Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Освоение фонетической стороны речи, с чего начинает формироваться усвоение родного языка, т.е. развитие фонетического слуха, а так же механизм звукопроизношения, осуществляется на фоне подражания. В случае если формирование фонетического слуха и развитие речеслуховых явлений, которое основано на слуховом вос­приятии, происходит у незрячих и зрячих детей идентично, то развитие речевых и двигательных образов, а именно, артикуляции звуков речи, которое основано не только на слуховом, но и на двигательном и зрительном восприятии, значительно отличается.

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовлен диалог на заранее выбранную тему.

В беседе вместе с мышлением развивается речь, формируется диалогические и монологические формы связной речи, а прежде всего речи разговорной; умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываются в присутствии других детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения.

Е.А. Флерина выделила три типа бесед:

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Д.М. Конина выделяет тип беседы, в основу которой, положен материал (картина, книга).

Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если, программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Беседа педагога по произведению с незрячим ребенком - это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.

Виды бесед, проводимые педагогом с незрячим ребенком после прочтения произведения: беседа-ответы на вопрос, поставленный автором; беседа в связи с прочитанным; беседа о содержании прочитанного; беседа - воспроизведение прочитанного.

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения.


С целью исследования влияния речевого взаимодействия педагога на восприятие литературных произведений незрячим ребенком среднего дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследование.

Исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. База эксперимента: эксперимент реализовывался на базе МАДОУ Детский сад № 13, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ф. Мюнниха, 15. В эксперименте принимали участие 2 ребенка старшего дошкольного возраста (незрячий и здоровый ребенок).

Для исследования уровня восприятия литературных произведений на констатирующем и контрольном этапе эксперимента у детей старшего дошкольного возраста были применены следующие методики: Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Е.И. Тихеева), Чтение сказки К.И. Чайковского «Айболит» (Е.И. Тихеева).

Анализ констатирующего этапа эксперимента дал следующие результаты: низкий уровень восприятия литературных произведений определен у незрячего ребенка, средний уровень определен у здорового ребенка. Это свидетельствует о том, что до организации речевого взаимодействия педагога с детьми уровень восприятия у незрячего ребенка ниже, чем у здорового.

На формирующем этапе эксперимента с незрячим ребенком были проведены занятия по разработанной нами программе: мы проводили общение о прочитанном для развития у детей старшего дошкольного возраста их восприятия. Программа осуществлялась на базе следующих произведений: Н. Носова «Живая шляпа», Н. Калининой «Про снежный колобок», народная сказка «Зимовье зверей».

Анализ контрольного эксперимента дал следующий результат: средний уровень восприятия литературных произведений определен у незрячего и здорового ребенка, Это свидетельствует об эффективности организации речевого взаимодействия педагога незрячим ребенком.


Список литературы

1. Алексеева, М.М. и др. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. - 400 с.

2. Белинский, В.Г. О детских книгах / В.Г. Белинский // Собрание сочинений. - М.: Наука, 1978. - Т. 3. - С.61-97.

3. Бойков, Д.И. Инновационная система коррекционно-педагогического образования: проблемы и перспективы / Д.И. Бойков // Логопед в детском саду. - 2008. - № 5. - С.29-43.

4. Болотина, Л.Р. и др. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005 – 234с.

5. Брызгалова, С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 14-27.

6. Волкова, Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л.С. Волкова // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 3-18.

7. Годовникова, Л.В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Л.В. Годовникова // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 36-47.

8. Голиков, Н. Индивидуальная помощь ребенку - инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. - 2006. - №1. - С. 22 - 35.

9. Головчиц, Л.А. Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития / Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. - С. 10-28.

10. Гудонис, В. Проблемы обучение детей с нарушениями зрения / В. Гудонис // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 78 – 87.

11. Григорьева М.А. Дети с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве / М.А. Григорьева // Специальное образование. - 2009. - № 4. - С. 98-108.

12. Гурович, Л. М. и др. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. - М. Пресса,1992. - 214с.

13. Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: автореферат дисс. канд. пед. наук /Л.М. Гурович. – Л.: Норма, 1973. – 13с.

14. Денисова, Е. Такие разные дети. Как быть? / Е. Денисова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. - С.64-77.

15. Дорофеева, И.И. Организация образовательного процесса в детском саду комбинированного вида / И.И. Дорофеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. - С. 33-48.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.


17. Зайцев, Д.В. Обучение детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С.127-139.

18. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды.- М.,1996.- Т.1.- 66с.

19. Зальцман, А.М. К вопросу об обучения незрячего ребенка в современной ситуации / А.М. Зальцман // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. - С. 14-26.

20. Иванникова, О.А. Интеграция слепого ребенка в среду ДОУ / О.А. Иванникова // Современный детский сад . - 2009. - № 7. - С. 62-75.

21. Иванникова, О.А. Взаимодействие детей с нарушением зрения со здоровыми сверстниками в процессе их интеграции в условиях ДОУ / О.А. Иванникова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 22-41.

22. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Капинская. – М.: Педагогика, 1982. –143с.

23. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. - М.: Просвящение, 1990. – 128 с.

24. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательство центр «Академия», 2003. – 176 с.

26. Левичева, Л. Особый ребенок / Л. Левичева // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С. 10–23.

27. Маланцева, О. Совместное обучение здоровых детей и детей со специальными нуждами / О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 63-79.

28. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок - обычное детство / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 3-18.

29. Микляева, Н. Детский сад для всех: «чужие» - тоже «свои» / Н. Микляева // Обруч. - 2009. - № 5. - С. 3-22.

30. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И. Максаков. М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

31. Мещеряков, Б. и др. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко.- Спб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672с.

32. Омельченко, Е.М. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми со сложными дефектами в условиях ДОУ / Е.М. Омельченко // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1- С. 47-58.

33. Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие / В.А. Орехова. – М.: КНОРУС, 2006. – 147с.

34. Рожина, Л.Н. Психология восприятия литературного героя дошкольниками /Л.Н. Рожина - М.: Просвещение.- 1987. - 158 с.

35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубенштейн. - М., 1966. - 471с.


36. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебное пособие / Л.В. Сафонова. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 224 с.

37. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. - М.: Издательство «Просвещение», 1966. - 235с.

38. Татарова, С.П. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности с их здоровыми сверстниками / С.П. Татарова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №2. - С. 58 - 68.

39. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96-10.

40. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Наука, 1999. – 202 с.

Приложение 1

Форма – открытое занятие в средней дошкольной группе

Тема – Произведение Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: Развитие связной речи ребенка.

Задачи: Продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа. Обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора их к существительным. Воспитание гуманного отношения к домашним животным.

Ход

I. Организационный момент: (Беседа)

Воспитатель: - У меня в руках шляпа - Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) - Мне кажется - это какой - то неумеха бросил ее здесь. – Максим, а ты знаешь, как правильно ухаживать за своими вещами? (ответ ребенка) – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как ты думаешь, в какое время года можно носить этот головной убор? (ответ ребенка).

II. Основная часть:

- Максим, как ты думаешь, бывает ли шляпа Живой? (ответ ребенка).

- Посмотрите, кая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н.Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа».

Беседа воспитателя по рассказу.

1. Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?

2. Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?

3. Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?

4. Куда побежали мальчики?

5. Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?

6. Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?

- Как ты думаешь, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответ ребенка).

III. Заключительная часть:

Давай проанализируем рассказ.

- Как звали героев его самого первого рассказа "Затейники"?