Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процессы памяти выполняют сохранение и забывание, их можно охарактеризовать как крепость и колебание временных нервных связей, взаимосвязанных с изучением материала, предусмотренного программой. У незрячих детей наравне с продолжительным сохранением мож­но замечать скоротечное забывание. Особенность течения указанных процессов памяти первостепенно определено тем, дети указанной категории, не имеют в своем распоряжении достаточно возможностей для дальнейшего восприятия материала. Образы, которые формируются в памяти незрячих детей, если не имеют подкреплений, идут к угасанию.

Скоротечное забывание изученного материала можно объяснить не значимостью рассматриваемых объектов и незнанием их определений, о коих незрячие дети-дошкольники получают через вербальное познание. Дефицит процесса сохранения, возникаю­щий вследствие аномалий в области от­ражения через чувства, способны в существенной мере ликвидироваться при использовании дифференцированного, учитывающего состояние функционирования зритель­ных анализаторов в наглядном и действенном обучении сле­пых детей [3, с. 35].

Узнавание, представляющее собой деятельность, в процессе которой можно сопоставить образ, спалываемый в памяти с предметом восприятия, за­висит от полного и точного восприятия, от существенного или несущественного свойства и при­знака, который был выделен и теперь может быть подвергнут сравнению.

Развивающиеся у незрячих мало объединенные, фрагментарные образы, которые формируются у ребенка при определенных значительно важных свойств объектов и явлений окружающего мира, выявляются позже при ознакомлении с объек­тами. Ознакомление с объектами при патологии зрительных функций происходит медленно и наименее полно, чем это должно быть норме, при этом верность в ознакомлении напрямую зависит от ос­троты зрения.

Познание выступает способностью сопоставлять и соотносить объекты восприятия, а образы, спалываемые в памяти, развиваются у незрячих детей как в норме, постепенно и напрямую соотнесено с чувственным опытом. Ограничение чувственного опыта при патологии зрения задерживает формирование данного процесса [8, с. 23].

В ходе коррекционной работы педагога не­зрячие дети осваивают навыками осязательного, осязательно-зри­тельного и зрительного узнавания. В данном случае узнавание проходит количественные и качественные изменения и приравнивается к норме. Восприятие нуждается в наиболее полном сохранении ранее воспринятого, в отли­чие от узнавания. В некоторых исследова­ниях памяти незрячих детей-дошкольников наблюдается наименее полное и замедленное воспроизведение изученного материала. Качество указанного процесса зависит от выявленных недостатков запоминания и сохранения.


Включение незрячих детей к разным видам деятельности и широкое применение имеющихся зрительных анализаторов или остаточного зрения выступает стимулом для всестороннего развития имеющихся видов памяти: словесно-логической, образной, эмоциональной и дви­гательной [10, с. 79].

Мышление незрячего ребенка.В процессе обучения и воспитания детей, осуществляя коррекцию недоразвитых функций, важное значение имеет мышление, т.е. тот наивысший способ комплексного отражения действительности. Мышление ребенка тесно связано со словесной деятельностью. В мысли­тельной деятельности, которая взаимосвязана с познанием и практикой, важное значение приобретают зна­ния. От того насколько выше степень знаний, зависит полные и разносторонние операции мыслительной деятельности.

Физиологическое осуществление процессов мышления у незрячих и видящих одни и те же. Мыслительная деятельность, логика, подчиняется законам, общим для всех детей. Д.В. Зайцев доказала, что формирование мышления не взаимосвязано со степенью нарушения зрения. Мышление может быть развито достаточно высоко и у слепых детей, т.к. мыслительная деятельность имеет речевой характер [17, с. 128]. Значение слова в ознакомлении с действительностью играет огромное роль и способствует незрячему ребенку-дошкольнику уйти за пре­делы бедного чувственного опыта. В процессе обучения незрячих детей в дошкольном учреждении особая роль уделяется практической деятельности, происходит изменение соотно­шения чувственного и словесно-логического позна­ния. При помощи энергичной деятельности мышления и речи компенсируется нарушение зрительных функций и изъяны прямого чувственного опыта. Дошкольники с низким остаточным зрением способны приобретать большие знания, применяя запасной потенциал мышления. Используя знания, незрячие дети-дошкольники способны делать обобщающие выводы абсолютно многих явлений, пред­метов, процессов, которые ими не воспринимались [17, с. 129].

