Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 477
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34 себя личностно ответственным, как неадекватно постоянное делеги- рование ответственности другим лицам или обстоятельствам.
Среди жизненных ситуаций или сфер следует выделять такие, в которых ответственность необходима объективно и есть нужные условия для реализации ответственного поведения, т. е. существуют релевантные содержанию ответственности ситуации, в которых она может быть в полной мере «испытана». Данное положение справед- ливо не только относительно личной, персональной, но и социальной ответственности: в тех обществах (культурах), в которых личности предоставляется больше свободы, содержится и больше условий для проявления подлинной ответственности.
Изучение ответственности именно в релевантных ее содержа- нию сферах и/или ситуациях жизнедеятельности позволяет раскрыть всю полноту проявлений (или отсутствие) ответственности как фор- мы поведения или устойчивой личностной характеристики. Опреде- ление адекватных изучению ответственности жизненных ситуаций является отдельной исследовательской задачей. Можно говорить о том, что необходимость ответственности возникает практически все- гда. Однако ответственность как субъективную форму активности точнее можно определить именно в тех видах жизнедеятельности, в которых человек волен самостоятельно выявлять для себя меру субъ- ектной включенности и собственного творчества в постановке целей, их реализации, проявлении себя и т. п.
Анализ психологической литературы показал, что проявление ответственности в разнообразных жизненных ситуациях очень редко являлось специальной исследовательской задачей и ограничивалось изучением ответственности чаще всего в ситуациях заступничества и оказания помощи. Безусловно, заслуживает внимания работа К. Муз- дыбаева об ответственности в трудовой деятельности [63], при этом другие важные сферы и ситуации жизни остались до настоящего вре- мени вне поля зрения исследователей. Одной из таких сфер являются семейные отношения.
Семья рассматривается нами прежде всего как социально-пси- хологическая модель жизненных сфер, наиболее релевантных для проявления ответственности. С одной стороны, семья – это социаль- ный институт, необходимость существования которого задана объек- тивно. С другой – личность сама вправе решать, создавать ей семью или нет, а если она создана, то какой ей быть, т. е. именно в этой сфе-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
35 ре постоянно возникают ситуации, представляющие возможность выбора и свободы принятия решения, именно в семье содержатся все условия для проявления подлинной ответственности.
Любой аспект семейных отношений, начиная с ситуации при- нятия решения о создании семьи и заканчивая проблемами воспита- ния детей, «пронизан» необходимостью ответственности.
В семейных отношениях оптимальная ответственность упоря- дочивает межличностные отношения, гармонизирует распределение обязанностей, создает основу для построения психологически ком- фортных для всех членов семьи условий. Любые дисгармоничные проявления ответственности чреваты разрушением отношений или ведут к неудовлетворенности семейной жизнью.
Наиболее легко ответственность как свойство субъекта жизне- деятельности обнаруживается в ситуациях преодоления преград, трудных для личности условиях. Именно в таких ситуациях актуали- зируются все сущностные признаки ответственности: готовность справиться с трудностями, определение собственных ресурсов, воз- можностей для преодоления, механизмы контроля, осознанная анти- ципация последствий ситуации.
«Психологическое своеобразие личности обусловливает неод- нозначное влияние на нее трудных ситуаций, но ее типологические характеристики создают предпосылки для предсказания поведения и переживания в условиях стресса» [19, с. 16].
В процессе накопления жизненного опыта при встрече с труд- ностями у ответственного человека складывается личностная кон- цепция себя как способного к преодолению ситуации, управлению ею и своим поведением. Для того, чтобы человек чувствовал себя спо- собным к преодолению трудностей, важно, чтобы он воспринимал данную ситуацию как подконтрольную ему. По определению, ответ- ственность – есть форма контроля. Таким образом, ответственность является тем центральным личностным образованием, которое де- терминирует конструктивное отношение к трудным ситуациям и их разрешение, выступая тем самым в качестве ресурса личности.
