Файл: Теория организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ФДО)
Е. А. Гайдук
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебное пособие
Томск
2016

УДК 005(075.8)
ББК 60.55я73
Г 142
Рецензенты:
Т. Д. Санникова, канд. экон. наук, доцент кафедры управления и экономики
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
М. А. Афонасова, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
Гайдук Е. А.
Г 142
Теория организации : учебное пособие / Е. А. Гайдук. – Томск :
ФДО, ТУСУР, 2016. – 126 с.
В учебном пособии представлены основные темы общего курса по дис- циплине «Теория организации». Главы сопровождаются вопросами для само- контроля. Учебное пособие содержит словарь ключевых терминов.
Для студентов экономических направлений подготовки ТУСУР.
© Гайдук Е. А., 2016
© Оформление.
ФДО, ТУСУР, 2016

3
Оглавление
Введение ............................................................................................................ 5
1 Основные понятия теории организации ................................................. 7
1.1 Объект, предмет и метод теории организации..................................... 7 1.2 Зарождение организационно-управленческой мысли ......................... 9 1.3 Эволюция научных взглядов на организационно-управленческую деятельность .......................................................................................... 10 1.4 Теория организации, ее место и взаимосвязь с другими науками ... 15
2 Типы организаций ..................................................................................... 19
2.1 Классификации организаций ............................................................... 19 2.2 Типология организаций ........................................................................ 26 2.3 Социальные организации ..................................................................... 29 2.4 Хозяйственные организации ................................................................ 32
3 Модели организаций.................................................................................. 36
3.1 «Открытые» модели организаций ....................................................... 36 3.2 «Закрытые» модели организаций ........................................................ 37 3.3 Общественная модель организаций .................................................... 41 3.4 Другие модели организаций ................................................................ 42
4 Законы и принципы организации .......................................................... 48
4.1 Закон синергии ...................................................................................... 48 4.2 Закон развития ....................................................................................... 50 4.3 Закон самосохранения .......................................................................... 54 4.4 Законы организации второго уровня .................................................. 56 4.5 Принципы организации ........................................................................ 60
5 Типы организационных структур .......................................................... 63
5.1 Основные понятия ................................................................................. 63 5.2 Построение организационных структур ............................................. 66 5.3 Организационные модели .................................................................... 69 5.4 Типы организационных структур ........................................................ 71 5.4.1 Линейная организационная структура ....................................... 71 5.4.2 Функциональная структура управления .................................... 73 5.4.3 Линейно-функциональная структура управления .................... 75 5.4.4 Дивизиональная структура управления ..................................... 77 5.4.5 Матричная структура управления .............................................. 78 5.4.6 Сетевая структура управления ................................................... 79


4
6 Развитие организации ............................................................................... 82
6.1 Закон развития и его принципы ........................................................... 82 6.2 Изменения в организации .................................................................... 84 6.3 Жизненный цикл организации ............................................................. 89 6.4 Внутренняя среда организации............................................................ 92 6.5 Внешняя среда организации ................................................................ 97 6.5.1 Внешняя среда организации непосредственного воздействия и ее характеристика ...................................................................... 96 6.5.2 Внешняя среда организации косвенного воздействия и ее характеристика ...................................................................... 98 6.6 Современное развитие теории организации ...................................... 99
7 Организационная культура и ее элементы ........................................ 103
7.1 Понятие организационной культуры ................................................ 103 7.2 Виды организационных культур ....................................................... 106 7.3 Формирование, поддержание и управление организационной культурой .............................................................. 111
Заключение ................................................................................................... 118
Литература.................................................................................................... 119
Глоссарий ...................................................................................................... 124

