Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
56 выполнять все свои семейные обязанности присутствует у всех испы- туемых.
Далее мы сравнили степень реализации ответственности в се- мьях, где оба супруга имеют оптимальный тип ответственности (так называемые оптимально-ответственные семьи), и в семьях, где оба супруга имеют ситуативный тип ответственности (ситуативно- ответственные семьи).
Исследование показало, что в оптимально-ответственных семь- ях высокие показатели реализации ответственности имеют 75 % су- пругов. В ситуативно-ответственных семьях высокие показатели реа- лизации ответственности были выявлены только у 12,5 % супругов, у
87,5 % супругов эти показатели снижены (рис. 1, 2).
Показатель реализации ответственности в семье в баллах
0 2
4 6
8 10 12 14 1,50 1,75 2,00 2,25 2,50 2,75 3,00
Ча ст от а вс тр еча ем ос ти в
%
Рис. 1. Гистограмма распределения показателей реализации
ответственности в оптимально-ответственных семьях
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
57
Показатель реализации ответственности в семье в баллах
0 1
2 3
4 5
6 0,75 1,00 1,25 1,50 1,75 2,00 2,25
Ч
ас то та в
ст ре чае мо ст и в
%
%
Рис. 2. Гистограмма распределения показателей реализации
ответственности в ситуативно-ответственных семьях
Применение критерия Фишера позволило математически под- твердить достоверность наблюдаемых нами различий в показателях реализации ответственности в сравниваемых семьях. С помощью данного метода мы установили, что показатели реализации ответ- ственности в оптимально-ответственных семьях значимо выше, чем в ситуативно-ответственных (φ* эмп. = 2,8, р = 0,001).
Таким образом, результаты проведенного нами исследования показывают, что супруги с высокой степенью готовности принимать на себя ответственность за сферу семейной жизни в большинстве своем реализуют ответственное поведение в данной сфере.
Проведенное исследование позволяет нам выделить два кон- трастных типа семей:
– оптимально-ответственный (с высокими показателями реали- зации ответственности);
– ситуативно-ответственный (уровень реализации ответствен- ности снижен).
Отметим, что именно данной типологией мы будем пользо- ваться при дальнейшем анализе результатов.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
58
3.2. Особенности моделей семейных представлений
супругов в семьях с разным типом ответственности
Исследование особенностей моделей семейных представлений супругов показало, что все они включают в себя различное количе- ство элементов. Так, все полученные представления супругов об от- дельных семейных ситуациях распределились по их сложности (чис- лу включаемых элементов) следующим образом:
35 % – сложные представления (11 и более элементов);
31,25 % – представления средней сложности (6–10 элементов);
33,75 % – простые представления (до 5 элементов).
Изучение вопросов, задаваемых супругами со сложными моде- лями семейных представлений по конкретным семейным ситуациям, и комментариев к ним показало, что они достаточно многочисленны и разнообразны.
Рассмотрим в качестве примера вопросы и комментарии к ним одного из таких супругов.
Ирина Т., 41 год, замужем 21 год.
Ситуация № 1. «Заманчивая работа в другом городе». Вопросы:
1) «Жена и дети героя положительно относятся к его идее по- ехать на заработки в другой город?»;
2) «Дети героя совсем маленькие?»;
3) «Хорошие ли отношения у героя с его женой и детьми?»;
4) «Он хочет уехать в Москву только из-за работы?»;
5) «Есть ли у героя пожилые родители? Они живут в том же городе, что и он?»;
6) «Есть ли у героя в Санкт-Петербурге надежные друзья, ко- торые ему помогают?»;
7) «Бывали ли у героя разлуки с женой раньше?»;
8) «Есть ли у героя возможность найти подобную работу в сво- ем городе?»;
9) «Герой пытался раньше устроиться на другую работу, где бы ему вовремя выплачивали зарплату?»;
10) «Согласна ли жена героя в будущем поменять место жи- тельства?»;
11) «Жена героя работает? Она хорошо зарабатывает?»;
12) «Есть ли у героя деньги на поездку?»;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
59 13) «Есть ли у жены средства на содержание детей в отсутствие мужа?»;
14) «У героя будет возможность навещать семью? Будет ли он приезжать домой?»;
15) «Можно ли герою полагаться на своего однокурсника, ко- торый предложил ему эту работу? Достаточно ли он хорошо его зна- ет?»;
16) «Есть ли у этого однокурсника семья?»;
17) «Есть ли у героя родственники в Москве, которые смогут ему помочь, если возникнут какие-либо проблемы?»;
18) «Является ли герой деловым, активным, решительным, практичным, ответственным, коммуникабельным человеком? Сможет ли он адаптироваться на новом месте работы?»;
19) «Герой хорошо разбирается в работе, которую ему предла- гают?»;
20) «Соответствует ли он требованиям, предъявляемым на но- вом месте работы?»;
21) «Герой уверен, что предложенная работа будет приносить ему стабильный заработок?».