Ответственность как ресурс личности – это способность опти- мальным образом адаптировать личность к трудным, неопределен- ным, критическим и даже предельным для нее ситуациям. Ответ- ственность может быть актуальным и потенциальным (латентным) ресурсом личности. Если человек осознает свою способность контро-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
36 лировать ситуацию, жизнь и готов к разрешению противоречий, то даже при неожиданно возникающих критических ситуациях он все- гда «вооружен» этой способностью.
Выступая в качестве ресурса личности ответственность стано- вится основой психического комфорта, снижения напряженности.
Осознание и оценка вложенных усилий в преодоление трудных ситу- аций или в построение отношений, достижение успехов и т. п. повы- шают у ответственных людей удовлетворенность жизнью.
Проявление ответственности в трудных жизненных ситуациях есть показатель истинного субъектного отношения к ситуации, реа- лизуемого в обращенности человека к своим внутренним возможно- стям, резервам. Именно в такого рода ситуациях обнаруживается ис- тинная, подлинная, ответственность как способ саморегуляции и са- моконтроля.
Хрестоматийное утверждение о том, что предпосылкой ответ- ственности является возможность выбора, дает основание выделить адекватной проявлению ответственности ситуацию выбора как созна- тельного предпочтения определенной линии поведения в жизни.
Наиболее ярко ответственность может быть проявлена в ситуа- ции смыслового и экзистенциального выбора. Делая выбор, особенно субъективно значимый, человек конструирует самостоятельно его критерии, прогнозируя результат.
В процессе жизни человеку почти постоянно приходится де- лать выбор. Однако существуют ситуации, в которых выбор опреде- ляет дальнейший жизненный путь. Именно такие ситуации, по образ- ному выражению С.Л. Рубинштейна, являются «поворотными».
Именно в них проявление ответственности необходимо объективно.
Оптимально-ответственной личности при построении жизнен- ного пути свойственно опираться в большей степени на смысловые критерии, ориентироваться на их личностную значимость, соотносить свой выбор с собственными индивидуальными способностями и воз- можностями.
При этом важно заметить, что выбор, связанный со смысловы- ми критериями, свойственен лицам, у которых ответственность явля- ется устойчивой личностной характеристикой. В случае, когда у ис- пытуемых выражен какой-либо один компонент ответственности
(либо когнитивный, либо поведенческий), достоверной связи со смысловым выбором не обнаружено. Это еще раз подтверждает нашу
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
37 мысль о том, что ответственность личности будет выступать в каче- стве способа жизнедеятельности, только если она является устойчи- вой личностной характеристикой, а не представлена лишь ее отдель- ными компонентами.
В своем высшем выражении жизнь человека – это не простая совокупность событий и не случайная их смена, а «закономерность фаз жизни, доминирующих тенденций, изменения объема жизненной активности (Ш. Бюлер); «эволюция самой личности» (П. Жане); еди- ное целое, подчиненное определенной цели (А. Адлер); «целостное непрерывное явление» (С.Л. Рубинштейн); «история формирования и развития личности» (Б.Г. Ананьев). Люди различаются по степени влияния на ход собственной жизни, овладения ее многочисленными ситуациями. Человек, который способен организовать собственную жизнь, становится ее субъектом (К.А. Абульханова-Славская). Лич- ностным способом организации жизни является ответственность в силу своей сущности – способности оптимально соотносить требова- ния жизни и собственные возможности, контролировать свою жизнь и влиять на ее ход, готовности к целостной организации событий и дел. Оптимально-ответственная личность способна прогнозировать и осмысленно осуществлять жизненные дела и занятия, ставить цели и прилагать усилия для их достижения самостоятельно, в основном ис- пользуя свои ресурсы. Таким образом, ответственность не только как способность влиять на внешний мир, обстоятельства, но и как спо- собность к самореализации, самоэффективности является свойством субъекта жизненного пути.
