Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Педагогический и психологический состав дошкольного учреждения уделяет значительное внимание вопросу организации речевого взаимодействия педагога с дошкольниками, данное направление в работе выступает одним из главных условий развития ребенка как фактора благополучного последующего обучения в школе.
Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации. Проблема приспособления детей, имеющих патологию зрения, в обществе - это деятельность реабилитации в социально-психологическом плане. Социальную и психологическую реабилитацию можно охарактеризовать как возобновление психических процессов, функций неразделимого адекватного поведения личности, которая имеет патологию с рождения, и реализуемая психологическими методами и средствами. В этой связи актуальную значимость обретает приспособление детей к их социальному окружению в условиях дошкольного образовательного учреждения, становление опыта общения в социальном пространстве детского сада.
В период дошкольного детства закладываются главные черты личности и характера, манера поведения в сложившихся ситуациях, умение соотнести свои потребности и желания с потребностями и желаниями окружающих людей. Социальное становление личности детей с нарушением зрения осуществляется в процессе систематического и целенаправленного воздействия педагога при помощи применения различных способов и приемов в определенных видах образовательной и совместной деятельности.
Этот период чрезвычайно важен и для осуществления целенаправленной коррекционной работы с теми детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи специалистов, в частности, дети с нарушением зрения, которым необходима помощь педагога.
На сегодняшний день в дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделено полноценному психологическому и физиологическому развитию ребенка. Методика речевого взаимодействия педагога с незрячими детьми-дошкольниками освещена в ряде научных и научно-методических трудов таких авторов как: Л. Левичева О. Маланцева, С.П. Татарова и другие.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей организации речевого взаимодействия педагога с незрячим ребенком среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – незрячий ребенок среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс организации речевого взаимодействия педагога с незрячим ребенком в условиях общеобразовательной среды в ДОУ.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что у незрячего ребенка среднего дошкольного возраста уровень восприятия литературных произведений до организации педагогом речевого взаимодействия ниже, чем после организации указанного процесса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения проблемы исследования.
2. Охарактеризовать незрячих детей.
3. Определить особенности проведения бесед о прочитанном литературном произведении, как одной из форм речевого взаимодействия с незрячим ребенком.
4. Провести экспериментальное исследование влияния речевого взаимодействия педагога с незрячим ребенком на восприятие литературных произведений.
В качестве методов исследования использовались:
1. теоретические – анализ психолого-педагогической литературы;
2. эмпирические – методики: Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки К.И. Чайковского «Айболит» (Е.И. Тихеева);
3. статистический - анализ количественной обработки эмпирических данных.
База экспериментального исследования. Экспериментальное исследование проходило на базе МАДОУ Детский сад № 13, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ф. Мюнниха, 15.
Выборку составили дети среднего дошкольного возраста (3-4 года).
Этапы исследования:
-
констатирующий; -
формирующий; -
контрольный.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав: «Общая характеристика незрячих детей», «Беседа о прочитанном литературном произведении, как одна из форм речевого взаимодействия с незрячим ребенком» и «Экспериментальное исследование влияния речевого взаимодействия педагога с незрячим ребенком на восприятие литературных произведений», заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ
-
Незрячие дети: понятие, виды, причины патологии зрительных органов
Слепота (незрячесть) детей – значительно остро проявляющийся уровень нарушения зрения, в данном случае сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира в результате утраты остроты основного зрения либо сужения поля зрения и иных функций зрения [19, с. 15]. Значительно важные, с клинической точки зрения, особенности детской слепоты определены тем, что они выступают в роли разнообразных форм изменения работы разнообразных зрительных структур и причинами, которые обусловливают слепоту, а так же сроки ее наступления. В зависимости от возраста наступления слепоты, у детей проявляются трудности в психо-физическом развитии [19, с. 16].
Достаточно часто при слепоте присутствует остаточное зрение. Определить остаточное зрение возможно при совокупности реализации функций зрения, степенью его сохранности, уровнем возможности его применения при ориентации. Одной из функций зрения выступает цветовое зрение. Данная функция является сохранной при остаточном зрении и ее можно охарактеризовать, как способность глаза различать цветовые тона. При не цветовом зрении дети окружающую их действительность воспринимают в сером цвете, но у них сохраняются различия по насыщенности и яркости. Не цветовое зрение достаточно часто сопровождается фотофобией, а также низкой остротой центрального зрения. Данные явления наблюдаются и у незрячих, которые имеют остаточное зрение, и у детей при определенных заболеваниях нейрозрительного аппарата [11, с. 99].
По мнению В. Гудонис остаточного зрения существует три формы:
- острота основного зрения 0,04 и ниже; поле зрения сужено; цветовосприятие отличается от естественного уменьшением чувствительности цвета;
- острота основного зрения 0,04 и ниже; зрительное поле ограничено, а так же в нем наблюдается выпадения отдельных участков. Данные модификации соединяются с определенным уменьшением цветоразличия либо с его глубокой патологией;
- острота основного зрения 0,04 или выше при этом наблюдается трубчатое поле зрения и острая патология цветоразличения [10, с. 80].
