Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последнее время часто встречаются такие заболевания, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. При указанных глазных заболеваний часто изменяется основное зрение, т.е. его острота, из-за чего затрудняется явление распознавания мелких деталей, изменяются форма и величина предметов, а так же нарушается восприятие расстояние. Осложняется чтение и письмо при изменении остроты зрения.

В процессе патологии рефракции близорукость, дальнозоркость или астигматизм наблюдаются изменения формы и размера глазного яблока. При миопии размер глазного яблока увеличен по осевому направлению, при гиперметропии глазное яблоко уменьшено вдоль по оси. Высокая степень аномалии рефракции характеризуется нарушением расстояния восприятия, размера предметов и их изображений. При астигматизме, в случае, если происходит деформация глазного яблока, наблюдается у детей искажение изображенного предмета. Данное явление способно привести к уменьшению остроты зрения и приводит к формированию амблиопии. Если у ребенка поставлен диагноз катаракта, то у него поражен процесс преломления лучей через замутненный хрусталик, как следствие, наступает обскурационная амблиопия, это уменьшает чувствительность глазной сетчатки и снижает способность видения предметов. Миопия осложняет распознание удаленных предметов, а гиперметропия осложняет распознание мелких предметов, которые расположены на не удаленном расстоянии.

По уровню остаточного зрения различается абсолютная и практическая слепота. При тотальной (абсолютной) слепоте оба глаза отключены от зрительных ощущений полностью. Практическая слепота характеризуется наличием остаточного зрения, т.е. сохраняется светоощущение, которое способствует различию света от тьмы. Имея остаточное форменное зрение ребенок способен сосчитать предметы на близком расстоянии и воспринимать свет.

Как характеризует А.И. Каплан «остаточное зрение - это определенное качество глубоко нарушенного зрения, зависящее от разнообразных характеристик глазных заболеваний, которое обусловлено главным и сопутствующим аномальным процессом, всеобщим состоянием организма, нейропсихической сферы. Указанное нарушение зрения можно охарактеризовать различными возможностями зрения, степенью его сохранности, уровнем устойчивости».


Охарактеризовать остаточное зрение можно следующим образом:

- неравнозначность согласованности разных функций зрения и совпадения их параметрам;

- неустойчивость определенных элементов и снижение быстроты и качества обработки информации;

- наступление утомления, т.к. снижена работоспособность глаз.

А.И. Каплан различает 3 главных клинических вида детской слепоты:

- заболевание зрительно-нервного аппарата (отмирание зрительного нерва и заболевания сетчатки);

- поражение хрусталика, врожденная (не оперированная и оперированная) катаракта;

- заболевание зрительного органа в целом (врожденный микрофтальм, глаукома).

Микрофтальм – это патология формирования зрительных функций, которая характеризуется снижением размера глазного яблока и низким формированием или аномальным изменением определенных структур зрительной системы. Часто возникновение микрофтальма взаимосвязано с ранним этапом эмбриогенеза. Приобретенный микрофтальм – это следствие повторно возникшей остановки формирования зрительных функций в результате начальных постнатальных патологических процессов, которые связаны с приостановкой формирования зрительных органов. Причины появления микрофтальма изучены мало, но отмечается, что данное явление относится к генетическим нарушениям. В определенных случаях появление микрофтальма связано с патологией мозга. Редко указанное заболевание наблюдается на фоне изменений в развитии ЦНС.

Если не лечить глазные заболевания, то со временем человек слепнет, у него снижается возможность при определении профессии, возникают трудности ориентации в пространстве [3, с. 33].

Итак, слепота – значительно остро проявляющийся уровень нарушения зрения, ограничено зрительное восприятие окружающего мира в результате утраты остроты основного зрения либо сужения поля зрения и иных функций зрения. При слепоте присутствует остаточное зрение. Остаточное зрение - это определенное качество глубоко нарушенного зрения, зависящее от разнообразных характеристик глазных заболеваний, которое обусловлено главным и сопутствующим аномальным процессом, всеобщим состоянием организма, нейропсихической сферы.