Комментарии:
– «Информация о семье героя необходима, так как она помога- ет узнать о характере взаимоотношений в семье. Если отношения
“прохладные” и героя больше ничего не держит в городе (родители, друзья), то повышается вероятность того, что он уедет. Если же от- ношения в семье благоприятные и у героя в данном городе прожива- ют пожилые родители, есть надежные друзья, а жена достаточно за- рабатывает, чтобы содержать семью, то, скорее всего, он останется дома и займется поиском работы в своем городе. С другой стороны, если отношения героя с семьей настолько благоприятны, что способ- ны выдержать достаточно длительную разлуку, а в предложенной работе есть сильная необходимость (например, низкая материальная обеспеченность семьи, невозможность найти хорошо оплачиваемую и перспективную работу в своем городе), то повышается вероятность, что герой все же уедет в Москву».
– «Важно также иметь сведения о предложенной герою работе, а также его однокурснике, который ему эту работу предложил. Если работа будет приносить стабильный заработок, а однокурсник героя
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
60 надежный человек, который ему действительно поможет, то есть смысл поехать в Москву».
– «Очень важно знать о деловых качествах и личностных осо- бенностях героя. Есть ли ему смысл устраиваться на новую работу, если он не соответствует необходимым требованиям?».
Ситуация № 2. «Внеплановые деньги».
Вопросы:
1) «Хорошие ли отношения у героя с женой?»;
2) «Дети есть?»;
3) «Высокая ли у героя зарплата?»;
4) «Отдает ли герой жене зарплату?»;
5) «Выигрывал ли герой до этого в карты? Отдавал ли он день- ги жене?»;
6) «Высокий ли материальный достаток в семье героя?»;
7) «Делает ли герой своей жене подарки?»;
8) «Жена положительно относится к тому, что ее муж играет в карты?»;
9) «Намечается ли какая-нибудь праздничная дата в семье?»;
10) «Герой – честный человек?»;
11) «Есть ли у героя вредные привычки?».
Комментарии:
– «Нужно иметь представление об отношениях героя со своей женой. Если отношения доверительные, то герой, скорее всего, от- даст деньги жене или потратит их вместе с ней. Если же отношения неблагоприятные, если жена осуждает мужа за игру в карты, ругается с ним, то, вероятнее всего, герой будет скрывать выигрыш».
– «Если в семье намечается какая-нибудь праздничная дата, например день рождения жены, то герой может потратить деньги на подарок».
– «Важно знать о материальном достатке в семье, есть ли в се- мье дети. Если семья бедная, нуждается в деньгах, то вряд ли герой станет скрывать деньги. С другой стороны, внесет ли герой деньги в семейную кассу или оставит себе, будет зависеть от его порядочно- сти, честности, открытости и других качеств».
Ситуация № 3. «Отказ 14-летнего подростка подчиниться».
Вопросы:
1) «Есть ли в семье мать?»;
2) «Отец – авторитарный человек?»;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
61 3) «Сын первый раз идет на дискотеку?»;
4) «Является ли отец авторитетом для сына?»;
5) «У сына есть пристрастия к алкоголю или наркотикам?»;
6) «Сын хорошо учится в школе? Есть ли у него какие-либо проблемы с учебой?»
7) «Есть ли у сына увлечения помимо учебы?»;
8) «Общается ли он с девушками?»;
9) «Применяет ли отец по отношению к своему сыну физиче- ское наказание?»;
10) «У отца с сыном доверительные отношения?»;
11) «У отца вспыльчивый характер?».
Комментарии:
– «Если отец – авторитарный человек, то он скорее всего не пу- стит сына на дискотеку. Он будет препятствовать этому любыми пу- тями, особенно если у сына есть какие-либо проблемы (например, с учебой). С другой стороны, если отец сговорчивый человек, способ- ный пойти на компромисс, то он, возможно, поговорит с сыном, и они примут какое-нибудь альтернативное решение, особенно если сын уже посещал дискотеки и приходил домой вовремя».
