Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Понравилась сказка?

- О ком она?

- Какой был Айболит?

- Чем понравилась эта сказка и почему?

- Что случилось с героями сказки?

Критерий оценки по исследованию:

Высокий уровень - если ребенок слушает произведение с большим интересом, отвечает на все вопросы беседы по сказке, полно характеризует главного героя, его мотивы поступка, сопереживает герою (3 балла).

Средний уровень – если знания о произведениях писателей достаточные: отвечает на некоторые вопросы беседы. Слушает произведения с интересом, но не долго, отвлекается. Отвечает на 2-3 вопроса беседы по сказке (2 балла).

Низкий уровень – если ребенок ничего не знает о произведениях писателей: не отвечает ни на один вопрос беседы. Не всегда с интересом слушает произведение, отвлекается. Дает слабый ответ (1балл).

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Результаты анализа констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента


И.Ф. ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Общий балл

Уровень

1. Максим Р. (незрячий ребенок)

2

1

1

4

Низкий

2. Данил А. (здоровый ребенок)

3

2

2

7

Средний



Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что низкий уровень восприятия литературных произведений определен у незрячего ребенка, средний уровень определен у здорового ребенка. Это свидетельствует о том, что до организации речевого взаимодействия педагога с детьми уровень восприятия у незрячего ребенка ниже, чем у здорового.

2.2. Методика организации речевого взаимодействия педагога с незрячим ребенком
На формирующем этапе эксперимента с незрячим ребенком по указанной ниже программе, проводились занятия для развития у него восприятия.

Нами разработана программа по формированию восприятия в процессе беседы о прочитанном.


В реализацию программы входят:

Цели программы:

1. Повышение компетентности в общении.

2. Развитие восприятие литературных произведений.

Задачи программы:

  • обобщение знаний и расширение представлений о произведениях;

  •  развитие коммуникативных навыков, творческих способностей;

  •  создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе;

  • формирование у незрячего ребенка живого интереса к литературе;

  • побуждать к активному участию в беседе;

Структура занятий:

1.  Организационный этап: подготовка ребенка к изучению нового материала.
2.     Основной этап: упражнения и беседа по теме занятия.

3.     Заключительный этап: рефлексия по итогам занятия.

Содержание программы

Тематический план программы представлены ниже в таблице 2 (Приложение 1).

Таблица  2.

Тематический план занятий по развитию межличностного восприятия

№ п.п

Тема

Количество занятий

Цели занятий

1

Произведение Н. Носова «Живая шляпа»

2

Развитие связной речи.


2

Произведение Н. Калининой «Про снежный колобок»


1

Развитие восприятие у детей через подведение к самостоятельному продолжению и завершению рассказа

3

Народная сказка «Зимовье зверей»


1

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки


По результату проведенных занятий по программе нами были сделаны следующие выводы:

1. После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) незрячий ребенок находится под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются с педагогом репликами, просит почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично. Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Педагог акцентирует внимание ребенка на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

2. Воспитатель должен заранее составить вопросы для данной беседы, чтобы, отвечая на вопросы, ребенок последовательно и полно передал содержание произведения. При проведении такого занятия нужно добиваться активного участия в нем незрячего ребенка, настаивая на исчерпывающем ответе. Если же ребенок ответил кратко и не передал в своем ответе всего содержания, задаются дополнительные вопросы. В случае необходимости воспитатель сам напоминает то, что ребенок забыл, выразительно цитируя отдельные места книги.



3. Общаясь с дошкольником важно помнить, что недостаточно активизировать его внимание на решении разного рода «почему», «зачем», «как» - важно пробудить его творческую мысль, дать пищу работе воображения, всколыхнуть эмоции, установить связи произведения с жизнью. В подобном общении важно сохранить эмоциональное отношение незрячего ребенка к произведению, к героям, а это зависит от эмоциональности, выразительности речи воспитателя. 

4. Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения в процессе общения, от излишних объяснений, и в особенности от морализирующих выводов.

Таким образом, организация речевого взаимодействия с незрячим ребенком после чтения проводится с целью развития эмоционального его восприятия, усиления воздействия литературного произведения на ум и чувства, для того чтобы дать ребенку возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги. Речевое взаимодействие с незрячим ребенком по проблемам рассмотренным в литературном произведении способствует активному обогащению речи детей, т.к. они в своих ответах и высказываниях воспроизводят речь автора книги и действующих лиц.

3.3. Анализ и оценка уровня развития восприятия литературных произведений после организации педагогом речевого взаимодействия с незрячим ребенком
Для исследования уровня восприятия литературных произведений на контрольном этапе эксперимента у детей среднего дошкольного возраста были применены следующие методики: Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки К.И. Чайковского «Айболит» (Е.И. Тихеева).