У незрячих детей основной причиной появления глазных заболеваний выступает врожденная и приобретенная патология глаз. Врожденная патология - недоразвитость системы зрения на фоне всеобщего соматического снижения состояния здоровья. Приобретенная слепота – это результат патологии зрительных органов: роговицы, сетчатки, сосудистого тракта и др., заболеваний ЦНС (центральной нервной системы): менингит, опухоль мозга, касающиеся участков коры зрительной системы, и осложнения, в следствии инфекционных заболеваний, травмы глаза либо мозга.


1.2. Особенности психического развития незрячих детей
Зрение имеет значительную роль в повседневной деятельно­сти ребенка, обеспечивает регулирование и самоконтроль над движениями. Так как зрение взаимосвязано с иными функциями организма и значимо в формировании ребенка и его жизнедеятельности, то его патология приводит к возникновению других нарушений в пси­хическом и физическом развитии. Наиболее часто нарушаются функции, которые плотно взаимосвязаны со зрительными функциями, это отражается на восприятии предметов и окружающей действительности, ори­ентацию в пространственной сфере, развитию представлений в измерительной деятельности. Патология зрительных функций сказывается на недостатках в развитии двигательных явлений: точности, скорости, координации движений и др.

Восприятие незрячих детей. Восприятием выступает психический процесс, при помощи которого отражаются предметы или явления действительности, которые напрямую воздействуют на чувственные органы, при обобщении их свойственных качеств, в итоге в сознании ребенка появляется фигура объекта. Так как влияющие на детей предметы имеют комплекс определенных свойств, то в холе восприятия принимают участие чувства разных мо­делей.

Патология зрительных функций способна привести к снижению или ослаблению зрительного восприятия у незрячих детей. Нарушение в области ощущений, обязательно отразятся на восприятии.

В ходе восприятия часто участвуют не один анализатор. В процессе реализации разных форм деятельности определенный анализатор выступает главным. В связи с условиями жизни и манеры поведения определенный анализатор выступает как доминирующий. Согласно изложенному, возможно определить свойственный определенному ребенку тип восприятия. Если учитывать норму, то у значительного количества детей-дошкольников развивается такой тип восприятия, как зрительный. Доминирование зрительных функций достаточно прочное и при слепоте, в тех случаях, когда наибольшее количество предметов не возможно адекватно воспринять зрительно, главенствующее поло­жение занимают такие анализаторы, как кожно-механический и двигательный. Они лежат во главе зрительного восприя­тия, но указанный анализатор при определенном уровне остроты зрения и специфики деятельности в определенной степени принимает участие в ходе восприятия. В определенных сферах деятельности детей, которые не требуют четкой зрительной активности (ориентировка в большом пространстве), патология функций зрения (слепота) занимает значимое положение [9, с. 11].


Не участие в процессе восприятия зрения встречается при тотальной слепоте. В определенной степени отражение физических свойств предметов незрячими реализуется через информацию, которая получается при помощи кожных и двигательных анализаторов, если наблюдается значительная патология зрения, то функционирует осязательный тип восприятия. Развитию указанного типа восприятия в наибольшей степени содействует характер, деятельности слепых (учеб­ной и трудовой), приобретение на­выков чтения и письма, осуществляется на фоне осязатель­ного восприятия предметов.

Вне зависимости от типа восприятия, который склады­вается у незрячего ребенка-дошкольника, оно имеет все­ известные свойства: изби­рательность, осмысленность, обобщенность, константность. Избирательность вос­приятия ограничена определенным кругом интересов, уменьшением активности, снижением эмоционального воздей­ствия предметов внешнего мира. Нарушение функций зрения препятствует зрительному восприятию, верно отображаются только определенные, зачастую незначительные свойства предметов, в этой связи возникшие образы коверкаются и зачастую не соответствуют действительности.