Функциональные возможности детей, имеющие первую форму слепоты, достаточно высокие и наблюдаются у детей умеющих врожденную катаракту и иные перцептивными изменения зрения. В данном случае дети-дошкольники достаточно легко ориентируются в окружающем их мире и при высоком снижении остроты основного зрения. Опознавая предметы, ребята достаточно точно определяют их цветовые данные.
Дети, имеющие вторую и третью форму слепоты имеют рецепторные и смешанные повреждения зрительной системы, а именно: микрофтальм врожденный, отмирание зрительного нерва, но возможности остаточного зрения при этом невысоки.
В случае если наблюдается низкая острота основного зрения - 0,01 при сочетании с нарушением цветоразличения, то зрительная ориентация достаточно низкая и дает незначительный результат, достаточно часто зрительные функции включаются при фокусировании ребенка на светоцветовых сигналах.
У незрячих детей основной причиной появления глазных заболеваний выступает прирожденная патология глаз, недоразвитость системы зрения на фоне всеобщего соматического снижения состояния здоровья. Причина врожденного отклонения в зрении - наследственность, обусловливающая возникновение и развитие патологии сетчатки глаз, катаракты, глаукомы, отмирание зрительного нерва, и др.; в некоторых случаях, факторов, которые обуславливают снижение зрительных функций, несколько [20, с. 67].
Одна из изученных причин снижения зрительных функций выступает патология рефракции, а именно: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм. Косоглазие и возникшая на фоне данного нарушения зрительных функций амблиопия, - часто встречающиеся заболевания. На современном уровне определение, постановка диагноза и лечение косоглазия позволяет восстановить и повысить работу зрительных функций у детей в раннем и дошкольном возрасте. Если, определено неблагополучие в зрительной реакции у ребенка, родителям рекомендуется обратиться в кабинет окулиста или в специальный диспансер.
Косоглазие сплачивает разные по своей природе нарушение зрительной и глазодвигательной системы, которое вызывает периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Различается скрытое, мнимое и истинное косоглазие. Содружественное косоглазие охарактеризованно временным или постоянным отклонением одного глаза от точки фиксации обоих глаз и изменением бинокулярного зрения, подвижность глаз в разных направлениях свободна, угол изменения движения правого и левого глаза равен и по величине, и по направлению. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.
Косоглазие приводит к нарушению бинокулярного видения и мешает его развитию. Офтальмологи, признают главную причину косоглазия врожденная слабость нервного управления мышечной деятельности [28, с. 5].
О. Маланцева отметил важность оптической коррекции дефекта рефракции на ранней стадии в качестве действенного средства предупреждения содружественного косоглазия, изменение остроты зрения глаз по средством очков способствует согласованному действию глаз [27, с. 64].
Причинами врожденных патологий в развитии зрительного органа выступают модификации внешней и внутренней среды: разные заболевания перенесенные матерью в период беременности: грипп, или иные вирусные заболевания, а так же усиление состояния хронических болезней. Значительное место в причинах высокого нарушения зрительных функций у детей занимают алкоголизм, наркомания, авитаминозы у родителей. Так же из детей с нарушением центрального зрения необходимо взять во внимание недоношенных детей с тотальной слепотой [38, с. 62].
Приобретенная слепота – это результат патологии зрительных органов: роговицы, сетчатки, сосудистого тракта и др., заболеваний ЦНС (центральной нервной системы): менингит, опухоль мозга, касающиеся участков коры зрительной системы, и осложнения, в следствии инфекционных заболеваний, травмы глаза либо мозга [8, с. 26].
Врожденная патология зрительного нерва определена как определенное заболевание (наследственно-семейной атрофия зрительного нерва) или в качестве симптома наследственно-семейного неврологического заболевания. Отмирание зрительного нерва, возможно охарактеризовать как сопровождающее патологическое состояние при разных отклонениях в развитии и заболевании. Отмирание зрительного нерва характеризуется произвольным и непроизвольным движением глаз, что может быть связано с поражением ЦНС. Поражение зрительного нервного аппарата, которое приводит к незрячему состоянию, проявляется как следствие разных аномалий ЦНС, и как последствие травм, инфекционных и других заболеваний.
При врожденной катаракте у детей иногда наблюдаются патологические изменения в отдельных зрительных функциях, например, атрофия или отслойка сетчатки и пр. Дети с врожденной катарактой могут иметь сравнительно сохранное зрение, но наблюдается изменение поля зрения, характеризующееся, как уменьшением границ во время установлении формы и цвета предмета, так и при концентрации на движущиеся объекты.
Зрение является важной функцией организма при ориентации ребенка в окружающем его мире и реализации различных сторон его деятельности. В этой связи осознание особенностей патологий зрения способствует пониманию трудностей, которые возникают при любого рода заболеваний глаз. Познание особенностей патологии зрительных функций помогает осознать трудности, которые могут возникнуть при определенных заболеваний глаз. Известными формами глазных заболеваний выступают аномалии рефракции.