Анализ результатов контрольного этапа исследования

Результаты анализа контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 3

Таблица 3

Результаты контрольного этапа исследования


И.Ф. ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Общий балл

Уровень

1. Максим Р. (незрячий ребенок)

3

2

2

7

Средний

2. Данил А. (здоровый ребенок)

3

2

2

7

Средний




Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что средний уровень восприятия литературных произведений определен у незрячего и здорового ребенка, Это свидетельствует об эффективности организации речевого взаимодействия педагога незрячим ребенком.

Выводы по третьей главе
С целью исследования влияния речевого взаимодействия педагога на восприятие литературных произведений незрячим ребенком среднего дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследование.

Исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. База эксперимента: эксперимент реализовывался на базе МАДОУ Детский сад № 13, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ф. Мюнниха, 15. В эксперименте принимали участие 2 ребенка старшего дошкольного возраста (незрячий и здоровый ребенок).

Для исследования уровня восприятия литературных произведений на констатирующем и контрольном этапе эксперимента у детей старшего дошкольного возраста были применены следующие методики: Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки К.И. Чайковского «Айболит» (Е.И. Тихеева).

Анализ констатирующего этапа эксперимента дал следующие результаты: низкий уровень восприятия литературных произведений определен у незрячего ребенка, средний уровень определен у здорового ребенка. Это свидетельствует о том, что до организации речевого взаимодействия педагога с детьми уровень восприятия у незрячего ребенка ниже, чем у здорового.

На формирующем этапе эксперимента с незрячим ребенком были проведены занятия по разработанной нами программе: мы проводили общение о прочитанном для развития у детей старшего дошкольного возраста их восприятия. Программа осуществлялась на базе следующих произведений: Н. Носова «Живая шляпа», Н. Калининой «Про снежный колобок», народная сказка «Зимовье зверей».

Анализ контрольного эксперимента дал следующий результат: средний уровень восприятия литературных произведений определен у незрячего и здорового ребенка, Это свидетельствует об эффективности организации речевого взаимодействия педагога незрячим ребенком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, слепота у детей – значительно остро проявляющийся уровень нарушения зрения, ограничено зрительное восприятие окружающего мира в результате утраты остроты основного зрения либо сужения поля зрения и иных функций зрения. При слепоте присутствует остаточное зрение. Остаточное зрение - это определенное качество глубоко нарушенного зрения, зависящее от разнообразных характеристик глазных заболеваний, которое обусловлено главным и сопутствующим аномальным процессом, всеобщим состоянием организма, нейропсихической сферы.


У незрячих детей основной причиной появления глазных заболеваний выступает врожденная и приобретенная патология глаз. Врожденная патология - недоразвитость системы зрения на фоне всеобщего соматического снижения состояния здоровья. Приобретенная слепота – это результат патологии зрительных органов: роговицы, сетчатки, сосудистого тракта и др., заболеваний ЦНС (центральной нервной системы): менингит, опухоль мозга, касающиеся участков коры зрительной системы, и осложнения, в следствии инфекционных заболеваний, травмы глаза либо мозга.

Зрение имеет значительную роль в повседневной деятельно­сти ребенка, обеспечивает регулирование и самоконтроль над движениями. Так как зрение взаимосвязано с иными функциями организма и значимо в формировании ребенка и его жизнедеятельности, то его патология приводит к возникновению других нарушений в пси­хическом и физическом развитии.

Патология зрительных функций способна привести к снижению или ослаблению зрительного восприятия у незрячих детей. Нарушение в области ощущений, обязательно отразятся на восприятии. Нарушение функций зрения препятствует зрительному восприятию, верно отображаются только определенные, зачастую незначительные свойства предметов, в этой связи возникшие образы коверкаются и зачастую не соответствуют действительности.

Фрагментарное представление слепых детей выражается в определенном образе рассматриваемого объекта, значительные детали не определены. В итоге образ предмета не имеет целостности и не соответствует воссоздаваемому объекту.

Скоротечное забывание изученного материала можно объяснить не значимостью рассматриваемых объектов и незнанием их определений, о коих незрячие дети-дошкольники получают через вербальное познание. Дефицит процесса сохранения, возникаю­щий вследствие аномалий в области от­ражения через чувства, способны в существенной мере ликвидироваться при использовании дифференцированного, учитывающего состояние функционирования зритель­ных анализаторов в наглядном и действенном обучении сле­пых детей.

Физиологическое осуществление процессов мышления у незрячих и видящих одни и те же. Мыслительная деятельность, логика, подчиняется законам, общим для всех детей. Мышление может быть развито достаточно высоко и у слепых детей, т.к. мыслительная деятельность имеет речевой характер.

Внимание способствует концентрации сознания на исследуемом предмете одновременно отвлекая его от всего посторон­него, препятствующего деятельности в нужном направлении. Патология зрения, приведшая к слепоте не дает зритель­ного отражения мира, в ходе этого из ощуще­ний ребенок не может получить большое количество сигналов, которые информировали бы его о главных качествах предметов и явлений..