Патология зрительных функций, затрудняет, ограничи­вает или исключает вероятность зрительного восприятия, неминуемо отпечатывается и на представлени­ях, потому что, то чего не было в восприятии, не будет в представлении [11, с. 100].

Представления незрячих детей. Представления незрячих различен от образной памяти зрячих детей. Специфическими осо­бенностями данных представлений выступают схематизм, фрагментарность и не значительные свойства обобщенности.

Схематизм явственно выражается при воссоздании образов, скудных деталями. Так, незрячие дети не имеют потенциальной возможности определить разницу среди птиц одного вида, не именно на фоне приобретенных представлений, но и сформированного восприятия. Дети определяют только наличие головы, тулови­ща, крыльев и двух ног, а необходимые специальные признаки – величина, форма, - не отмечаются детьми, в итоге память складывается как обнаженная схема определенного объекта [15, с. 36].

Фрагментарное представление слепых детей выражается в определенном образе рассматриваемого объекта, значительные детали не определены. В итоге образ предмета не имеет целостности и не соответствует воссоздаваемому объекту. Не полное представление у детей с патологией зрения явно прослеживается при воссоздании образов через занятие лепкой, рисова­нием или моделированием, и, конечно, при определении предмета. Все выше перечисленное способно привести к снижению уровня обобщенности, определению незначительных признаков. В образе лисы, например, для незрячего ребенка значимой деталью является пушистый хвост, а в образе зайца - короткий хвост. Незрячий дошкольник способен перепутать лису, белку, зайца и медведя по тому, что у одних хвосты пушистые, а у вторых - короткие.


Не имея возможности зрительно вос­принимать определенные предметы в целом или отдель­ные их свойства, у незрячих детей-дошкольников наблюдается такая особенность представлений, как вербализм. Вербализм - это отклонение от нормы соотношение ощущений и знаний об объекте или абсолютное отсутствие чув­ственных элементов в речевом описании объектов. Описывая, например, мухомор, незрячий ребенок характеризует его как гриб с красной шляпкой, которая покрыта белыми пятнами. В процессе лепки выясняется, что определенного представления о мухоморе у ребенка нет, так как он лепит гриб, который лишен специфических при­знаков мухомора [19, с. 14].

При верно сформированной и проведенной коррекционной работе незрячие дети обретают запас представлений, которые обеспечивают способность определенно верно ориентироваться в окружающем мире.

Память незрячих детей. Главным в памяти выступает процесс запомина­ния, от степени его сформированности, на прямую, зависит результативность деятельности человека. Из специфики процесса запоминания определенного мате­риала незрячими детьми-дошкольниками, следует определить неполное осознание запоминаемого материала. Мало достаточность сформированности логической памяти характеризуется особенностями восприятия и объединенными с ним спецификой мышления. В данном случае говорится о нелегкости, испытывающие незрячими детьми в ходе реализации таких мыслительных действий, как синтез, анализ, сравнение и т.д. Однако, вне зависимости от недостаточной степени формирования логической памяти, у детей с заболеванием зри­тельной системы запоминание текста, который имеет смысловую связь, происходит продуктивнее, чем текста, не взаимосвязанного смыслом. У слепых и детей-дошкольников тяжелее, чем у здорового ребенка, выражается «закон края», т.е. лучшее восприятие начала и конца исследуемого объекта. Слепые значительно плодотворно запоминают начало исследуемого объекта [7, с. 42].

Не зависимо от наличия определенных специфических осо­бенностей, процесс запоминания у незрячих детей подчинен закономерностям, которые определены в норме. Указанное доказывает увеличение объема и скорости процесса запоминания, наилучшим запоминанием слов, которые не имеют смысловой связи, в дошкольном возрасте.

Замедленное развитие запоминания у незрячих детей педагоги и психологи определяют в недостатке наглядного и действенного опыта, а так же высокой утомляемости. Коррекционная деятельность деятельности незрячих детей-дошкольников выступает надежной профилактикой указанных отклонений.