Файл: 1. Теоретические часть 4 1 Понятие и история термина гаджет 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если резюмировать возможности и перспективы использования цифровых технологий в образовании, то можно заключить, что они обеспечивают:
– повышение эффективности и возможностей получения информации;
– подготовку выпускников образовательных организаций к их использованию во всех сферах жизни;
– доступность образования для всех, независимо от места проживания и материальных возможностей;
– индивидуализацию образовательной траектории для обучающихся;
– снижение объема рутинной нагрузки педагогов;
– постоянную актуализацию образовательного контента без существенных затрат;
– материальную и временную экономизацию системы образования;
– гибкость выбора учебного материала;
– интерактивность в процессе обучения.
Негативный вектор цифрового обучения
Вместе с позитивными взглядами на внедрение цифровых технологий имеются вполне обоснованные негативные точки зрения на те же технологии и гаджеты. К негативным последствиям чрезмерного использования цифровых технологий относят ожирение и плохую успеваемость в школе, недостаточную продолжительность сна, агрессивность и асоциальное поведение [30]. Цифровизация, стимулируя подрастающее поколение к постоянному поиску удовольствий, может тормозить развитие логического аппарата подростка, снижать нацеленность на результаты, получаемые в долгосрочной и в среднесрочной перспективе [2]. В исследовании [4] при работе на планшете у учащихся вторых классов выявлено стрессорное повышение систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, снижение ударного объема крови на фоне повышения диапазона низкочастотных колебаний вариабельности ритма сердца и снижения парасимпатической активности. Указанный комплекс изменений характеризует напряжение адаптации системы кровообращения к умственной деятельности.
Авторы ряда работ [10–12] считают, что допускать к использованию в образовательных организациях новые средства информационно-коммуникационных технологий можно только при наличии заключения об их безвредности для здоровья людей и обоснованных физиолого-гигиенических и психологических рекомендаций их применения в процессе обучения, воспитания и досуга. Субъективные причины небезопасного использования современных гаджетов, негативных последствий их использования проанализированы в работе [17]. В диагностических целях авторы использовали опрoсник «Гаджет-зависимость», опросник Г. Айзенка с целью выявления возможной зависимости от гаджетов. Результаты диагностики гаджет-зависимости у студентов и учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ показали необходимость дифференцированной профилактической и коррекционной работы по преодолению интернет-зависимости.
При отсутствии мобильного устройства или возможности работать в интернете у школьников развивалась картина абстинентного синдрома с необходимостью немедленно взять в руки телефон. Высокие показатели зависимости характерны для каждой возрастной группы от 14 до 23 лет, но наиболее высокие показатели наблюдались у школьников 14–17 лет. Гендерных различий в показателях зависимости от мобильных устройств и интернета в школьном возрасте не было обнаружено [6].
Сотрудниками НИИ Возрастной физиологии РАО подготовлен ряд обзоров зарубежных и отечественных исследований, обосновывающих негативное влияние средств информатизации на физическую активность детей школьного возраста [8], на функциональное состояние [12], вегетативную регуляцию сердечного ритма, сердечно-сосудистую и эндокринную системы организма школьников [4], на психофизиологическое состояние [13], пищевое поведение [16]. Наличие этих обзоров снимает необходимость еще раз констатировать указанные в них факты.
Обобщая высказанные и собственные наблюдения, касающиеся использования цифровых технологий в обучении, можно указать на следующие возможные негативные последствия:
– риск отрицательного результата (в мире нет педагогической или психолого-педагогической теории цифрового обучения);
– снижение гуманитарного компонента в образовании;
– риск деградации речи, а затем и мышления;
– негативное влияние на физическое и психическое здоровье обучающихся (ухудшение зрения, осанки, формирование интернетзависимости, психоэмоциональное напряжение и т.д.);
– снижение социализации личности;
– усиление тотального контроля за личностью;
– формирование интернет-зависимости.