Именно эти проявления ответственности позволяют представ- лять ответственность как способ осуществления жизни. При этом речь идет лишь об ответственности как устойчивом свойстве субъек- та, которая становится «стержнем» жизни человека. С учетом того, что ответственность имеет индивидуально-типологический характер, вариации «влияния» ответственности на судьбу человека, его жиз- ненный путь весьма разнообразны: от оптимальных, созидающих, творческих до невротических. Индивидуально-типологический ха- рактер ответственности не только описывает, как складывается жизнь человека, но и позволяет прогнозировать способность личности ста- новиться «автором» своей жизни, создавать или не создавать концеп- цию собственного будущего.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
38
2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С позиции психологической концепции ответственности как характеристики субъекта жизнедеятельности ответственность следует рассматривать как интегральную многопараметральную личностную характеристику, которая может выступать: во-первых, как форма поведения или ответственного отноше- ния. В этом своем качестве ответственность характеризуется не- устойчивостью, временным проявлением, ситуативностью; во-вторых, ответственность может быть устойчивой личност- ной характеристикой, которая может и должна быть рассмотрена на уровне жизнедеятельности, ибо об ответственности в связи с жизнен- ной позицией личности можно говорить только тогда, когда человек включается в систему жизненно необходимых отношений – семьи, труда и т. д.
В этом случае, когда и если ответственность начинает высту- пать не просто как одна из личностных характеристик, а определяет поведение человека в самом широком классе жизненных ситуаций, она становится эквивалентной самому способу жизни.
Таким образом, прежде чем изучать роль ответственности как ресурса личности в адекватных ее содержанию жизненных сферах и ситуациях, необходимо было определить тип ответственности испы- туемых: является ли ответственность устойчивой личностной харак- теристикой (оптимальный тип ответственности) или выступает лишь как ситуативное отношение (ситуативный тип ответственности). В данной работе мы опускаем описание и процедуры выделения типов и адресуем читателей к более ранним публикациям [31].
При планировании исследования принципиально важным яв- лялся также вопрос о выборе адекватных содержанию и проявлениям ответственности ситуаций и сфер жизнедеятельности. Мы исходили из следующих принципиальных при изучении ответственности по- стулатов, выдвинутых в ряде работ, а также сформулированных нами, исходя из авторского понимания сущности ответственности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
39 1. Ответственность проявляется и формируется только в адек- ватной ее содержанию деятельности и адекватном общении
(К.А. Абульханова-Славская, К. Муздыбаев, А.А. Реан).
2. Подлинную ответственность человек может проявить только в ситуациях, в которых ему предоставляется свобода выбора и приня- тия решения (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская,
Э. Фромм, В. Франкл и др.)
3. Наиболее легко обнаруживается и необходима ответствен- ность не в строго заданных и регламентируемых ситуациях, а лишь в тех, которые связаны с решением проблем, преодолением трудно- стей, антиципацией последствий действий.
4. Важно изучение ответственности в ситуациях, которые по- тенциально содержат условия необходимого проявления подлинной ответственности, а не исполнительности (или дисциплинированно- сти), ответственности как самодетерминации.
Из жизненных сфер, которые в полной мере отвечают данным критериям, мы выбрали сферу семейных отношений как наиболее значимую для личности. При этом в сфере семейных отношений мы, в свою очередь, выделили ряд характеристик, имеющих принципи- ально важное значение для функционирования семьи на разных ее этапах: семейные представления на стадии становления семьи, рас- пределение семейных ролей и семейные конфликты. (Мы даем себе отчет в том, что и все другие семейные «ситуации» пронизаны необ- ходимостью ответственности.)
Осуществив ревизию других сфер и ситуаций жизнедеятельно- сти в пилотажных исследованиях, мы пришли к выводу о том, что влияние роли личностных детерминант в жизни человека (в нашем случае – ответственности) лучше всего можно проследить не только
(а иногда и не столько) в повседневных, но и в критических, трудных для личности ситуациях.
Теоретическая основа этого тезиса – авторское понимание сущ- ности ответственности, а также положения К.А. Абульхановой-Славс- кой, К. Муздыбаева, А.К. Осницкого. По утверждению К. Муздыбае- ва, именно экстремальные ситуации подвергают самому серьезному испытанию профессиональные и нравственные качества личности
[63; 64].
Рассматривая особенности субъектных характеристик лично- сти (а мы однозначно относим к ним ответственность), А.К. Осниц-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»