Как видно из данного примера, сложные модели семейных представлений включают в себя достаточно большое количество эле- ментов (11 и более).
Супруги со сложными моделями семейных представлений за- давали довольно много вопросов. Им было недостаточно той инфор- мации, которая содержалась в задании, чтобы уверенно предсказать, как поступил герой в предложенных ситуациях. Для этого им требо- валось значительно большее количество фактов.
Носители данных моделей пытались получить информацию о самых различных аспектах ситуации: характер взаимоотношений в семье, характер отношений с друзьями и родственниками, матери- альная обеспеченность семьи, личностные особенности героев и т. д.
Они старались учитывать даже детали: сколько лет детям героя, есть ли у него надежные друзья и пожилые родители, бывали ли у героя разлуки с женой раньше, есть ли у него деньги на поездку и т. д. (см. вопросы к ситуации № 1).
Получая на свои вопросы уклончивые ответы, такие супруги расстраивались и пытались по-другому сформулировать свои вопро- сы, чтобы все-таки получить интересующую их информацию. Они
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
62 заявляли, что эти сведения им просто необходимы для более точного предсказания.
Из приведенных выше комментариев к вопросам важно отме- тить, что, по мнению супругов со сложными моделями семейных представлений, все происходящее с героями определяется не только ситуацией, но и их личностными особенностями, при этом та или иная особенность ситуации и личностная черта индивидов, участву- ющих в ней, может изменяться.
Для сложных моделей семейных представлений, как оказалось, также характерно практически полное отсутствие категоричных суж- дений – наивных семейных постулатов.
Таким образом, можно говорить о том, что сложные модели семейных представлений имеют ряд отличительных особенностей.
Для них характерны:
1. Полнота представлений (в них отражены практически все существенные аспекты ситуации и особенности личности героев, участвующих в ней).
2. Конкретизированность (учет деталей).
3. Психологичность (уверенность в том, что все происходящее с действующими лицами определяется не только ситуацией, но и их личностными особенностями, которые могут изменяться).
4. Отсутствие наивных семейных постулатов.
Изучение особенностей моделей семейных представлений средней сложности показало, что они включают в себя меньшее, по сравнению со сложными моделями, количество элементов – 6–10.
Данные модели, как оказалось, также имеют ряд отличительных черт.
Рассмотрим для примера вопросы и комментарии к ним одного из носителей таких моделей.
Дмитрий Я., 24 года, состоит в браке 2 года.
Ситуация № 1. «Заманчивая работа в другом городе».
Вопросы:
1) «Жена героя согласна, чтобы он уехал в Москву?»;
2) «Жена работает?»;
3) «Любит ли герой жену? Он ей изменяет?»;
4) «У героя дети маленькие?»;
5) «Есть ли надежда у героя, что ему выплатят задолжен- ность?»;
6) «Были ли у героя проблемы на прежней работе, помимо за- держки заработной платы?».
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
63
Комментарии:
– «Если жена не согласна на поездку (допустим, она и сама до- статочно зарабатывает) и если в семье есть маленькие дети, то герой откажется от своей идеи. Молодой, от жены еще рано уходить».
– «Если герой жену не любит, прежняя работа его не устраива- ет (например, совсем маленькая зарплата или другие проблемы), то он уедет в Москву. Может у него есть любовница?!».
Ситуация № 2. «Внеплановые деньги».
Вопросы:
1) «Герой хорошо зарабатывает?»;
2) «У него есть дети?»;
3) «Он всегда отдает деньги жене?»;
4) «Он любит выпить, погулять?»;
5) «Жена героя работает? Много денег получает?»;
6) «Он любит свою жену?»;
7) «Он всегда говорит правду?».
Комментарии:
– «Если герой зарабатывает хорошо, у него есть дети, он всегда отдает деньги жене, то он не станет скрывать эти 100 долларов».
– «Если семья обеспеченная (например, жена хорошо зараба- тывает), но зарплата у героя низкая, а он любит выпить, погулять, то оставит деньги себе. Ему же нужно на что-то покупать выпивку!».
– «Если герой любит свою жену, всегда говорит ей правду, то должен отдать деньги».
Ситуация № 3. «Отказ 14-летнего подростка подчиниться».
