Файл: Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно этому методу мир рассматривается как совокупность определенных тел, которые существуют, не изменяясь. Каждый предмет индивидуален и должен изучаться отдельно. Очень активное внимание в период нового времени проявляется к проблемам познания. Центром внимания новой философии становится теория познания (отработка истинного для всех наук знания). Истинное для всех наук знание (это философия) и основная её задача состоит в обнаружении законов мышления. Эти законы мышления действуют во всех отраслях знания.
Период активного развития науки, появления множества открытий. В результате этого меняется философская мысль.
1) В связи с ростом интереса к науке, укрепляется вера в то, что разум способен осваивать окружающую действительность, познавать мир и воздействовать на него.
2) Открывается целый ряд новых законов, которые подтверждают, что весь мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть теоретически описаны.
3) Происходит разрушение антропоцентризма. То есть вся вселенная представлена теперь как огромный механизм, который работает уже не для удовлетворения человеческих нужд.
4) Большое значение для построения картины мира, для ее понимания имеют идеи механики.
Философы исходят из предположения, что все сферы бытия функционируют именно в соответствии с законами механики.
5) Основной метод – метафизический. Мир рассматривается как совокупность определённых тел, которые существуют не изменяясь. Получается, что все понятия это что-то статичное и неизменное. Значит и изучать их необходимо не в активной причинно-следственной связи, а отдельно друг от друга.
6) Особый интерес проявляется к проблеме познания. В новое время философия максимально сближается с наукой, продолжает отдаляться от теологии, религии, начинает отдаляться от искусства. Это было связано с очень быстрым и очень значимым ростом научных методов.
Они стали превалировать в культуре, социальной,политической жизни, т.е. практически во всех сферах.
7) В свою очередь философия старается удовлетворить потребности общества, которые были связаны с разработкой методов естественно-научного познания.
Философия, как и наука, исходила из положений о всеобщей рациональности мира и о беспредельных познавательных возможностях человеческого разума. Возможность создания единого универсального учения казалась осуществимой, как никогда ранее. Ф. Бэкон выдвинул проект
«Великого восстановления наук», Р. Декарту принадлежит идея создания универсальной математики, с помощью которой он считал возможным построить целостную систему знаний.
Центром внимания философии Нового времени стала гносеологическая проблематика, осмысление нового способа познания. Познающий субъект привлекал особое внимание философов.
Гносеологическая проблематика Нового времени. В Новое время обозначились две исходные позиции, в русле которых развивались два основных направления в теории познания.
Одно из них – рационализм (от лат. ratio – разум). За основу истинного знания в нем принимается исток рациональной структуры, формирующейся в человеческом сознании –ограниченное число наиболее общих и наиболее достоверных истин, усмотренных умом в самом себе. Из них затем выводится все остальные истинные суждения. Рационалисты высоко оценивали деятельность мышления, конструирующего логико-математический образ мира. Они полагали, что главный признак истинности знания – его логическая непротиворечивость; для них естественно было считать, что проверку суждений на истинность может осуществлять чистый разум. Чувственный опыт они считали недостаточно надежным источником истины.
Другое направление – эмпиризм (от греч. έμπειρία – опыт). Его представители признавали единственным источником достоверного знания чувственный опыт субъекта. Путь к истине в этом случае – путь от хаоса единичных фактов, зафиксированных в нем, к выявлению их рациональной

