Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процессы памяти выполняют сохранение и забывание, их можно охарактеризовать как крепость и колебание временных нервных связей, взаимосвязанных с изучением материала, предусмотренного программой. У незрячих детей наравне с продолжительным сохранением можно замечать скоротечное забывание. Особенность течения указанных процессов памяти первостепенно определено тем, дети указанной категории, не имеют в своем распоряжении достаточно возможностей для дальнейшего восприятия материала. Образы, которые формируются в памяти незрячих детей, если не имеют подкреплений, идут к угасанию.
Скоротечное забывание изученного материала можно объяснить не значимостью рассматриваемых объектов и незнанием их определений, о коих незрячие дети-дошкольники получают через вербальное познание. Дефицит процесса сохранения, возникающий вследствие аномалий в области отражения через чувства, способны в существенной мере ликвидироваться при использовании дифференцированного, учитывающего состояние функционирования зрительных анализаторов в наглядном и действенном обучении слепых детей [3, с. 35].
Узнавание, представляющее собой деятельность, в процессе которой можно сопоставить образ, спалываемый в памяти с предметом восприятия, зависит от полного и точного восприятия, от существенного или несущественного свойства и признака, который был выделен и теперь может быть подвергнут сравнению.
Развивающиеся у незрячих мало объединенные, фрагментарные образы, которые формируются у ребенка при определенных значительно важных свойств объектов и явлений окружающего мира, выявляются позже при ознакомлении с объектами. Ознакомление с объектами при патологии зрительных функций происходит медленно и наименее полно, чем это должно быть норме, при этом верность в ознакомлении напрямую зависит от остроты зрения.
Познание выступает способностью сопоставлять и соотносить объекты восприятия, а образы, спалываемые в памяти, развиваются у незрячих детей как в норме, постепенно и напрямую соотнесено с чувственным опытом. Ограничение чувственного опыта при патологии зрения задерживает формирование данного процесса [8, с. 23].
В ходе коррекционной работы педагога незрячие дети осваивают навыками осязательного, осязательно-зрительного и зрительного узнавания. В данном случае узнавание проходит количественные и качественные изменения и приравнивается к норме. Восприятие нуждается в наиболее полном сохранении ранее воспринятого, в отличие от узнавания. В некоторых исследованиях памяти незрячих детей-дошкольников наблюдается наименее полное и замедленное воспроизведение изученного материала. Качество указанного процесса зависит от выявленных недостатков запоминания и сохранения.
Включение незрячих детей к разным видам деятельности и широкое применение имеющихся зрительных анализаторов или остаточного зрения выступает стимулом для всестороннего развития имеющихся видов памяти: словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной [10, с. 79].
Мышление незрячего ребенка.В процессе обучения и воспитания детей, осуществляя коррекцию недоразвитых функций, важное значение имеет мышление, т.е. тот наивысший способ комплексного отражения действительности. Мышление ребенка тесно связано со словесной деятельностью. В мыслительной деятельности, которая взаимосвязана с познанием и практикой, важное значение приобретают знания. От того насколько выше степень знаний, зависит полные и разносторонние операции мыслительной деятельности.
Физиологическое осуществление процессов мышления у незрячих и видящих одни и те же. Мыслительная деятельность, логика, подчиняется законам, общим для всех детей. Д.В. Зайцев доказала, что формирование мышления не взаимосвязано со степенью нарушения зрения. Мышление может быть развито достаточно высоко и у слепых детей, т.к. мыслительная деятельность имеет речевой характер [17, с. 128]. Значение слова в ознакомлении с действительностью играет огромное роль и способствует незрячему ребенку-дошкольнику уйти за пределы бедного чувственного опыта. В процессе обучения незрячих детей в дошкольном учреждении особая роль уделяется практической деятельности, происходит изменение соотношения чувственного и словесно-логического познания. При помощи энергичной деятельности мышления и речи компенсируется нарушение зрительных функций и изъяны прямого чувственного опыта. Дошкольники с низким остаточным зрением способны приобретать большие знания, применяя запасной потенциал мышления. Используя знания, незрячие дети-дошкольники способны делать обобщающие выводы абсолютно многих явлений, предметов, процессов, которые ими не воспринимались [17, с. 129].
Внимание незрячих детей.Внимание, не выступает отдельным психическим процессом, который проявляется внутри ощущений, памяти, восприятий, мышления и др. психологических явлений, в качестве концентрации разума на определенном предмете. Определенное направление внимания характеризуется особой ясностью и отчетливость понимания объекта познания. Введение внимания в определенный деятельностный процесс значительно меняет его, преобразуя в целенаправленную деятельность. Внимание способствует концентрации сознания на исследуемом предмете одновременно отвлекая его от всего постороннего, препятствующего деятельности в нужном направлении. Патология зрения приведшая к слепоте не дает зрительного отражения мира, в ходе этого из ощущений ребенок не может получить большое количество сигналов, которые информировали бы его о главных качествах предметов и явлений.
Компенсировать эти пробелы в чувственном плане нет возможности, это возможно при активизации деятельности сохраненных органов чувств. В данном процессе значительную роль играет внимание. Внимание можно охарактеризовать, как ряд свойств: объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость, реализация и применение на практике которых у незрячих детей-дошкольников имеют определенные особенности. Затрудненное или неполное восприятие мешает появлению разнообразных впечатлений и действий, что зарождает одно из важных условий стабильности внимания: быстрота переключения внимания зависит от быстроты и точности восприятия; существенная зависимость присутствует между качеством восприятия и объемом внимания [15, с. 36].
Определенным условием для незрячих детей выступает смысл определенных свойств внимания для деятельности. Так, при ориентации в большом пространстве необходима достаточно хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, для незрячих детей вредна. Патология зрительных функций возможно компенсировать при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в процессе этого снижается точность ориентировки.
Трудности, которые испытывают дети-дошкольники с патологией зрительных функций в ходе учебной и трудовой деятельности, требуют от него значительного отношения к определенному ряду операций. В итоге интуитивно развивается установка на скрупулезный контроль за собственными действиями. Если зрячий ребенок ориентируется на местности автоматически, то незрячий должен внимательно наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять) за творящимися вокруг него изменениями обстановки.
Слепота вносит определенные особенности в формирование и проявление внимания. Но, в целом, формирование внимания слепых покоряется тем же закономерностям, что и у зрячих, и может достигнуть такой же степени развития [11, с. 101].
Речь незрячих детей. Так как речевое общение при зрительных дефектах практически не нарушено, освоение речи и ее функции, ее структура у незрячих детей осуществляется, в общем, так же, как и у здорового ребенка, но патология зрительных функций способна наложить на данный процесс свой отпечаток, внести свои особенности, проявляющиеся в динамическом развития и накоплении языковых возможностей и выразительности движений, особенности взаимосвязи слова и образа в содержании лексики, определенном отклонении в развитии речевых навыков.
Освоение фонетической стороны речи, с чего начинает формироваться усвоение родного языка, т.е. развитие фонетического слуха, а так же механизм звукопроизношения, осуществляется на фоне подражания. В случае если формирование фонетического слуха и развитие речеслуховых явлений, которое основано на слуховом восприятии, происходит у незрячих и зрячих детей идентично, то развитие речевых и двигательных образов, а именно, артикуляции звуков речи, которое основано не только на слуховом, но и на двигательном и зрительном восприятии, значительно отличается. Это является следствием полной или частичной патологией в возможности зрительно воспроизводить артикуляторные движения, которые вступают в речевой контакт с незрячим ребенком окружающих его людей [17, с. 130].
Главным дефектом речи у незрячих детей-дошкольников является косноязычие. К разновидностям косноязычия относятся: сигматизм - неправильное произношение свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ш», «щ», «ж», «ч») в различных вариантах; ламбдацизм - неправильное произношение звука «л»; ротацизм - недостатки произношения звука «р»; имеют место также нарушения произношения звуков «д», «т» и др. [8, с. 23]
Нарушение в развитии звукопроизношения зависит от времени потери зрения: по мнению М.Е. Хватцева, у слепорожденных и ослепших до появления речи недостатки произношения наблюдаются в 16 % случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте — до 5-7 лет, т.е., до полного завершения процесса развития звукопроизношения, — только в 6 % случаев. Речевые дефекты у незрячих детей отражены на их письме. 25 % ошибок зависит от неправильного произношения определенных звуков, а в 46 % случаев неправильное произношения звуков определяет неверное написание [32, с. 48].
Наиболее значимые, дефекты речи замедляют психическое развитие незрячих детей-дошкольников, при этом в гораздо большем уровне, чем у здоровых детей. Недостатки в произношении негативно сказываются на речевую деятельность ребенка, сужают и без того ограниченный круг общения ряда детей с патологией зрительных функций, это замедляет развитие определенных качеств личности и может привести к возникновению негативных качеств, а именно: аутизм, замкнутость, негативизм.
На фоне формирующегося у ребенка к концу 1-го года жизни фонематического слуха и развития голосового аппарата возникает изучение смысловой речи. Определение и формирование определенной речевой функции можно отнести, как правило, к полутора годам и охарактеризовать быстрым ростом словарного запаса, наряду с которым осуществляется и овладение грамматическим строем родного языка.
Серьезные нарушения зрительных функций снижают количество воспринимаемых предметов, ограничивают выделение множества существенных предметов и оказывают интенсивное эмоциональное влияние на свойства и качества предметов (например, цвет). Это приводит к снижению уровня процесса познания действительности и, как правило, отражается на темпах речевого развития.
Формирование словарного запаса можно рассмотреть в следующих аспектах: количественного – в качестве увеличение числа применяемых и понимаемых слов и качественного – в качестве смыслового формирования словаря, как соотношение слов и обозначаемых ими предметов, как процесс все большего обобщения значения слов.
Неограниченные у незрячих детей способности к речевому общению, а именно: общение со взрослыми, прослушивание зачитанного литературного произведения, помогают сформировать значительно широкий словарный запас, который уже в дошкольном возрасте способен достичь уровня нормы. Обширный словарный запас выступает одним из явственных условий возмещения ограниченного чувственного опыта, но для этого необходимо хоть минимально подкреплять его конкретными представлениями.
Уровень соотношения слова и образа способен охарактеризовать качественную сторону словарного запаса. Усвоение значения слова берет свое начало с соотношения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта. Именно на данной основе, впоследствии, станет возможно усвоение обобщенного значения слов вне зависимости от определенных ситуаций. Таким образом, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающего мира, тем обширнее становятся возможности к овладению обобщенным значением слова и выше его уровень. Невозможность чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойства лишает незрячих детей возможности произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами и, следовательно, обедняет значение слов.
Незрячие дети, как правило, верно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при скрупулезной проверке зачастую оказываются вербальными, они не опираются на конкретные представления, а значение слов или остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, или излишне отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое значение. Но несоответствие между словом и образом, может быть в определенной степени преодолен путем коррекционной работы по конкретизации речи [9, с. 25].