Таким образом, можно констатировать наличие разных позиций исследователей относительно функциональных ответов организма на воздействие современных технологий цифрового обучения и использования гаджетов в образовательном процессе.
2. Практическая часть
2.1 Офтальмологическое исследование основных синдромов, вызываемых гаджетами
Смартфоны становятся все более распространенным и быстро развивающимся инструментом в клинической практике. Для использования на смартфонах становятся доступны многочисленные приложения, призванные помочь клиницистам выполнять различные задачи на месте оказания медицинской помощи. Большое количество медицинских приложений, которые связаны с офтальмологией и способны выполнять различные клинически значимые функции, теперь доступно в виртуальных магазинах, таких как Google Play™ Store или Apple App Store®. На офтальмологическом фронте они включают в себя показатели остроты зрения, инструменты, помогающие в оценке и лечении таких состояний, как амблиопия и глаукома, а также дополнительные устройства, которые позволяют визуализировать и фотографировать передний и задний сегменты глаза [25, 26].
Использование смартфонов быстро растет с момента их появления в конце 2000-х годов:
◾ 70% онлайн-населения в Соединенных Штатах использовали смартфоны в 2017 году;
◾ уровень проникновения смартфонов в Южной Корее аналогичен (71,5%), при этом по использованию смартфонов среди населения в целом эта страна занимает четвертое место в мире.
Согласно заключению американской офтальмологической академии, среди детей появился совершенно новый класс «миллениум ребенка», живущего так называемой мультиэкранной жизнью как дома, так и в школе, детском саду и пр. Появилось поколение «экранных детей». Дети являются наиболее быстро растущей группой пользователей смартфонов [10]:
◾ в США 95% подростков либо владеют смартфоном, либо имеют доступ к нему;
◾ смартфоны в настоящее время являются наиболее часто используемым устройством для доступа в Интернет в Ирландии детьми от 9 до 16 лет, причем большинство детей владеют смартфонами, а не планшетами;
◾ 85% молодых людей в Великобритании (в возрасте от 12 до 15 лет) пользуются смартфоном ежедневно;
◾ исследования, представленные для публикации в Британском журнале офтальмологии, показали, что студенты проводят почти треть своего дня, используя свой смартфон;
◾ более 50 миллионов немцев ежедневно проводят немалое время в Интернете. Подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет ежедневно сидят в сети как минимум 274 минуты. Это на 26 минут больше, чем еще три года назад.
Однако использование этой технологии может привести к проблемам со здоровьем. Просмотр цифрового экрана отличается от чтения распечатанной страницы. Зачастую буквы на смартфоне не столь точны или четко определены, уровень контрастности букв к фону уменьшается, а наличие бликов и отражений на экране может затруднить просмотр. Расстояния и углы обзора, используемые для этого типа работы, также часто отличаются от тех, которые обычно используются для других задач чтения или письма. В результате изменяются и возрастают требования к фокусировке глаза и движению глаз для просмотра на цифровом экране. Кроме того, наличие даже незначительных проблем со зрением часто может существенно повлиять на комфорт применения устройств с цифровым экраном. Некорригированные или недокорригированные проблемы со зрением могут быть серьезными факторами, влияющими на зрительные жалобы при работе со смартфоном [15]. Термин «компьютерный зрительный синдром» (КЗС) (Computer Vision Syndrome) был предложен в 1997 году Американской ассоциацией оптометристов. Однако цифровой мир быстро расширился за пределы настольного компьютера. Появилось понятие «цифровой глаз» (digital eye), которое описывают как физический дискомфорт, ощущаемый после времяпрепровождения перед мониторами. Цифровой глаз – это физический дискомфорт, ощущаемый после двух или более часов перед цифровым экраном, связанный с пристальным взглядом на фиксированном близком и среднем расстоянии. Наиболее распространенными симптомами, связанными с синдромом цифрового напряжения глаз, являются [6]:
◾ утомляемость;
◾ головные боли;
◾ затуманивание зрения;
◾ жалобы на сухость в глазах;
◾ боль в шее и плечах.