5
Введение
Организация – это сложная, постоянно изменяющаяся система, изучение которой необходимо для понимания законов, механизмов и результатов ее дея- тельности. Теория организации – часть общей теории менеджмента. Ее целью является формирование у студентов соответствующих компетенций, знаний и умений в области управления организациями и предприятиями на основе изу- чения теоретических знаний и современных рыночных инструментов.
«Теория организации» является дисциплиной, дающей представление об основных понятиях, категориях и элементах организационной науки, историче- ских этапах ее развития, особенностях построения социальных организаций, основных факторах, способных оказывать влияние на организации, о законах и принципах, действующих в организациях.
Цель учебного пособия – сформировать у студентов представление об ос- новах теории организации. Оно охватывает основные темы дисциплины, что позволяет студентам применять полученные знания для решения конкретных задач.
Пособие состоит из семи глав, в которых раскрыты теоретические аспек- ты и концептуальные основы организационной деятельности и процесса взаи- модействия человека и организации. Изложены законы и принципы, определя- ющие функционирование организаций. Приведены контрольные вопросы и за- дания для самопроверки по ключевым положениям курса. Завершают пособие словарь основных терминов и библиографический список.
Учебное пособие предназначено для студентов экономических направле- ний подготовки вузов. Материал пособия также может быть использован в си- стеме переподготовки и повышения квалификации специалистов по менедж- менту, экономике и управлению предприятиями.


6
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пик- тограммы и специальное выделение важной информации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает «Внимание!». Здесь выделена важ- ная информация, требующая акцента на ней. Автор может поде- литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведения или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь читателю лучше понять основные идеи.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести практический пример для пояснения и разбора основных моментов, отражен- ных в теоретическом материале.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает изложенный материал или проводит анализ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

7
1 Основные понятия теории организации
1.1 Объект, предмет и метод теории организации
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Термин «организация» происходит от лат. organizo – «со-
общаю стройный вид, устраиваю» и определяется в науке как
внутренняя упорядоченность, структурированность, согласован-
ность взаимодействия относительно самостоятельных частей в
системном объекте.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В Большой Советской Энциклопедии термин «организация» имеет три значения:
• как учреждение, организация – это объединение двух и более лиц, яв- ляющихся субъектами права, например спортивная организация;
• как процесс, организация – это деятельность по созданию или усо- вершенствованию взаимосвязей между частями и элементами с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективно- сти, например научная организация труда, организация здравоохране-
ния;
• как структура, организация – это упорядоченность, взаимосвязь, со- гласованность действий частей и элементов чего-либо, например ор-
ганизация систем и относительно сложных биологических, социаль-
ных, технических объектов.
Толкования понятия «организация» являются ключевыми в определении объекта и предмета теории организации. Следует знать, что любая современная теория – это система научных знаний, обобщающих практический опыт и от- ражающих сущность исследуемых явлений, их необходимые внутренние связи, законы функционирования и развития. Объект – это то, на что направлена по- знавательная деятельность исследователя, а предмет – исследуемые с опреде- ленной целью стороны, свойства, отношения объекта [1].
К выбору объекта и предмета организации авторы различных школ и направлений в теории и практике менеджмента подходили по-разному
(табл. 1.1).


8
Таблица 1.1 – Определение объекта и предмета в различных школах менеджмента
Школы и направления
в теории и практике
менеджмента
Объект
Предмет
Классическая школа
«научного менеджмента»
(Ф. У. Тейлор)
Организация труда
Трудовые процессы, трудовые приемы, движения, методы ра- боты
Классическая школа управления (Г. Форд)
Организация производства
Технологические потоки, про- изводственные процессы
Классическая школа
Организация в целом
Структуры и функции аппара- та управления, регламентация содержания и методов работы
Теория человеческих от- ношений и различные по- веденческие школы
Люди
Мотивы поведения людей в организации
В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт создания различного рода организаций, процессы их функционирования, а также исследование организационных законов.
Основные задачи теории организации заключаются в систематизации это- го опыта, в осмыслении, объяснении и обобщении способов организации при- роды и человеческой деятельности, установлении тенденций и закономерно- стей их развития.
Предмет теории организации составляет вся совокупность вопросов, свя- занных с исследованием организационных процессов, систем и их состояния.
Таким образом, теория организации – это теория организационных отношений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Научный метод – это инструмент теоретического исследо-
вания предмета. Под методом понимается упорядоченная дея-
тельность по достижению определенной цели.
Метод
теории
организации