Внимание незрячих детей.Внимание, не выступает отдельным психическим процессом, который проявляется внутри ощущений, памяти, восприятий, мышления и др. психологических явлений, в качестве концентрации разума на определенном предмете. Определенное направление внимания характеризуется особой ясностью и отчетливость понимания объекта познания. Введение внимания в определенный деятельностный процесс значительно меняет его, преобразуя в целенаправленную деятельность. Внимание способствует концентрации сознания на исследуемом предмете одновременно отвлекая его от всего посторон­него, препятствующего деятельности в нужном направлении. Патология зрения приведшая к слепоте не дает зритель­ного отражения мира, в ходе этого из ощуще­ний ребенок не может получить большое количество сигналов, которые информировали бы его о главных качествах предметов и явлений.



Ком­пенсировать эти пробелы в чувственном плане нет возможности, это возможно при активизации деятельности сохраненных орга­нов чувств. В данном процессе значительную роль играет внимание. Внимание можно охарактеризовать, как ряд свойств: объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость, реализация и применение на практике которых у незрячих детей-дошкольников имеют определенные особенности. Затрудненное или неполное восприятие мешает появлению разнооб­разных впечатлений и действий, что зарождает одно из важных условий стабильности внимания: быстрота переключения внимания зависит от быстроты и точнос­ти восприятия; существенная зависимость присутствует между качеством восприятия и объемом внимания [15, с. 36].

Определенным условием для незрячих детей выступает смысл определенных свойств внимания для деятельности. Так, при ориентации в большом пространстве необходима достаточно хоро­шая распределяемость внимания, тогда как его концен­трация, для незрячих детей вредна. Патология зрительных функций возможно компенсировать при условии рецепции всех осталь­ных раздражителей, сосредоточение же сознания толь­ко на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в процессе этого снижается точ­ность ориентировки.

Трудности, которые испытывают дети-дошкольники с патологией зрительных функций в ходе учебной и трудовой деятель­ности, требуют от него значительного от­ношения к определенному ряду операций. В итоге интуитивно развивается установка на скрупулезный контроль за собственными действиями. Если зрячий ребенок ориентируется на местности ав­томатически, то незрячий должен внима­тельно наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять) за творящимися вокруг него изменениями обстановки.

Слепота вносит определенные особенности в формирование и проявление внимания. Но, в целом, формирование внимания слепых покоряется тем же закономерностям, что и у зрячих, и может достигнуть такой же степени развития [11, с. 101].

Речь незрячих детей. Так как речевое общение при зрительных дефектах практически не нарушено, освоение речи и ее функции, ее структура у незрячих детей осуществляется, в общем, так же, как и у здорового ребенка, но патология зрительных функций способна наложить на данный процесс свой отпеча­ток, внести свои особенности, проявляющиеся в динамическом развития и накоплении языковых возможностей и выразительности движений, особенности взаимосвязи слова и обра­за в содержании лексики, определенном отклонении в развитии речевых навыков.


Освоение фонетической стороны речи, с чего начинает формироваться усвоение родного языка, т.е. развитие фонетического слуха, а так же механизм звукопроизношения, осуществляется на фоне подражания. В случае если формирование фонетического слуха и развитие речеслуховых явлений, которое основано на слуховом вос­приятии, происходит у незрячих и зрячих детей идентично, то развитие речевых и двигательных образов, а именно, артикуляции звуков речи, которое основано не только на слуховом, но и на двигательном и зрительном восприятии, значительно отличается. Это является следствием полной или частичной патологией в возможности зрительно воспроизводить артикуляторные движения, которые вступают в речевой контакт с незрячим ребенком окружающих его людей [17, с. 130].

