Файл: 1 Теоретические аспекты права несовершеннолетних на социальную поддержку 6.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 592
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- когда трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин либо один из трудоспособных членов малоимущей семьи не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством (заработной платы, пенсии, алиментов, различных пособий, компенсационных выплат и т.д.).
Комиссия вправе принять решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также в случае несогласия заявителя (членов его семьи) на проведение комиссионного обследования.
Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в Комитет по труду и социальной защите населения и (или) в суд.
Источник финансирования социальной помощи - это средства федерального бюджета и бюджетов других уровней, основным принципом распределения которых является принцип адресного и рационального использования средств.
Адресная социальная помощь может оказываться единовременно на период не менее трех месяцев. Виды этой помощи: социальное пособие, субсидия, компенсация.
Государственная социальная помощь, как указано в законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.
По состоянию на январь 2022 г. Имеется следующее количество свободных мест:
Таблица 4 – Свободные места в отделениях центров «Семья»11
| Стационар | |||
Отделение социальный приют для детей и подростков в г. Сибай | Отделение социальный приют для детей и подростков в Хайбуллинском районе | Отделение социальный приют для детей и подростков в Зилаирском районе | Отделение социальный приют для детей и подростков в Зианчуринском районе | |
Количество мест | 20 | 10 | 15 | 20 |
Свободно | 8 | 2 | 6 | 5 |
Рисунок 5 - Порядок назначения государственной социальной помощи12
Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.
Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.
В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно, Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходова нии бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».
Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.
2.2 Основные программы социальной поддержки несовершеннолетних
ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья»
С целью повышения профессиональных компетенций с 17 по 19 октября 2022 года 12 руководителей и специалистов руководителей и специалистов ГКУ Республиканский ресурсный центр, ГБУ межрайонные центры ГБУ РБ Юго-Восточный МЦ «Семья» по направлениям: «Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)», «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи». Специалисты познакомились с опытом социального обслуживания и социального сопровождения семей Тверской области, повысили профессиональные компетенции по вопросам применения технологий работы при социальном сопровождении малоимущих семей.
Проведена презентация деятельности методических и стажировочных площадок в Центрах «Семья» в октябре-декабре 2022 года в соответствии с утвержденным Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан планом проведения семинаров/вебинаров для специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей на IV квартал 2022 года. Организованы 12 методических площадок, из них 1 региональная опорная площадка по развитию социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, нуждающихся в помощи и поддержке государства» (приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 24 декабря 2021 г. № 906-о) и 6 стажировочных площадок, созданных еще на стадии подготовки к реализации Комплекса мер с 2021 года в рамках ранее созданного Республиканского методического объединения специалистов, участвующих в организации социального сопровождения – РМО (приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 1 марта 2019 г. № 103-о с изменениями от 28.10.2021 г.).13
Темы стажировочных площадок отражают основные потребности семей республики: «Семейная медиация», «Дети – детям. Детское наставничество», «Школа лидера «Звездный путь», «Многодетная семья – опора будущего», «Использование туризма в работе с неблагополучными семьями», «Семья помогает семье» (приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 18 декабря 2021 г. №715-о). Деятельность РМО направлена на обучение специалистов современным технологиям социального обслуживания семей и детей, разработку программ обучения и консультирование по вопросам внедрения данных технологий на территории Республики Башкортостан.
Проведен 13.12.2022г. обучающий семинар на базе созданных методических площадок в каждом центре «Семья» по тематическим направлениям работы с целевой аудиторией: «Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)», «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи». Обучение прошли 213 специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Башкортостан. На базе созданных методических площадок всех центров «Семья» начиная с 2023 года вновь принятые специалисты будут проходить обучение по направлениям «Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)», «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи» в соответствии с Положением о республиканском методическом объединении специалистов, осуществляющих социальное обслуживание и социальное сопровождение семьи и детей в Республике Башкортостан.
Заключены социальные контракты по направлению «иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» со 1281 семьей, в которых проживает 3338 детей, а также с 11 лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.14
Указанные семьи проживают на территории 69 муниципальных образований республики, в процессе оформления социального контракта данные семьи воспользовались услугами специалистов 69 служб для организации социального сопровождения семей.
Функционируют 8 групп дневного пребывания на базе отделов коррекционно-развивающей работы 8 центров «Семья»: Межрайонном, Белебеевском, Западном, Северо-восточном, Северо-западном, Юго-восточном, Юго-западном, Южном.
Дети из многодетных, малообеспеченных семей, находящихся на социальном сопровождении, получают помощь и консультации специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, реабилитолога, педагога дополнительного образования, воспитателя, медицинской сестры по массажу, специалиста по социальной работе, социального педагога, тренера преподавателя по адаптивной физической культуре. С 1 января по 31 декабря 2022 года услугами групп дневного пребывания воспользовались 286 малообеспеченных семей и их 318 детей (в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт).
Созданы на базе 11 центров «Семья» пункты проката строительных инструментов и техники.15
Закуплены стройинструменты: культиваторы, перфораторы, шуруповерты, лобзики. Подготовлены 4 видеоурока по использованию стройинструментов с соблюдением техники безопасности, которые размещены на Семейном портале Башкортостана.16
На базе 3 центров «Семья» создано специально организованное многофункциональное пространство для осуществления профессиональной деятельности участников целевой группы проекта – удаленные рабочие места для прохождения дистанционного профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации, стажировки. Разработано Типовое положение об организации многофункционального пространства (коворкинг-центр) для малоимущих семей, создаваемого на базе государственных бюджетных (казенных) учреждений Республики Башкортостан Центры «Семья», находящихся в ведении Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Для организации коворкинг-центра приобретены: компьютерная техника, оргтехника, теле-, аудио-, видео-, фото техника, мультимедийное оборудование.