набор
теоретико-
познавательных и логических принципов и категорий, а также
научного инструментария для исследования системы организаци-
онных отношений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К основным методам теории организации относятся:
• дедукция, исследование путем перехода от общего к частному;

9
• абстрагирование, мысленное выделение существенных свойств и свя- зей предмета и отвлечение от других, частных его свойств и связей;
• метод «черного ящика», изучение строения системы не разбирая ее, а анализируя ее системное окружение;
• аналогия, перенесение знания, полученного из рассмотрения какого- либо объекта, на другой, менее изученный объект, но сходный по су- щественным свойствам и качествам;
• анализ, расчленение (мысленное или реальное) какого-либо объекта на элементы;
• синтез, соединение (мысленное или реальное) различных элементов какого-либо объекта в единое целое [2].
1.2 Зарождение организационно-управленческой мысли
Началом научного становления организаторской мысли принято считать период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в
IV в. до н. э. В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Поли- тика» заложены основы теории организации государства и права. В трудах
Аристотеля, ученика Платона, (диалог «О философии», «Органон», «Катего- рии», «Политика», «Риторика», «Метафизика», «О душе») излагаются основы логики и теории познания, политико-правовых наук и этики, искусствознания, политической экономии.
Более ранняя разновидность античной парадигмы, возникшая в Китае, принадлежит Конфуцию (551–470 гг. до н. э.) и его последователям. Централь- ное место в учении Конфуция занимают человек, концепция гуманности, чело- вечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит ува- жение к родителям, старшим, властям.
В период расцвета феодализма возникла средневековая парадигма обще- ствоведения. Отличительной ее чертой было господство мировых религий
(христианской, буддийской, мусульманской, иудейской), признание боже- ственных законов, предопределявших поведение и судьбу человека, народа, государственное устройство, незыблемость правовых и этических норм, освя- щенных религиозными канонами. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225–
1247 гг.), который, объединив естественную и сверхъестественную (результат божественного откровения) теологию, стремился приспособить философию
Аристотеля к нуждам церкви.


10
Со временем стало меняться отношение к собственности, цене, коммер- ческой деятельности, кредиту, отражая развитие рынка и рождение капитали- стических отношений. Лидирующую роль занимают экономические доктрины, которые выражали менталитет «экономического человека» и отражали разные подходы к пониманию организации рыночно-капиталистических экономиче- ских отношений (классическая буржуазная политическая экономика, марксист- ская экономическая теория, кейнсианство, либерализм и неолиберализм).
В 20–30-х гг. XX в. начинается первый этап формирования организаци- онных основ новой постиндустриальной парадигмы, этому послужили итоги
Первой мировой войны, волны революций и мирового экономического кризиса
1929–1933 гг., они подорвали веру в прочность основных положений господ- ствовавшей индустриальной доктрины и подтолкнули научную мысль к актив- ному поиску новых подходов, способных объяснить происходящие перемены.
Время после Второй мировой войны считается вторым этапом. Глобальные кризисы, охватившие все стороны организации жизнедеятельности общества в последней четверти столетия, сыграли ключевую роль в завершении индустри- альной парадигмы.
В конце XX в. на передний план выдвигаются науки о человеке и обще- стве. В методологии обществоведения на первое место выходит познание зако- номерностей циклической динамики, статики и генетики. Для конца XX в. ха- рактерна новая волна синтеза наук. Промышленная революция определила необходимость научного подхода к управлению. Фабричная система заставила руководителей сосредоточиться на разработке научных и рациональных прин- ципов организации управления [3].