В чем же особенности повреждающего действия смартфонов? Эксперты из немецкого независимого информационно-просветительского общества Kuratorium Gut Sehen (KGS) подтверждают: продолжительная фиксация взгляда на телефонных дисплеях и смартфонах является огромной нагрузкой для нашего организма: для мышц, позвоночника, психики и особенно для глаз. С какими проблемами можно столкнуться при пользовании смартфоном?
◾ проблемы с позвоночником и шеей;
◾ заболевания глаз при длительной работе на близком расстоянии;
◾ болезнь сухого глаза;
◾ негативное влияние синего света экрана;
◾ повышенное внутриглазное давление;
◾ миопия.
Позвоночник, шея. В большинстве случаев работа со смартфоном обычно выполняется ниже уровня глаз в положении сгибания шеи. Straker et al. сообщили, что меньший экран требует от пользователя сгибать шею больше, чем большой монитор. Было обнаружено, что сгибание шеи в среднем на 33–45° от вертикали сохранялось во время работы со смартфоном. Проблемы с шеей и позвоночником могут быть связаны с чрезмерным использованием смартфона. В результате этого может появиться затылочная невралгия – форма головной боли, которая характеризуется болью вдоль верхней части шеи и задней части головы. Боль локализуется по ходу нервов, известных как затылочные нервы (сенсорные нервы, которые идут от верхней части шеи до задней части головы). Боль может быть пульсирующей, ноющей, с жжением или может быть острой и колющей [5, 12, 17, 30].
Длительная работа на близком расстоянии. Если смотреть на небольшой экран смартфона в течение долгих часов, то в лучшем случае может возникнуть утомление глаз, а в худшем – необратимое повреждение глаз. Человеческие глаза не созданы для длительного взгляда на короткие расстояния. Скорее, человеческий глаз адаптируется к чередованию между большим расстоянием и небольшим расстоянием в течение нескольких секунд или минут. Вот почему, когда вы часами смотрите на что-то на близком расстоянии, даже если вы просто читаете книгу, вы заставляете свои глаза вести себя неестественно. Рекомендуется после каждых сорока или пятидесяти минут использования устройства делать перерыв на десять–пятнадцать минут. При использовании смартфонов есть так называемое правило 20-20-20. Это означает, что каждые 20 минут вам нужно смотреть на что-то на расстоянии более 6 метров (20 футов) в течение как минимум 20 секунд [16, 19].
Яркость, контрастность и размер текста – это три аспекта смартфона, которые больше всего влияют на зрение. Слишком высокая или низкая яркость и контрастность вредны для глаз. Для решения вопроса необходимо использовать приложение для автоматической регулировки яркости. Глаза приспосабливаются к яркости экрана в различных условиях. Следует отметить, что в темноте или в условиях плохого освещения возникают сложности для приспособления глаз к яркости экрана смартфона. После всего лишь 20-минутного воздействия экрана в темноте люди испытывают значительно больше симптомов усталости глаз. Как показывают литературные данные, 90% молодых людей держат свои смартфоны рядом с кроватью и используют их ночью без каких-либо настроек яркости или освещения. Это делает данную проблему более распространенной, чем мы можем себе представить [23].
Болезнь сухого глаза. Частое использование электронных устройств, таких как ноутбуки, планшеты и игровые приставки, может увеличить риск развития болезни сухого глаза. Если у взрослых болезнь сухого глаза, мониторный синдром – привычное явление, то у детей распространенность болезни сухого глаза небольшая. И если этот симптомокомплекс возникает у ребенка без системной патологии, то причиной болезни сухого глаза является чаще всего смартфон. Необходимо, чтобы симптомы сухого глаза диагностировались как можно раньше. Это облегчает лечение и устраняет основную причину этого состояния. Park Slope Eye, эксперт по лечению сухого глаз в Бруклине, отмечает признаки, на которые следует обратить внимание у ребенка, использующего смартфон [20–22]: