

-конфликты с родителями, учителями. попытки навязать свое мнение и желания;

-непринятие вмешательства в личную жизнь, нежелание слушать наставления.

-попытки не выделяться из социальной подростковой группы. быть как все:

-участие в криминальных действиях;

-групповое приобщение к вредным привычкам;

-совместные прогулы школы;

-развратное поведение, оргии.

Часть подросткового максимализма связана с особенностями психики переходного периода, другая – с действием гормонов и метаморфопсиями (искаженным восприятием тела), что делает подростков особенно уязвимыми для любой критики. Со временем, когда состояние организма стабилизируется, многие «проблемы» просто забываются.

Не стоит забывать, что стресс, вызванный гормонами у подростков, может спровоцировать некоторые заболевания и увеличивает травматизм.

Не вызывает сомнения тот факт, что современное подростковое общество испытывает значительное влияние от информационных технологий, порой достаточно пагубное [22, 96].

Для миллионов подростков и даже детей более младшего возраста приоритетным становится мнение, мировоззрение не их родителей, а музыкальных кумиров, звезд кино. Что же плохого в том, что ребенок увлечен персонажем с экрана компьютера или телевизора, ведь это нормальное явление для подростка. Ничего трагичного, конечно, в этом нет, ведь каждый взрослый когда-то был в подростковом возрасте и так же увлекался музыкой или кинематографом.

Вопрос заключается не в том, чтобы запретить ребенку смотреть телевизор или лазить во всемирной паутине, а в том, чтобы подросток не терял интереса к точки зрения родителя, чтобы он прислушивался к мнению мамы или папы, чтобы у него не пропало желание разговаривать с ними, делясь своими переживаниями или радостями.