Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правильно определить место беседы в воспитательно образовательном процессе детского сада – серьезная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми.

При этом с ними предварительно проводится работа, связанная с наблюдениями и экскурсиями, рассматриванием иллюстраций, чтением книг, чтобы дать пищу для беседы. После нее обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель [13, С. 67].

Таким образом, беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи.
2.3. Методы и приемы проведения беседы о прочитанном литературном произведении с незрячим ребенком дошкольного возраста
Беседа по произведению с незрячим ребенком - это комплексный прием, часто используемый педагогом, он включает в себя ряд приемов - словесных и наглядных. Воспитатель организуя речевое взаимодействие с ребенком имеющим патологию зрительных функций проводит сначала вводную (предварительную) беседу до чтения и краткую разъяснительная (заключительную) беседа после чтения. Но указанные приемы не являются обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и следующим образом [1, с. 50]. После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) ребенок обычно находится под сильным впечатлением от услышанного, обменивается с педагогом репликами, просит его почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично. С незрячим ребенком проведение подобной работы по новому произведению часто бывает достаточно.

Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Воспитателю важно акцентировать внимание ребенка на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. Педагогу необходимо привлекать внимание незрячего ребенка к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений [34, с. 16].

Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.


Виды бесед проводимые педагогом с незрячим ребенком после прочтения произведения:

1. Беседа-ответы на вопрос, поставленный автором.
В тех случаях, когда автор заканчивает свое произведение вопросом к читателям, темой беседы с ребенком и становится именно этот вопрос.

В рассказе Н. Калининой «Про снежный колобок» говорится о мальчике Алеше, который принес с прогулки снежный колобок в кармане своей шубки. Когда же он после дневного сна пришел посмотреть свой колобок, колобка в кармане уже не было. «А колобок где? Как вы думаете?» Такими вопросами кончает автор свой рассказ. «Где же Алешин колобок? Почему он растаял?» - спрашивает воспитатель детей.

2. Беседа в связи с прочитанным. Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными впечатлениями незрячего ребенка или фактами из его жизни, воспитатель после чтения направляет ребенка-дошкольника на высказывания о своих впечатлениях, наблюдениях.

После чтения рассказа Л. Н. Толстого «У Насти была кукла» ребенок по предложению педагога рассказывает о том, какие куклы есть у него дома, в детском саду. Прочитав незрячему ребенку стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», можно предложить ему: «Расскажи, как у тебя мама готовилась к празднику». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» можно закончить вопросом: «Кому какое время года нравится больше всего?» или «Мите летом нравилось ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене, а вам что больше, всего нравилось летом?»

3. Беседа о содержании прочитанного. С целью способствовать незрячему ребенку вспомнить прочитанное и выразить свое отношение к содержанию произведения, к действующим лицам проводятся беседы, которые проходят успешно в средней группе, когда детям уже доступно оценочное отношение к окружающему. Книга В. Маяковского «Кем быть?» оканчивается словами: Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! Маяковский ярко показал интересное в каждой профессии. Он именно и взял такие профессии, которые больше всего понятны и нравятся детям: столяры и плотники, инженер-строитель, доктор, рабочий машиностроительного завода, кондуктор, шофер, летчик, моряк. Когда после нескольких повторений это произведение ребенку хорошо запомнится, можно провести беседу о том, какая кому работа больше по вкусу и почему, и предложить ему рассказать о каждой работе то, что сказал о ней Маяковский.



4. Беседа - воспроизведение прочитанного. Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучения незрячего ребенка рассказыванию, помогает запоминанию текста и наладить с ним речевое взаимодействие [13, С. 56].

Воспитатель должен заранее составить вопросы к такой беседе, чтобы, отвечая на вопросы, ребенок имеющий патологию зрительных функций последовательно и полно передал содержание произведения. При проведении такого занятия нужно добиваться активного участия в нем и других детей, не требуя исчерпывающего ответа от одного ребенка. Если же ребенок ответил кратко и не передал в своем ответе всего содержания, задаются дополнительные вопросы, вызываются другие дети. В случае необходимости воспитатель сам напоминает то, что дети забыли, выразительно цитируя отдельные места книги.