организации все более высокого порядка. Критерий истинности в эмпиризме – опытное подтверждение гипотез, эксперимент. Сторонники эмпиризма часто принижали значение логики и математики, как знания произвольного и умозрительного. Из философии эмпиризма развилось направление, в котором подчеркивалась зависимость человеческого познания от чувственно воспринимаемых впечатлений – сенсуализм (восприятие, ощущение)
Эмпиризм Ф. Бэкона
Родоначальником философии эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Его значение для формирования новоевропейской гносеологии состоит, прежде всего, в разработке представления о том, каким должно быть сознание ученого, то есть, сознание, способное к постижению истины. Ф.
Бэкон высказал положение, что истину способен познать лишь тот, кто способен к интроспекции – критическому анализу содержания внутреннего опыта. Мыслителем была поставлена задача преодоления прежнего сознания, как неспособного к достижению истины. Сознание, присущее большинству людей своего времени, он характеризовал эпитетами: «наивное», «некритическое» или
«догматическое». Оно рассматривалось, как неприемлемое за наивное доверие любым своим представлениям; за отсутствие осознания того, что в этих представлениях действительность может представать искаженно. Первоочередную задачу Бэкон видел в выявлении предрасположенностей сознания человека к ошибочному восприятию.
Учение об идолах. Философ создал учение о наличии в сознании различного рода препятствий к истинному знанию, которые он называет «идолами». Ф. Бэкон различает 4 вида «идолов»:
1) Идолы рода – возникают за счёт понимания, преломления познания через общечеловеческую культуру. (присущие человеческому роду вследствие ограниченности ума и чувств людей)
2) Идолы пещеры– возникают из-за влияние самой личности человека на процесс познания
(связанные с тем, что у каждого человека есть свой субъективный мир.
3) Идолы рынка или площади – связанные с неправильным употреблением слов и это мешает человечеству получать истинное знание.
4) Идолы театра – представления, некритически взятые людьми из разных философских систем.
Каждая философская система, по Бэкону, – это сыгранная перед людьми пьеса, вымышленный мир.
Очищение сознания от «идолов», «призраков», освобождение его от всего индивидуального и иррационального, привнесенного самим субъектом (выявление истины из сферы мнений), рассматривалось как предварительный этап познания. Разумеется, главный интерес Бэкона и других философов вызывала «положительная» составляющая гносеологии: собственно, путь к истинному знанию. Значительным вкладом в разработку гносеологии Нового времени стали учения о методе – о выявлении истинного знания, понимаемого как знание рациональное, необходимое и всеобщее.
Новизна подхода Бэкона, состояла в утверждении, что продвижение к истине должно начинаться не с предварительных общих умозаключений, а с единичных фактов, фиксируемых в опыте.
Основной труд Ф. Бэкона посвящен именно методологии познания. Он называется «Новый
Органон». Современникам Бэкона было очевидно, что акцент в названии сделан на слове «новый»:
«Органоном» называли произведения Аристотеля по логике. Аристотелевская логика использовалась средневековыми схоластами как важнейший инструмент доказательства истины. Бэкон же полагал, что схоластическая философия является главным препятствием на пути истинного познания природы; что самое лучшее из доказательств истины есть не абстрактные умозаключения, а опыт, вооруженный правильным методом.
Главным методом познания Бэкона является
1   2   3   4   5   6

метод индукция – обобщение множества частных явление и получение на основе обобщения общих выводов. Достоинством индукции было то, что так были расширены возможности процесса познания, а недостаток – вероятностный характер индукции.

Путь преодоления вероятностного характера заключался в накоплении как можно большего опыта.
Выделяет конкретные пути познавательной деятельности:
1. Путь паука. Способ получения знания из чистого разума. Основан исключительно на разуме, абсолютно игнорирует роль конкретных фактов и практического опыта. Оторван от реальной действительности, догматичен.
2. Путь муравья. Способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. Этот путь тоже несовершенен. Чистые эмпирики, собирая абсолютно разрозненные факты, получают только внешнюю картину, не могут увидеть проблему изнутри.
3. Путь пчелы. Наиболее совершенный способ познания. Применяя путь пчелы, исследователь берёт все самое лучшее из предыдущих путей, использует их достоинства и освобождается от недостатков. Следуя пути пчелы, надо обобщить и с помощью разума понять внутреннюю суть проблемы.
Особенности философии Нового времени. Проблема научного метода познания в рационализме ( Р. Декарт)
1 Специфика философии нового времени.
Философия Нового времени это 17 век, в это время активно развивается наука, появляется множество открытий, которые безусловно повлияли на развитие общества в целом. Происходит укрепление веры в разум. Человек понимает, что разум играет большую роль в осваивании мира и воздействии на него.
Мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть понятны только благодаря разуму. Так же происходит постепенное разрушение антропоцентризма. То есть вся вселенная представлена теперь как огромный механизм, который работает уже не для удовлетворения нужд человека.
Человек понимает, что он должен сосуществовать с окружающим миром и не любые его потребности должны удовлетворяться. В это время в качестве модели для построения мира впервые используются идеи механики.
Все процессы происходят в связи с законами механики, большая часть жизнедеятельности основывается на основах механики. Именно в этот период отдаются предпочтения метафизическому методу. Согласно этому методу, мир рассматривается как совокупность определенных тел, которые существуют, не изменяясь. Каждый предмет индивидуален и должен изучаться отдельно. Очень активное внимание в период нового времени проявляется к проблемам познания. Центром внимания новой философии становится теория познания (отработка истинного для всех наук знания). Истинное для всех наук знание (это философия) и основная её задача состоит в обнаружении законов мышления. Эти законы мышления действуют во всех отраслях знания.
Европейская философия делится на два направления:

Рационализм – философское направление, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм делится на:

Онтологический – в основе бытия лежит разум

Гносеологический – в основе познания так же лежит разум
Основными представителями рационализма являются: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид
Лейбниц.
Эмпиризм – философское направление, согласно которому в основе познания лежит опыт. «Нет ничего в разуме, чего раннее не было в опыте» (в чувствах). Эмпиризм получает широкое распространение в Англии, США.
Основными представителями эмпиризма являются: Френсис Бекон, Джон Локк, Томас Гоббс
Рационализм Декарта.
Рене Декарт выдающийся французский философ, ученый математик, основоположник рационализма. Обосновал роль разума как основы всеобщего познания. Становится автором

учения о субстанциях, о её атрибутах, её модусах, выдвигает теорию о научном методе познания, выдвигает теорию дуализма, с её помощью пытается примирить два направления философии.
К основным работам можно отнести «Рассуждение о методе», «Начала философии»
Декарт считает, что в основе бытия и познания лежит разум. В мире существует множество вещей и явлений непонятных человеку, и в любом явлении можно усомниться. Значит сомнение существует. Этот факт очевиден, не нуждается в доказательствах. Сомнения – это свойства мыслей.
Поэтому если человек сомневается, значит он мыслит. Поскольку только реально существующий человек может мыслить, значит мышление – основа бытия и познания.А значит в основе бытия и познания может лежать только разум. «Мыслю, следовательно существую».
Проблема бытия. Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы охарактеризовало сущность бытия. Он выводит понятие субстанции.
Субстанция – все то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Существует только одна такая субстанция, и это бог.
Субстанции, сотворенные богом, обладают характером самодостаточности исключительно по отношению к самим себе. А по отношению к богу, они вторичны, зависят от него.
Вторичные субстанции делятся на

материальные (вещи)

духовные (идеи)
Они обладают определённым свойством. Для 1 характерным свойством является протяженность, они делимы до бесконечности, а все духовные обладают свойством мышления, совершенно неделимы. Остальные свойства производны, называются
Проблема человека. Человек состоит из двух отличных друг от друга субстанций: материальной и духовной. Человек – это единственное существо, в котором сосуществуют обе субстанции. И это позволило человеку возвыситься над природой.
Весь философский вопрос решается с точки зрения дуализма. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуаличен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичными, они сосуществуют.
Проблема познания. Считает, что познание мира должно быть основано на научном методе.
Активно применив научный метод в процессе познания можно значительно продвинуть этот процесс вперед. В качестве такого научного метода он предлагает метод дедукции: в процессе познания надо обращать внимание и опираться не только на абсолютные, достоверные знания, надо также и получать новые знания.
Только используя дедукцию разум может достичь этого достоверного знания.
Проблема дуализма. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуаличен (двойствен), то ни всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
Продолжением рассуждений о проблеме познания является учение о врожденных идеях. Несмотря на то, что большинство знаний достигается благодаря дедукции, существуют знания, не нуждающиеся в доказательствах. Такие идеи существуют всегда в разуме. Они существуют как в разуме Бога, так и в разуме человека. Они передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух типов.
Суждение (например: целое больше своей части; нельзя одновременно не быть или быть).
Понятие (например: Бог - существует; число-существует). материя, ни сознание не могут быть первичны, они существуют


Теория общественного договора ( Т. Гоббс и Дж. Локк)
Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего
«естественного состояния» в «состояние гражданское». Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии
Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Основателем теории общественного договора принято считать Г. Грация (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы».
Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-
1778) и другие мыслители.
Договорная теория Т.Гоббса
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех». Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок. Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
Теория общественного договора Дж.Локка
Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства. Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.
Теория познания Канта
В основе философских исследований Канта «критического» периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

Апостприорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта.

Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует ни какого опытного доказательства.