Вопросы:
1) «Сын часто ходит на дискотеки?»;
2) «Как к этому относится мать? Она за дискотеку?»;
3) «Отец – строгий?»;
4) «Отец является для сына авторитетом?»;
5) «Бывали ли подобные ситуации раньше?»;
6) «Сын очень упрямый?»;
7) «Сын – трудный подросток?».
Комментарии:
– «Если отец действительно является для сына авторитетом, если он строгий, то его слова будет достаточно. Сын не пойдет на дискотеку, особенно если и мать будет против».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 20
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
64
– «Если сын – трудный подросток, то понятно, почему отец не хочет его отпускать. Он его и не отпустит. Возможно, просто закроет дома».
Итак, как видно из рассмотренного нами примера, супруги с моделями семейных представлений средней сложности задавали во- просы по каждой предложенной ситуации, но их оказалось не так много по сравнению с количеством вопросов, задаваемых супругами со сложными моделями. Наличие вопросов свидетельствует о том, что содержащейся в рассказе информации таким супругам все же бы- ло недостаточно для уверенного предсказания, как поступил бы ге- рой. Для этого им требовались дополнительные сведения. При этом существенно, что носители данных моделей пытались выяснять лишь некоторые аспекты ситуации и особенности личности героев, кото- рые в ней участвуют.
Также было установлено, что для некоторых из рассматривае- мых нами моделей характерно наличие категоричных суждений – наивных семейных постулатов. Так, в качестве примера постулата можно привести комментарии супруга к вопросам по второй ситуа- ции («Внеплановые деньги»): «Если герой любит жену, то должен отдать ей деньги».
Таким образом, сравнивая модели семейных представлений средней сложности со сложными моделями, мы можем сделать вывод о том, что первые отличаются меньшей полнотой, конкретизирован- ностью, психологичностью, присутствием категоричных суждений – семейных постулатов.
Изучение особенностей простых моделей семейных представ- лений также позволяет выделить ряд их отличительных признаков.
Рассмотрим как пример вопросы и комментарии к ним одного из носителей таких моделей.
Евгений Ф., 24 года, женат 1,5 года.
Ситуация № 1. «Заманчивая работа в другом городе».
Вопросы:
1) «Прежняя зарплата героя была большой?»;
2) «Ему выплатят зарплату за четвертый месяц?»;
3) «Жена получает зарплату?».
Комментарии:
– «Если герой не получает зарплату, то уедет. Думаю, что если ему даже и выплатят зарплату за остальные месяцы, то он все равно
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
65 уедет. Кто же упустит возможность получить хорошую работу в
Москве? Мужчина должен обеспечивать семью. Жена должна согла- ситься с мужем».
Ситуация № 2. «Внеплановые деньги».
Вопросы:
1) «Зарплата героя больше 100 долларов»;
2) «Кто-нибудь может рассказать жене о его выигрыше?».
Комментарии:
– «Если у героя зарплата маленькая, а жене никто ничего не расскажет, то зачем деньги отдавать?! Мужчине всегда нужны кар- манные деньги».
Ситуация № 3. «Отказ 14-летнего подростка подчиниться».
Вопросы:
1) «Сын – трудный подросток?».
Комментарии:
– «14 лет – трудный возраст. Бесполезно спорить с подростком.
Думаю, что отец все же отпустит сына на дискотеку».
Приведенный нами пример показывает, что простые модели семейных представлений включают в себя наименьшее количество элементов. Судя по количеству вопросов, которые задавали супруги по конкретным семейным ситуациям, им вполне было достаточно той информации, которая содержалась в рассказе, чтобы уверенно отве- тить на вопрос: «Как поступил герой?».
Супругов с простыми моделями семейных представлений практически не интересовала информация о личности героя. Так, например, в первой ситуации почти никто из них не спрашивал, что представляет собой герой, любит ли он свою жену, каковы его взаи- моотношения с ней и ее характер.
Комментарии к вопросам показывают, что простые модели се- мейных представлений буквально насыщены категоричными сужде- ниями – наивными семейными постулатами. Например, «мужчина должен обеспечивать семью», «жена должна соглашаться с мужем» и т. д.
Таким образом, мы можем отметить следующие отличитель- ные особенности простых моделей:
1. Неполнота (не отражены существенные аспекты ситуации и личностные особенности героев).
2. Схематичность (не учтены детали).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»