Главным де­фектом речи у незрячих детей-дошкольников является косноязычие. К разновидностям косно­язычия относятся: сигматизм - неправильное произ­ношение свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ш», «щ», «ж», «ч») в различных вариантах; ламбдацизм - неправильное произношение звука «л»; ротацизм - недостатки произ­ношения звука «р»; имеют место также нарушения произ­ношения звуков «д», «т» и др. [8, с. 23]

Нарушение в развитии звукопроизношения зависит от времени по­тери зрения: по мнению М.Е. Хватцева, у слепорож­денных и ослепших до появления речи недостатки произ­ношения наблюдаются в 16 % случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте — до 5-7 лет, т.е., до полного завершения процесса развития звукопроизношения, — только в 6 % случаев. Речевые дефекты у незрячих детей отражены на их письме. 25 % ошибок зависит от неправильного произношения определенных звуков, а в 46 % случаев неправильное произношения звуков определяет неверное написание [32, с. 48].

Наиболее значимые, дефекты речи замедляют психическое развитие незрячих детей-дошкольников, при этом в гораздо большем уровне, чем у здоровых детей. Не­достатки в произношении негативно сказываются на речевую деятельность ребенка, сужают и без того ограниченный круг общения ряда детей с патологией зрительных функций, это замедляет развитие определенных качеств личности и может привести к возникновению негативных качеств, а именно: аутизм, замкнутость, негативизм.

На фоне формирующегося у ребенка к концу 1-го года жизни фонематического слуха и развития го­лосового аппарата возникает изучение смысловой ре­чи. Определение и формирование определенной речевой функции можно отнести, как правило, к полутора годам и охарактеризовать быстрым ростом словарного запаса, наряду с которым осуществляется и овладение грамматическим стро­ем родного языка.


Серьезные нарушения зрительных функций снижают количество воспринимаемых предметов, ограничивают выделение множества существенных предметов и оказывают интенсивное эмоциональ­ное влияние на свойства и качества предметов (например, цвет). Это приводит к снижению уровня процесса познания дей­ствительности и, как правило, отражается на темпах речевого развития.

Формирование словарного запаса можно рассмотреть в следующих аспектах: количественного – в качестве увеличение чис­ла применяемых и понимаемых слов и качественного – в качестве смыслового формирования словаря, как соотношение слов и обозначаемых ими предметов, как процесс все больше­го обобщения значения слов.

Неограниченные у незрячих детей способности к ре­чевому общению, а именно: общение со взрослыми, прослушивание зачитанного литературного произведения, помогают сформировать значительно широкий словарный запас, который уже в дошкольном возрасте способен достичь уровня нормы. Обширный словарный запас выступает одним из явственных условий возмещения ог­раниченного чувственного опыта, но для этого необходимо хоть минимально подкреплять его конкретными представлениями.

Уровень соотношения слова и образа способен охарактеризовать качественную сторону словарного запаса. Ус­воение значения слова берет свое начало с соотношения звуча­ния слова с чувственно воспринятыми свойствами объек­та. Именно на данной основе, впоследствии, станет возможно усвоение обобщен­ного значения слов вне зависимости от определенных ситуа­ций. Таким образом, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающего мира, тем обширнее становятся возможности к овла­дению обобщенным значением слова и выше его уровень. Невозможность чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойства лишает незрячих детей возможности произвести сопоставление усвоен­ных слов с обозначаемыми объектами и, следовательно, обедняет значение слов.

Незрячие дети, как правило, верно упот­ребляют слова в том или ином контексте, их знания при скрупулезной проверке зачастую оказываются вербальными, они не опираются на конкретные представления, а зна­чение слов или остает­ся как бы привязанным к единичному признаку, объек­ту или конкретной ситуации, или излишне отвлекает­ся от своего конкретного содержания, тем самым утра­чивая свое значение. Но несоответствие между словом и об­разом, может быть в определенной сте­пени преодолен путем коррекционной работы по конкре­тизации речи [9, с. 25].