Беседа получается особенно интересной, когда возникает возможность сравнить героев.

Выводы из беседы должен делать сам ребенок.

Беседуя с незрячим ребенком важно помнить, что недостаточно активизировать его внимание на решении разного рода «почему», «зачем», «как» - важно пробудить его творческую мысль, дать пищу работе воображения, всколыхнуть эмоции, установить связи произведения с жизнью [19, с. 22]. В подобных беседах важно сохранить эмоциональное отношение ребенка к произведению, к героям, а это зависит от эмоциональности, выразительности речи воспитателя. 

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца и впечатлений о прочитанном у незрячего ребенка. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений, и в особенности от морализирующих выводов.


Выводы по второй главе
Таким образом, беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовлен диалог на заранее выбранную тему.

В беседе вместе с мышлением развивается речь, формируется диалогические и монологические формы связной речи, а прежде всего речи разговорной; умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываются в присутствии других детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения.


Е.А. Флерина выделила три типа бесед:

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Д.М. Конина выделяет тип беседы, в основу которой, положен материал (картина, книга).

Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если, программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Беседа педагога по произведению с незрячим ребенком - это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.

Виды бесед проводимые педагогом с незрячим ребенком после прочтения произведения:

1. Беседа-ответы на вопрос, поставленный автором.
В тех случаях, когда автор заканчивает свое произведение вопросом к читателям, темой беседы с ребенком и становится именно этот вопрос.

2. Беседа в связи с прочитанным. Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными впечатлениями незрячего ребенка или фактами из его жизни, воспитатель после чтения направляет ребенка-дошкольника на высказывания о своих впечатлениях, наблюдениях.

3. Беседа о содержании прочитанного. С целью способствовать незрячему ребенку вспомнить прочитанное и выразить свое отношение к содержанию произведения, к действующим лицам проводятся беседы, которые проходят успешно в средней группе, когда детям уже доступно оценочное отношение к окружающему.

4. Беседа - воспроизведение прочитанного. Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучения незрячего ребенка рассказыванию, помогает запоминанию текста и наладить с ним речевое взаимодействие.

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения.


ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С НЕЗРЯЧИМ РЕБЕНКОМ НА ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
3.1. Диагностика восприятия литературных произведений до организации педагогом речевого взаимодействия с незрячим ребенком
Исследовательская работа посвящена экспериментальному исследованию влияния речевого взаимодействия педагога на восприятие литературных произведений незрячим ребенком среднего дошкольного возраста.

Исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. База эксперимента: эксперимент реализовывался на базе МАДОУ Детский сад № 13, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Ф. Мюнниха, 15. В эксперименте принимали участие 2 ребенка среднего дошкольного возраста (незрячий и здоровый ребенок).

Цель констатирующего этапа эксперимента: проведение исследования восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. Подобрать методики для исследования восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста.

2. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента у незрячего и здорового ребенка.

Для исследования восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста до организации педагогом речевого взаимодействия с незрячим ребенком были применены следующие методики.

Методика 1. - Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» (Е.И. Тихеева).

Цель: Изучение особенности понимания детьми содержания сказки, понимания героев, его поступков, переживания, мотивов поведения и исследовать эмоциональное отношение детей к сказкам, к содержанию и его героям.

На первом этапе исследования детям предлагалось устно ответить на ряд вопросов:

- Тебе нравится эта сказка?

- О ком она?

- Почему он (герой) так поступил?

- Почему А. С. Пушкин так назвал эту сказку?

- Что осуждается в этой сказке и почему?

Методика 2. - Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбки» (Е.И. Тихеева).

На первом этапе исследования детям предлагалось устно ответить на ряд вопросов:

- Понравилась сказка?

- О ком она?

- Какой была бабка из сказки?

- Чем понравилась эта сказка и почему?

- Что случилось с героями сказки?

Методика 3.- Чтение сказки К.И. Чуйковского «Айболит» (Е.И. Тихеева).

На первом этапе исследования детям предлагалось устно ответить на ряд вопросов: